Пропаганда времен нацистской оккупации СССР (материал со свидетельствами очевидцев)
Войны в разные времена помогали выиграть не только пехотинцы, кавалерия, танки, пушки и самолеты, но и, по меньшей мере, еще один элемент, который можно назвать информационной обработкой населения. Гитлеровская машина, которая в июне 1941 года, двинулась на Советский Союз, до этого успев подмять под себя почти всю Европу, старалась эффективно использовать пропагандистские рычаги, чтобы среди населения, оставшегося на оккупированных территориях, посеять как устойчивую неприязнь к советской власти, так и привлечь это население к активному сотрудничеству с оккупационными войсками.
Историки признают, что в первые месяцы Великой Отечественной войны нацистская пропаганда приносила Третьему Рейху ощутимые плоды на оккупированных территориях СССР. Пропагандистским «мозгом» всего Третьего Рейха можно считать Йозефа Геббельса, который сумел за годы своей работы на посту рейхсминистра образования и пропаганды отточить жало информационной войны до предельной остроты.
Граждан призывали участвовать в еврейских погромах, поисках семей политработников, не успевших выбраться с захваченных немцами территорий. Одни старались оградиться от обрушившегося пропагандистского потока, шедшего из Германии, другие же активно примеряли на себя роль помощников «освободительной армии», с охотой записываясь в полицейские дружины для наведения нового порядка на территории так называемых Рейсхкомиссариатов.
Пропаганда сулила тем, кто готов пойти на сотрудничество с немецкими войсками буквально златые горы: от солидного по тем временам денежного довольствия, продуктовых пайков до возможности проявлять свою власть в отношении лиц на вверенной территории. Массовая запись в полицейские (полицаи) была отмечена на территории Рейскомиссариата Остланд, в который входили Прибалтийские Республики, восток Польши и запад Белоруссии. Статус полицейского манил всех тех, кто увидел в немецкой армии то, что «всерьез и надолго». При этом среди полицаев, скажем так, завербованных немецкой стороной, могли быть люди, которые еще несколько недель назад (до немецкой оккупации) заявляли о своей активной поддержке советской власти… Этакое неприкрытое лицемерие, базирующееся на самых низменных человеческих чувствах, искусно используемое германскими оккупационными властями для решения своих задач.
И среди задач этих была задача по культивации коллаборационизма, произраставшего на почве приспособленчества. Задача решалась разными способами: где-то это было откровенное запугивание – тот самый кнут, где-то привлечение с помощью «пряника» в виде описание всех ярких красок жизни человека, сотрудничающего с новыми властями. Пропагандистский пресс применялся постоянно.
В качестве одного из методов нацистов на захваченных территориях был пропагандистский метод, связанный с тем, что Третий Рейх якобы собирается восстановить Русскую Православную Церковь. Православные верующие, особенно представители духовенства, весьма позитивно встретили новость, которая исходила из уст оккупационных войск. Священникам первоначально действительно дали определенную свободу на оккупированных территориях, однако назвать то, что делали нацисты в захваченных областях СССР, восстановлением церкви и духовных традиций русского народа может лишь тот человек, который крепко сидит на своих убеждениях.
Только вот те же журналы старались не рассказывать, что других представителей монголоидной расы Рейх очень даже поощряет (японцев, например). Старались они не рассказывать гражданам Рейха и о том, что «немытые и темные славяне» в лице румынских полков активно воюют на стороне Вермахта. Иначе сам факт «арийского завоевания мира» был бы явно смазан…
Зато в этих и других подобных «кинозарисовках» нередко показывалось как «прекрасно» живется тем русским, украинцам, белорусам, которые «уехали» на работу в Третий Рейх. Кофе со сливками, отглаженная униформа, кожаные ботинки, реки пива, колбасы, санатории и даже бассейны…
Мол, вы только признайте Третий Рейх вместе с Адольфом Гитлером как законную власть, вы только предайте соседа, поучаствуйте в антиеврейских погромах, поклянитесь на верность новому порядку…
Однако при всей мощи этой пропагандистской машины, ей так и не удалось завладеть умами большинства. Да – были те, кто не устоял перед соблазнами прикоснуться к новой власти, были те, кто наивно полагал, что новая власть действительно видит в них индивидуумов, защищает их интересы. Но никакие пропагандистские потуги так и не смогли сломить волю народа, которая была сильнее любой идеи разделения, сегрегации, порабощения.
Враг осознал, что никакие плакаты и никакие скрупулезно подобранные кадры не способны заставить этот народ встать на колени.
Историки признают, что в первые месяцы Великой Отечественной войны нацистская пропаганда приносила Третьему Рейху ощутимые плоды на оккупированных территориях СССР. Пропагандистским «мозгом» всего Третьего Рейха можно считать Йозефа Геббельса, который сумел за годы своей работы на посту рейхсминистра образования и пропаганды отточить жало информационной войны до предельной остроты.
Граждан призывали участвовать в еврейских погромах, поисках семей политработников, не успевших выбраться с захваченных немцами территорий. Одни старались оградиться от обрушившегося пропагандистского потока, шедшего из Германии, другие же активно примеряли на себя роль помощников «освободительной армии», с охотой записываясь в полицейские дружины для наведения нового порядка на территории так называемых Рейсхкомиссариатов.
Пропаганда сулила тем, кто готов пойти на сотрудничество с немецкими войсками буквально златые горы: от солидного по тем временам денежного довольствия, продуктовых пайков до возможности проявлять свою власть в отношении лиц на вверенной территории. Массовая запись в полицейские (полицаи) была отмечена на территории Рейскомиссариата Остланд, в который входили Прибалтийские Республики, восток Польши и запад Белоруссии. Статус полицейского манил всех тех, кто увидел в немецкой армии то, что «всерьез и надолго». При этом среди полицаев, скажем так, завербованных немецкой стороной, могли быть люди, которые еще несколько недель назад (до немецкой оккупации) заявляли о своей активной поддержке советской власти… Этакое неприкрытое лицемерие, базирующееся на самых низменных человеческих чувствах, искусно используемое германскими оккупационными властями для решения своих задач.
На фото - полицаи города Ровно
И среди задач этих была задача по культивации коллаборационизма, произраставшего на почве приспособленчества. Задача решалась разными способами: где-то это было откровенное запугивание – тот самый кнут, где-то привлечение с помощью «пряника» в виде описание всех ярких красок жизни человека, сотрудничающего с новыми властями. Пропагандистский пресс применялся постоянно.
В качестве одного из методов нацистов на захваченных территориях был пропагандистский метод, связанный с тем, что Третий Рейх якобы собирается восстановить Русскую Православную Церковь. Православные верующие, особенно представители духовенства, весьма позитивно встретили новость, которая исходила из уст оккупационных войск. Священникам первоначально действительно дали определенную свободу на оккупированных территориях, однако назвать то, что делали нацисты в захваченных областях СССР, восстановлением церкви и духовных традиций русского народа может лишь тот человек, который крепко сидит на своих убеждениях.
Пропагандистский плакат
Только вот те же журналы старались не рассказывать, что других представителей монголоидной расы Рейх очень даже поощряет (японцев, например). Старались они не рассказывать гражданам Рейха и о том, что «немытые и темные славяне» в лице румынских полков активно воюют на стороне Вермахта. Иначе сам факт «арийского завоевания мира» был бы явно смазан…
Зато в этих и других подобных «кинозарисовках» нередко показывалось как «прекрасно» живется тем русским, украинцам, белорусам, которые «уехали» на работу в Третий Рейх. Кофе со сливками, отглаженная униформа, кожаные ботинки, реки пива, колбасы, санатории и даже бассейны…
Нацистский пропагандистский плакат
Мол, вы только признайте Третий Рейх вместе с Адольфом Гитлером как законную власть, вы только предайте соседа, поучаствуйте в антиеврейских погромах, поклянитесь на верность новому порядку…
Однако при всей мощи этой пропагандистской машины, ей так и не удалось завладеть умами большинства. Да – были те, кто не устоял перед соблазнами прикоснуться к новой власти, были те, кто наивно полагал, что новая власть действительно видит в них индивидуумов, защищает их интересы. Но никакие пропагандистские потуги так и не смогли сломить волю народа, которая была сильнее любой идеи разделения, сегрегации, порабощения.
Враг осознал, что никакие плакаты и никакие скрупулезно подобранные кадры не способны заставить этот народ встать на колени.
Автор: Володин