Круглые суда адмирала Попова. Часть 4. Поповки в Русско-турецкой войне и новые идеи

12 апреля 1877 года началась война с Турцией, которая значительно охладила восторги поклонников круглых судов. Оба корабля Попова числились в составе «активной обороны Одессы», где почти практически весь период боевых действий простояли на рейде. За 1877 год поповки совершили лишь три выхода: 27-28 июля они совершили боевой поход к Килийскому гирлу Дуная, во время которого прикрывали перегон кораблей Нижне-Дунайской флотилии, а также два практических плавания, в Очаков (25 июня) и на испытания в море (5 августа). Лишь однажды турецкие корабли показались на горизонте около Одессы, однако до боя так и не состоялся, хотя поповки с якоря снялись и направились к линии минных заграждений... Запланированный на начало 1878 года новый выход судов к Дунаю не состоялся из-за свежих погод. Также не дошло дело и до похода к Босфору, где должна была проходить защита предполагавшихся там минных заграждений.

Броненосец береговой обороны "Вице-адмирал Попов"


Несмотря на то, что за черноморскими броненосцами была признана лишь оборонительная функция, поповки руководителями флота обстоятельно готовились к боям. На обоих судах легкие штурманские рубки, мешавшие стрельбе, были сняты еще в первой половине 1877 года, в тоже время на кормовом мостике «Новгорода» было установлено две 87-миллиметровые пушки. На крылья бортовых мостиков второй поповки решили поставить еще пару скорострельных орудий. В октябре были проведены боевые стрельбы на дистанции 700 метров в щит, имитируя поражение забронированного борта неприятельского корабля. «Новгород» из восьми выстрелов добился пяти прямых попаданий, «Вице-адмирал Попов» — из одиннадцати восемь. Осенью командиром последнего броненосца стал капитан второго ранга Бистром К.Р., а его место на «Новгороде» было занято капитаном второго ранга Балк А.О. Оба командовали судами вплоть до 1884 года.

Зима 1877—1878 годов прошла в непрерывных ремонтах: команды перебирали машины, николаевские и одесские мастеровые стелили на крыши надстроек палубы, обшивали внутренние помещения деревом. На «Новгороде» опять установили вентиляторные машины, на второй поповке решили установить снятые с «Петра Великого».

В Николаеве к этому времени закончили сборку нового одностенного плавучего дока имеющего подъемную силу 3600 тонн. Это оригинальное сооружение инженера Стандфилда, годное для подъема не только обычных, но и круглых судов, было построено в Англии в 1876 году. Более года потребовалось на доставку в Николаевское адмиралтейство его частей и механизмов, а также оборудования и станков для окончательной сборки дока. Руководил работами автор проекта, наблюдение за их ходом в Англии и России вел самый инициативный помощник Попова, капитан Гуляев Э.Е. Общая стоимость сооружения, с усовершенствованиями внесенными тем же Гуляевым, составила около миллиона рублей.



Чтобы определить возможности достижения круглыми судами Попова скорости 12—14 узлов, модели кораблей, впервые в российском судостроении, были подвержены в 1875—1876 годах испытаниям в опытовом бассейне Вильяма Фруда, являвшемся единственном в мире полигоном-лабораторией для буксировочных испытаний моделей. Научными выводами подтвердились черноморские натурные испытания: Фруд, во-первых, доказал, что при скоростях более 9 узлов поповка зарывается в воду, во-вторых, для достижения скорости порядка 14 узлов необходимо будет в пять раз увеличить мощность силовой установки судна! Английский исследователь по результатам опытов построил «диаграмму брони и орудий, которую могут носить корабли при скорости 12—14 узлов», продемонстрировав очевидное — от формы круга необходимость отойти: испытываемые модели (доски) в первом приближении наращивались остроконечными наделками. При данной, эллипсообразной, форме можно было предполагать достижение требуемых скоростей, при уменьшении осадки. В 1877 году воодушевленный Попов А.А. составил проект эллиптического броненосца. Судя по сохранившимся указаниям генерал-адмирала о требованиях «к будущему броненосцу», очередная поповка должна нести 610-миллиметровую броню и четыре 80-тонных 406-миллиметровых орудия; ее скорость, при осадке в 6,1—6,7 метров, определялась в 12 узлов. Спустя год случай предоставил изобретателю возможность применить свою новую идею на практике.

Тактико-технические элементы «Новгорода» на 1884 год:
Диаметр корабля – 30,78 м;
Диаметр дна – 23,16 м;
Осадка при полном водоизмещении:
носом – 4,11 м;
кормой – 4,09 м;
Высота надводного борта на миделе – 0,46 м;
Диаметр барбета:
наружный – 9,14 м;
внутренний – 8,23 м;
Высота барбета – 2,90 м;
Полное водоизмещение – 2491 т;
Число паровых машин – 4 (при постройке 6 паровых машин)
Суммарная мощность - 2000 л. с. (суммарная мощность при постройке 3360 л. с.);
Число винтов – 4 (первоначально 6 винтов);
Количество котлов – 8;
Скорость хода:
наибольшая – 6 узлов (наибольшая скорость в 1873 — 1876 годах 7 узлов);
экономическая – 5 узлов;
Запас угля в ямах – 200 т;
Дальность плавания полным ходом – 480 миль;
Вооружение:
число орудий — 2;
калибр — 280 мм;
Бронирование:
борт – 178-229 мм;
борт с учетом подкладки – 229- 280 мм;
барбет – 229 мм;
барбет с учетом подкладки – 280 мм;
палуба – 70 мм;
Экипаж:
офицеров – 15 человек;
матросов – 136 человек;
Стоимость корабля – 2,83 миллиона рублей.

Тактико-технические элементы «Вице-адмирала Попов» на 1884 год:
Диаметр корабля – 36,57 м (фактические размерения по данным строителей: ширина — 35,86 м, длина – 38,66 м);
Диаметр дна – 29,26 м;
Осадка при полном водоизмещении:
носом – 4,11 м;
кормой – 4,49 м (со средними винтами — 5,79 м);
Высота надводного борта на миделе – 0,46 м;
Диаметр барбета:
наружный – 10,36 м;
внутренний – 8,84 м;
Высота барбета – 3,35 м;
Полное водоизмещение – 3600 т;
Число паровых машин – 6 (при постройке 8 паровых машин);
Суммарная мощность – 3066 л. с. (при постройке суммарная мощность 4480 л. с.);
Число винтов – 4 (при постройке 6 винтов);
Количество котлов – 12;
Скорость хода:
наибольшая – 8,5 узла;
экономическая – 6,5 узла;
Запас угля в ямах – 250 т;
Дальность плавания полным ходом – 540 миль;
Вооружение:
число орудий — 2;
калибр — 305 мм;
Бронирование:
борт – 178-406 мм;
борт с учетом подкладки – 229-457 мм;
барбет – 406 мм;
барбет с учетом подкладки – 457 мм;
палуба – 70 мм;
Экипаж:
офицеров – 15 человек;
матросов – 136 человек;
Стоимость корабля – 3,26 миллиона рублей.