Слишком много новшеств: американские танки семейства T95
Пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века были временем, пожалуй, самого бурного развития вооружений и военной техники. Характерной чертой того времени также была быстрая смена поколений техники и вооружений. Как только разворачивалось серийное производство одного образца, сразу же начиналась разработка нового. В результате всего за несколько лет удалось пройти достаточно большой путь, а также придумать массу новых идей и разработать множество оригинальных, в том числе и прорывных, технологий. Очередным прорывом в техническом и технологическом плане должен был стать новый американский танк, разработка которого началась в первой половине пятидесятых. Однако при всех своих преимуществах этот танк оказался слишком сложным для того времени и разработанные для него решения и технологии дали практический результат только через несколько лет.
Башню нового танка T95 также предлагалось делать литой. Ее лоб имел толщину 178 миллиметров и наклон в 60°, а борта – 76 мм и 45° соответственно. Сзади экипаж и боекомплект должна была защищать вертикальная корма толщиной 51 мм. Из всех частей башни переменную толщину имела только крыша – от 38 до 51 мм. Самой толстой деталью бронирования танка T95 была маска орудия сравнительно небольшого размера и толщиной в 381 миллиметр. Как и на танке M48, башня T95 устанавливалась на погон диаметром 2,16 метра (85 дюймов).
На ранних стадиях оба проекта новых средних танков подразумевали использование нового Х-образного 12-цилиндрового дизеля мощностью не менее 750 лошадиных сил. Такой двигатель мог обеспечить необходимые ходовые качества и при этом занимал сравнительно мало места. Однако к тому времени, когда объединенный проект T95 дошел до стадии подготовки сборочной документации, перспективный мотор еще не был готов. Поэтому первые опытные танки решили комплектовать менее мощным (460 л.с.) 8-цилиндровым бензиновым двигателем AOI-1195. Размещенный поперек корпуса мотор передавал крутящий момент на четырехступенчатую трансмиссию XTG-410. Последняя приводила в движение ведущие зубчатые колеса, которые посредством цевочного зацепления перематывали гусеницу. Внутри моторно-трансмиссионного отделения удалось разместить топливные баки общим объемом в 780 литров.
После слияния двух проектов ходовая часть перспективного среднего танка разрабатывалась на основе исходного T95. Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра, направляющего и ведущего колеса на борт. При этом, благодаря своему диаметру, опорные катки также выполняли функцию поддерживающих роликов. Опорные катки были закреплены на корпусе при помощи торсионной подвески, а передний и задний каток на каждом борту также оснащался дополнительным гидравлическим амортизатором. Проектом T95 подразумевалось создание двух типов опорных катков: сплошных и облегченных. Во втором случае в них проделывались отверстия. Каждая гусеница с резинометаллическим шарниром состояла из 80 траков шириной 533 миллиметра. Также рассматривался вариант с более широкой 610-мм гусеницей.
Перед описанием вооружения и оборудования танка T95 необходимо отметить следующий факт. После объединения двух проектов всерьез рассматривалась возможность создания на базе единого шасси целого семейства бронированных машин. В результате было разработано сразу девять модификаций танка T95, отличавшихся друг от друга различными нюансами конструкции и вооружения. Базовый вариант танка T95 предполагалось комплектовать 90-миллиметровой гладкоствольной пушкой T208. Она размещалась на оригинальной безоткатной установке и имела двухплоскостной стабилизатор. Пушка могла разгонять подкалиберный снаряд до скорости около полутора километров в секунду. При такой начальной скорости сердечник боеприпаса из карбида вольфрама на расстоянии в 2000 ярдов (1828 метров) пробивал до 125-130 миллиметров брони при угле встречи в 60°. Внутри боевого отделения можно было разместить до 50 снарядов. Для наведения пушки экипаж располагал телескопическими прицелами моделей T183 и T171, а также перескопическим T50. Определение дальности до цели предполагалось осуществлять при помощи дальномера T53 OPTAR, измерявшего расстояние при помощи импульсов света. Помимо прицелов оптика танка T95 и других модификаций состояла из трех перископов механика-водителя с возможностью замены среднего на прибор ночного видения, пяти наблюдательных стекол на командирской башенке и перископического прицела зенитного пулемета. Дополнительное вооружение T95 состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M37 и зенитной установки с дистанционно управляемым пулеметом M2 калибра 12,7 мм.
Поскольку в ходе проекта T95 планировалось создать, как минимум, два танка с разным вооружением, на базе исходной бронемашины было сделано несколько новых конструкций. При этом шасси или ходовая часть никак не изменялись, а все различия касались в основном башни и ее оснащения.
Первым альтернативным вариантом нового танка стал проект T95E1. Он сохранил прежнюю 90-мм пушку, но ее установили на противооткатных устройствах. Однако наличие последних плохо сказалось на внутренних объемах башни и поэтому орудие лишилось стабилизатора. Боевые качества танка изменились, но все же остались приемлемыми для практического использования.
Затянувшаяся разработка башни для пушки большего калибра привела к появлению альтернативного варианта компоновки «тяжелопушечного» танка. Танк T95E5 предлагалось оснастить башней от M48A2 и нарезным 105-мм орудием Royal Ordnance L7 английской разработки, получившим американский индекс T254.
Еще более серьезным в отношении вооружения типом техники мог стать танк T95E6, который предлагалось оснащать башней от T95E4 и нарезной пушкой T123 калибра 120 миллиметров. Но эта пушка с раздельно-гильзовым заряжанием пробивала лишь 120 миллиметров брони с расстояния в 2000 ярдов и угле встречи в 60°.
Предпринимались попытки «вписать» британское орудие L7 в башню танка T95E1. Такая модификация получила обозначение T95E7. Система крепления орудия осталась такой же, как и на самом танке с литерой «E1», однако изменился ряд других технических деталей.
В 1958 году стало ясно, что американское двигателестроение не сможет в ближайшее время создать новый танковый дизель с Х-образным расположением цилиндров. Таким образом, временная мера в виде имеющегося на T95 двигателя AOI-1195 требовала замену. Более того, новый двигатель имел все шансы стать основным типом силовой установки для всего семейства T95. В результате сравнения был выбран 12-цилиндровый мотор General Motors 12V71T мощностью в 570 л.с., построенный по V-образной схеме. Был подготовлен проект установки такого дизеля на танк T95E2, обозначенный как T95E8.
Наконец, в качестве унифицированной с танком вспомогательной техники разрабатывалась бронированная инженерная машина с вооружением из одного пулемета, бульдозерным отвалом и набором прочего специального оборудования. В качестве основы для нее было взято шасси исходного T95.
Проблемы инженерного и технического характера самым плохим образом сказались на судьбе всего проекта. Из-за них сборка прототипов, словно игнорируя логику, шла не по порядку. Весной 1957 года закончилось строительство первого T95E2, а в середине того же года из цеха вышел прототип T95E3. Лишь в феврале 58-го был готов к испытаниям T95 «базовой» конфигурации, а чуть позже закончилась сборка единственного T95E1. Что касается остальных вариантов перспективного среднего танка, то в их случае дела обстояли гораздо хуже. Шасси для первого T95E4 было собрано, но ему пришлось дожидаться башни с вооружением. И все же стоит признать, что этому танку крупно повезло, ведь все остальные варианты T95 – E5, E6, E7, E8 и T118 – так и остались на чертежах.
Испытания всех собранных танков наглядно показали недостаточную мощность силовой установки. Бронемашины с боевой массой в 38-39 тонн при 460-сильном двигателе имели удельную мощность всего в 10-11 л.с. на тонну. Естественно, при таких параметрах о высокой скорости или проходимости не могло быть и речи. На шоссе все три танка разгонялись только до 55-56 километров в час, но на пересеченной местности ощутимо теряли скорость. Танки T95, T95E1, T95E2 и T95E3 могли преодолевать подъем в 30 градусов, забираться на 90-сантиметровую стенку и пересекать вброд водоемы не глубже 1,2 метра. Конечно, ходовые качества танков семейства T95 либо равнялись, либо превосходили характеристики танка M48 Patton III, но по совокупности ходовых и боевых данных преимущества новых бронемашин были незначительными.
К концу пятидесятых годов было построено девять танков-прототипов: четыре оригинальных T95, один T95E1, а также по два T95E2 и T95E3. Также планы конструкторов подразумевали создание одного прототипа T95E4 (его так и не достроили), двух T95E5, четырех T95E6, двух T95E7 и одного T95E8. Кроме того, рассматривались предложения относительно переоснащения исходного шасси T95 более мощным двигателем. В таком случае на базе танка T95E8 могло быть сделано еще несколько прототипов с индексами «E9», «E10», «E11» и «E12». Однако они, как и T95E8, навсегда остались в планах.
Более мощный двигатель мог значительно увеличить боевой потенциал перспективного среднего танка. Однако даже в 1959 году не были готовы оригинальная башня для 105-мм пушки и дальномер новой конструкции. В результате этих проблем новые танки семейства T95, при значительно большей стоимости и сложности производства, не могли конкурировать с относительно дешевым и освоенным в производстве «Паттоном-3». Перспективный проект T95, имевший в своем составе несколько оригинальных технических решений, не соответствовал технологическим требованиям времени. На его доводку понадобилось бы, как минимум, несколько лет, что могло повлечь за собой отставание США в области бронетехники.
Результатом всех трудностей стало закрытие проекта T95. Военные хотели получить новый танк с более высокими характеристиками в самое ближайшее время, поэтому в качестве основной машины бронетанковых войск следующих лет был выбран только что разработанный M60. Хотя этот танк имел меньшую степень новизны по сравнению с T95, а конструкция основывалась на M48, его сочли куда более перспективным и удобным. В 1959 году американские танкостроители начали сборку серийных машин M60, а вскоре после этого проект T95 был окончательно закрыт. Ряд наработок по этому проекту был использован при модернизации M60 и создании других танков.
По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://afvdb.50megs.com/
http://jedsite.info/
http://strangernn.livejournal.com/
http://raigap.livejournal.com/
Башню нового танка T95 также предлагалось делать литой. Ее лоб имел толщину 178 миллиметров и наклон в 60°, а борта – 76 мм и 45° соответственно. Сзади экипаж и боекомплект должна была защищать вертикальная корма толщиной 51 мм. Из всех частей башни переменную толщину имела только крыша – от 38 до 51 мм. Самой толстой деталью бронирования танка T95 была маска орудия сравнительно небольшого размера и толщиной в 381 миллиметр. Как и на танке M48, башня T95 устанавливалась на погон диаметром 2,16 метра (85 дюймов).
На ранних стадиях оба проекта новых средних танков подразумевали использование нового Х-образного 12-цилиндрового дизеля мощностью не менее 750 лошадиных сил. Такой двигатель мог обеспечить необходимые ходовые качества и при этом занимал сравнительно мало места. Однако к тому времени, когда объединенный проект T95 дошел до стадии подготовки сборочной документации, перспективный мотор еще не был готов. Поэтому первые опытные танки решили комплектовать менее мощным (460 л.с.) 8-цилиндровым бензиновым двигателем AOI-1195. Размещенный поперек корпуса мотор передавал крутящий момент на четырехступенчатую трансмиссию XTG-410. Последняя приводила в движение ведущие зубчатые колеса, которые посредством цевочного зацепления перематывали гусеницу. Внутри моторно-трансмиссионного отделения удалось разместить топливные баки общим объемом в 780 литров.
После слияния двух проектов ходовая часть перспективного среднего танка разрабатывалась на основе исходного T95. Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра, направляющего и ведущего колеса на борт. При этом, благодаря своему диаметру, опорные катки также выполняли функцию поддерживающих роликов. Опорные катки были закреплены на корпусе при помощи торсионной подвески, а передний и задний каток на каждом борту также оснащался дополнительным гидравлическим амортизатором. Проектом T95 подразумевалось создание двух типов опорных катков: сплошных и облегченных. Во втором случае в них проделывались отверстия. Каждая гусеница с резинометаллическим шарниром состояла из 80 траков шириной 533 миллиметра. Также рассматривался вариант с более широкой 610-мм гусеницей.
Перед описанием вооружения и оборудования танка T95 необходимо отметить следующий факт. После объединения двух проектов всерьез рассматривалась возможность создания на базе единого шасси целого семейства бронированных машин. В результате было разработано сразу девять модификаций танка T95, отличавшихся друг от друга различными нюансами конструкции и вооружения. Базовый вариант танка T95 предполагалось комплектовать 90-миллиметровой гладкоствольной пушкой T208. Она размещалась на оригинальной безоткатной установке и имела двухплоскостной стабилизатор. Пушка могла разгонять подкалиберный снаряд до скорости около полутора километров в секунду. При такой начальной скорости сердечник боеприпаса из карбида вольфрама на расстоянии в 2000 ярдов (1828 метров) пробивал до 125-130 миллиметров брони при угле встречи в 60°. Внутри боевого отделения можно было разместить до 50 снарядов. Для наведения пушки экипаж располагал телескопическими прицелами моделей T183 и T171, а также перескопическим T50. Определение дальности до цели предполагалось осуществлять при помощи дальномера T53 OPTAR, измерявшего расстояние при помощи импульсов света. Помимо прицелов оптика танка T95 и других модификаций состояла из трех перископов механика-водителя с возможностью замены среднего на прибор ночного видения, пяти наблюдательных стекол на командирской башенке и перископического прицела зенитного пулемета. Дополнительное вооружение T95 состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M37 и зенитной установки с дистанционно управляемым пулеметом M2 калибра 12,7 мм.
Поскольку в ходе проекта T95 планировалось создать, как минимум, два танка с разным вооружением, на базе исходной бронемашины было сделано несколько новых конструкций. При этом шасси или ходовая часть никак не изменялись, а все различия касались в основном башни и ее оснащения.
Первым альтернативным вариантом нового танка стал проект T95E1. Он сохранил прежнюю 90-мм пушку, но ее установили на противооткатных устройствах. Однако наличие последних плохо сказалось на внутренних объемах башни и поэтому орудие лишилось стабилизатора. Боевые качества танка изменились, но все же остались приемлемыми для практического использования.
Затянувшаяся разработка башни для пушки большего калибра привела к появлению альтернативного варианта компоновки «тяжелопушечного» танка. Танк T95E5 предлагалось оснастить башней от M48A2 и нарезным 105-мм орудием Royal Ordnance L7 английской разработки, получившим американский индекс T254.
Еще более серьезным в отношении вооружения типом техники мог стать танк T95E6, который предлагалось оснащать башней от T95E4 и нарезной пушкой T123 калибра 120 миллиметров. Но эта пушка с раздельно-гильзовым заряжанием пробивала лишь 120 миллиметров брони с расстояния в 2000 ярдов и угле встречи в 60°.
Предпринимались попытки «вписать» британское орудие L7 в башню танка T95E1. Такая модификация получила обозначение T95E7. Система крепления орудия осталась такой же, как и на самом танке с литерой «E1», однако изменился ряд других технических деталей.
В 1958 году стало ясно, что американское двигателестроение не сможет в ближайшее время создать новый танковый дизель с Х-образным расположением цилиндров. Таким образом, временная мера в виде имеющегося на T95 двигателя AOI-1195 требовала замену. Более того, новый двигатель имел все шансы стать основным типом силовой установки для всего семейства T95. В результате сравнения был выбран 12-цилиндровый мотор General Motors 12V71T мощностью в 570 л.с., построенный по V-образной схеме. Был подготовлен проект установки такого дизеля на танк T95E2, обозначенный как T95E8.
Наконец, в качестве унифицированной с танком вспомогательной техники разрабатывалась бронированная инженерная машина с вооружением из одного пулемета, бульдозерным отвалом и набором прочего специального оборудования. В качестве основы для нее было взято шасси исходного T95.
Проблемы инженерного и технического характера самым плохим образом сказались на судьбе всего проекта. Из-за них сборка прототипов, словно игнорируя логику, шла не по порядку. Весной 1957 года закончилось строительство первого T95E2, а в середине того же года из цеха вышел прототип T95E3. Лишь в феврале 58-го был готов к испытаниям T95 «базовой» конфигурации, а чуть позже закончилась сборка единственного T95E1. Что касается остальных вариантов перспективного среднего танка, то в их случае дела обстояли гораздо хуже. Шасси для первого T95E4 было собрано, но ему пришлось дожидаться башни с вооружением. И все же стоит признать, что этому танку крупно повезло, ведь все остальные варианты T95 – E5, E6, E7, E8 и T118 – так и остались на чертежах.
Испытания всех собранных танков наглядно показали недостаточную мощность силовой установки. Бронемашины с боевой массой в 38-39 тонн при 460-сильном двигателе имели удельную мощность всего в 10-11 л.с. на тонну. Естественно, при таких параметрах о высокой скорости или проходимости не могло быть и речи. На шоссе все три танка разгонялись только до 55-56 километров в час, но на пересеченной местности ощутимо теряли скорость. Танки T95, T95E1, T95E2 и T95E3 могли преодолевать подъем в 30 градусов, забираться на 90-сантиметровую стенку и пересекать вброд водоемы не глубже 1,2 метра. Конечно, ходовые качества танков семейства T95 либо равнялись, либо превосходили характеристики танка M48 Patton III, но по совокупности ходовых и боевых данных преимущества новых бронемашин были незначительными.
К концу пятидесятых годов было построено девять танков-прототипов: четыре оригинальных T95, один T95E1, а также по два T95E2 и T95E3. Также планы конструкторов подразумевали создание одного прототипа T95E4 (его так и не достроили), двух T95E5, четырех T95E6, двух T95E7 и одного T95E8. Кроме того, рассматривались предложения относительно переоснащения исходного шасси T95 более мощным двигателем. В таком случае на базе танка T95E8 могло быть сделано еще несколько прототипов с индексами «E9», «E10», «E11» и «E12». Однако они, как и T95E8, навсегда остались в планах.
Более мощный двигатель мог значительно увеличить боевой потенциал перспективного среднего танка. Однако даже в 1959 году не были готовы оригинальная башня для 105-мм пушки и дальномер новой конструкции. В результате этих проблем новые танки семейства T95, при значительно большей стоимости и сложности производства, не могли конкурировать с относительно дешевым и освоенным в производстве «Паттоном-3». Перспективный проект T95, имевший в своем составе несколько оригинальных технических решений, не соответствовал технологическим требованиям времени. На его доводку понадобилось бы, как минимум, несколько лет, что могло повлечь за собой отставание США в области бронетехники.
Результатом всех трудностей стало закрытие проекта T95. Военные хотели получить новый танк с более высокими характеристиками в самое ближайшее время, поэтому в качестве основной машины бронетанковых войск следующих лет был выбран только что разработанный M60. Хотя этот танк имел меньшую степень новизны по сравнению с T95, а конструкция основывалась на M48, его сочли куда более перспективным и удобным. В 1959 году американские танкостроители начали сборку серийных машин M60, а вскоре после этого проект T95 был окончательно закрыт. Ряд наработок по этому проекту был использован при модернизации M60 и создании других танков.
По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://afvdb.50megs.com/
http://jedsite.info/
http://strangernn.livejournal.com/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher