БТР-Т из танка

Тяжелый бронетранспортер на базе танка Т-55 впервые был показан на 2-й выставке ВТТВ-97 в Омске. Разрабатывая машину с учетом тяжелых городских боев первой Чеченской кампании, Омское КБ транспортного машиностроения (КБТМ) в достаточно короткий срок спроектировало и построило гусеничный БТР, использовав для этого шасси устаревшего среднего танка Т-55.



Надо отметить, что работа велась в инициативном порядке, на собственные средства. В итоге получилась боевая машина, по уровню общей защищенности не уступающая, а по противоминной защите, в частности, — превосходящая основные боевые танки Т-80 и Т-90. «Ванна» корпуса, двигатель с системами и ходовая часть остались прежними. Установку на Т-55 более совершенных двигателей мощностью до 690 л.с. и модернизацию ходовой части с применением облегченных опорных катков из алюминиевого сплава КБТМ КБ проводило на других образцах, а на данном изделии разработки не внедрялись, чтобы не увеличивать его конечную стоимость. Существенной переделке подвергли верхнюю часть корпуса танка боевое отделение увеличили по высоте и расширили надгусеничные полки. Стальные короба продолжили над полками до кормы, внутри их расположили дополнительные топливные баки, а сверху смонтировали дымовые гранатометы системы «Туча».

Оборонительное вооружение установили во вращающейся башне на крыше корпуса. Фактически вооружение находится не в башне, а над ней, наводчик размещается внутри защищенного отсека машины. Управляет вооружением командир машины, находящийся в башне. Для наведения используются дневной, ночной и зенитный прицелы Поскольку комплекс ПТУР «Конкурс» перевозится внутри машины, а для стрельбы устанавливается на кронштейн снаружи башни, оператору при наведении необходимо высовываться из башенного люка по пояс. Возможно использование ПТРК отдельно от машины, его тренога перевозится в укладке. Опытный образец демонстрировался на омской выставке в разное время с различными комплексами вооружения. 30-мм пушкой 2А42 и ПТУР или 12,7-мм пулеметом «Утес» и ПТУР.



Тем временем армия в Чечне продолжала (и продолжает) ездить на БМП-1/2 и БТР 70/-80, причем преимущественно верхом, так как их броня практически ни от чего не спасает. Денег на выпуск хотя бы опытной партии машин и их испытания в реальной обстановке так и не нашлось. Израильтяне, чей опыт в КБТМ наверняка учитывался, находятся в состоянии длительного вооруженного конфликта с населением Палестины. В городских боестолкновениях широко применяются тяжелые гусеничные БТР «Ахцарит», переделанные из захваченных в ходе предыдущих арабо-израильских конфликтов средних танков Т-54 и Т-55. По данным западной печати, число таких машин дошло чуть ли не до тысячи! Ничего удивительного, если учесть, что первые БТР этого типа появились аж в 1987 году. Из 44 т. общей массы машины более 14 т. приходится на защиту, а вооружение состоит из одного дистанционно управляемого пулемета FN 7,62 М240 (еще три могут устанавливаться в простейшие крепления у верхних люков, но стрелять из них можно, лишь высунувшись по пояс Более компактный двигатель Detroit Diesel 8V071 ТТА в сочетании с полуавтоматической трансмиссией Allison XTG-411-4 дал возможность разработчикам перекомпоновать МТО, выделив место для заднего «туннеля» для обеспечения безопасности покидания машины под огнем. Впрочем, на безлимитные американские кредиты чего только не напроектируешь. Нам-то надо исходить из своих реальных возможностей, а не благих пожеланий установить систему «Арена», тепловизор, пушку помощнее, миномет и ПЗРК. А кто будет платить за все это «великолепие»?



Место танковой башни заняла рубка большего объема, чем на БТР-Т, прикрытая спереди и с боков блоками встроенной динамической защиты. На крыше вместо специально спроектированной башни установлен стандартный командирский люк с турелью для 12,7 мм пулемета, применявшийся на «семьдесятдвойках». Экраны с элементами динамической защиты (по типу Т-90) теперь прикрывают нижнюю часть корпуса почти на всю длину. Увеличенная высота бронированных коробов с дополнительными топливными баками на надгусеничных полках по сторонам МТО повышает безопасность покидания машины через задние люки. Своеобразный бронированный «окоп», получившийся из рубки и бортов вокруг крыши МТО, позволяет вести стрельбу «шмелями», не спешиваясь. Прицельная дальность стрельбы — до 600 м, а максимальная — до 1000 м дает преимущества в бою при поражении дотов или огневых точек в городской застройке Производство БМО-Т, ведущееся в Омске, можно назвать мелкосерийным. Определенный интерес к машине, который сдерживается лишь финансовыми ограничениями, проявляют и Сухопутные войска.