Покупка кораблей за рубежом - хорошая примета?
"Ташкент" прорывается в осажденный Севастополь
Вторая покупка – лидер эсминцев «Ташкент», легендарный «голубой крейсер» Черноморского флота, построенный на верфях Ливорно (Италия). Корабль строили настоящие Мастера – скорость лидера превысила 43 узла, что сделало его самым быстроходным боевым кораблем в мире!
Однако, очередная попытка использовать зарубежный военный корабль окончилась трагически – трофейный итальянский линкор «Джулио Чезаре» (более известный, как «Новороссийск») был уничтожен взрывом спустя 10 лет после окончания войны. Гибель «Новороссийска» окутана мистической тайной - до сих пор неизвестно, что стало причиной гибели корабля: несчастный случай, диверсия с использованием внутренней «закладки» или внешнее взрывное устройство, установленное под днищем линкора диверсантами из отряда «Черного князя» Валерио Боргезе.
«Итальянский след» выглядит весьма убедительно, учитывая, что итальянцы явно не желали расставаться со своим кораблем и были готовы уничтожить его любой ценой, лишь бы не сдавать линкор врагу. Странно, конечно, что ждали целых 10 лет.
Во второй половине XX века Советский Союз периодически позволял себе размещать крупные военные и гражданские заказы на верфях иностранных государств. Ни о каком «техническом отставании» речи, разумеется, не шло – причины иностранных заказов чаще всего лежали в политической или экономической плоскости.
Так, например, в начале 1970-х годов, СССР широким «хозяйским» жестом пожаловал Польше право на строительство больших десантных кораблей проекта 775. Причин у этого странного решения советского руководства было две:
1. Всячески поддержать своего союзника по Варшавскому блоку;
2. Советские верфи были перегружены более солидными заказами, СССР было некогда возиться с «мелочью» водоизмещением по 4000 тонн.
Легкий авианосец "Викрамадитья" - бывший авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Горшков", он же - "Баку"
И все-таки, столь легкомысленное отношение к выбору зарубежных поставщиков, в конце концов, сурово наказало индийских моряков: ввиду известных экономико-политических событий, происходивших в России на рубеже XXI века, выполнение многих индийских контрактов оказалось под вопросом. Задержки в строительстве авианосца «Викрамадитья» служат грозным предупреждением всем, кто лелеет надежды в стиле «заграница нам поможет» - нельзя всецело полагаться даже на проверенных зарубежных партнеров.
Любопытный штрих: первоначально, одним из реальных конкурентов «Викрамадитьи» («Адмирала Горшкова») был авианосец «Китти Хоук» - в случае покупки старого американского авианосца, индийский флот заиграл бы всем буйством тропических красок!
Мы намеренно не станем рассматривать в подробностях экспорт морских вооружений в страны Третьего мира – понятно, что на этом рынке вращаются миллиарды рублей (долларов или евро). В ход идет все – от самых новых конструкций, до покупки устаревших кораблей, списанных из состава ВМС развитых стран. Последний эсминец времен Второй мировой войны (американский «Флетчер») был списан в Мексике лишь в 2006 году!
Из всех вышеперечисленных фактов следует ряд немудреных выводов:
1. Истеричные крики некоторых представителей российского общества: «Не пущать французов на русский флот!» или «Докатились! Позор! Уже корабли строим во Франции!» - не более чем дешевая комедия, рассчитанная на впечатлительную публику. Мы покупали зарубежные корабли, покупаем, и, наверняка, будем покупать в будущем. Это нормальная общемировая практика. Главное – не злоупотреблять этим приёмом и делать все по уму и в меру.
2. В идеальном варианте, любые корабли должны строиться на отечественных верфях. Но, увы, так получается не всегда – в силу многих причин (технических, политических, экономических) страны вынуждены покупать корабли друг у друга.
Если возникла острая необходимость в обновлении отечественного флота, то какой вариант предпочтительнее – приобрести за рубежом серию готовых кораблей или ограничиться покупкой технологий? Поначалу, я планировал провести общественный опрос на эту тему, однако, даже без всяких опросов очевидно, что 75% публики будут за покупку и изучение зарубежных технологий, с целью их последующего внедрения на отечественных производствах. Увы… так тоже получается не всегда.
3. Решение о покупке зарубежных военных кораблей должно приниматься не на основе логики «советское надежнее» или «иномарки лучше», а исходить из конкретных потребностей моряков. «Нужен» или «не нужен» - вот в чем вопрос.
Пришел момент сорвать покровы и открыто спросить: Нужен ли российским морякам УДК «Мистраль»? Я не в праве давать однозначный ответ на этот вопрос. Но, судя по реакции общественного мнения и экспертов ВМФ, покупка французских УДК предстаёт как очередная авантюра. Если российскому флоту так необходимы западные технологии - может быть, стоило приобрести взамен вертолетоносцев многоцелевые фрегаты «Лафайет» или «Горизонт»? По-крайней мере, у такой покупки сразу найдется ряд адекватный объяснений.
4. Любопытно, что за всю историю покупок иностранных кораблей не было отмечено ни одного случая каких-либо подлостей со стороны экспортера или губительных «закладок» в конструкции корабля. Ни одного случая! Что, впрочем, объясняется довольно прозаически – одно выявление такого «сюрприза» и рынок вооружений закрыт для страны на десятки лет, пятно на репутации не отмыть.
Однако, вне всяких сомнений, любая зарубежная техника нуждается в тщательной проверке - просто так, на всякий случай.
Что касается эпопеи с «Мистралями», то стоит признать, что флот в очередной раз оказался в роли «нелюбимого пасынка», чьи интересы принесены в жертву более насущным проблемам внешней политики. Мнение самих моряков никого не интересует - в сложившихся условиях, логичным решением будет принять французские «подарки» и начать готовиться к освоению вертолетоносцев – в противном случае, выделенные деньги могут запросто уйти в оффшоры.
Ка-52 "Аллигатор" на палубе УДК "Мистраль", 2009 год
«Подарки», говоря откровенно, отнюдь не так плохи, как их порой пытаются представить, – даже без учета специфических десантных функций УДК «Мистраль», его авиагруппа из 16 вертолетов представляет собой грозную силу на морских просторах: противолодочные задачи, поисково-спасательные операции, высадка и огневая поддержка «точечных» десантов – спектр применения вертолетов чрезвычайно широк. Одна из винтокрылых машин может выполнять функции «летающего радара» - дальность обнаружения РЛС на высоте 1000 метров в 10 раз выше, чем у радара на вершине мачты корабля.
Наконец, вся эта трагикомедия обошлась «всего лишь» в 100 миллиардов рублей – смешная сумма просто теряется на фоне обещанных 5 триллионов на развитие ВМФ России до 2020 года. Было бы о чем спорить, честное слово…
Универсальный десантный корабль "Мистраль"
Вид с палубы военного транспорта "Лэнс-капрал Рой Вит". Американцы беззастенчиво пользуются старой советской техникой
Автор: Santa Fe