Советские истребители в ВВС США, МиГ-23 (часть 4)
«ХЭВ ПЭД»: МИГ-23
Имевшиеся в США МиГ-17Ф и МиГ-21Ф-13 уже не отвечали поставленным перед проектом задачам. К середине 70-х годов таких самолетов на вооружении основных вероятных противников США почти не осталось. Требовалось нечто более современное. Хотя б какой-нибудь «завалящий» МиГ-23, желательно несколько...
И ведь нашли! В середине 70-х Египет сменил политическую ориентацию. К тому времени СССР успел поставить бывшему главному своему арабскому союзнику, а точнее, как говорят на Западе, «клиенту», партию новейших на тот момент истребителей МиГ-23. В начале 1974 г. Египет получил восемь МиГ-23МС, восемь МиГ-23БН и четыре спарки МиГ-23У.
После охлаждения советско-египетских отношений Каир лишился технического сопровождения эксплуатации МиГов, как 21-х, так и 23-х. За помощью в обслуживании и снабжении самолетов запасными частями египтяне обратились к США и Китаю.
«Мы вам запчасти - вы нам самолеты», - вопрос решили. Китай получил десять МиГ-21МФ, два МиГ-23МС, два МиГ-23БН и два МиГ-23У. В США было отправлено не менее 16 МиГ-21МФ, два МиГ-21У, два Су-20, шесть МиГ-23МС, шесть МиГ-23БН и два вертолета Ми-8. Дэвис в своей книге говорит о 12 МиГ-23МС и одном МиГ-23БН, но информация из интернета, скорее всего ближе к истине: «БН-ов» в Штаты точно попало больше одного.
«Египетские» МиГ-23 в разобранном виде доставили на авиабазу Эдварде. В главном испытательном центре американской авиации советские истребители тщательно изучили, но сборку и облет выполнили в Грум-Лэйк, благо уровень секретности там был выше, чем на базе Эдвардс.
Испытания самолетов (программа «Хэв Пэд», Have Pad) проводились под эгидой управления иностранной техники ВВС США (Foreign Technology Division USAF), но затем часть истребителей передали «красным орлам».
Первый МиГ-23 (МиГ-23БН) 4477-й эскадрильи приземлился в Тонопе 1 ноября 1980 г., тогда допуск к полетам на МиГ-23 имел лишь один летчик Тактического авиационного командования ВВС США - Дэвид МакКлауд («Бандит 10»). В 4477-й эскадрилье МиГи-23-е поступили на вооружение «морского» звена «С», так как летчики авиации ВМС, в отличие от коллег из ВВС, имели опыт полетов на самолетах с крылом изменяемой стреловидности - F-14. Отношение к МиГ-23 сразу стало противоречивым: «Допуск к полетам на Flogger считался почетным, признанием мастерства, хотя никто из нас летать на нем не хотел».
Свой норов МиГ-23 начал проявлять уже на земле, едва не покалечив командующего ВВС США Грича. Грич сопровождал посетившего 18 мая 1982 г. Тонопу Джорджа Буша. Буш тогда занимал должность вице-президента США. Визит вице-президента преследовал две цели: проверить подготовку базы к приему F-117 и лично ознакомиться с МиГами (Буш знал о программе «Констэнт Пиг» еще со времен работы в должности директора ЦРУ). Генерал Грич после пожелал осмотреть кабину МиГ-23. «Брайфинг» проводил Джеймс Мэтини («бандит 27»). Вместе с генералом он забрался на трап, схожий с тем, которые подаются к пассажирским самолетам. Как только летчики заглянули в кабину, трап сложился - отказала гидравлика. Мэтини едва удержал генерала от падения на бетон. Причем здесь МиГ-23? Вроде не причем. Просто рядом стоял...
Первые F-117 приземлились в Тонопе летом 1982 г. и летом же в 4477-й в очередной раз сменился командир. Перебазирование в Тонопу F-117 сильно осложнило жизнь личного состава 4477-й эскадрильи. Без того беспрецедентные меры безопасности усилии еще больше. С информацией по «невидимке» ознакомили лишь нескольких «бандитов» из числа командного состава эскадрильи. Летчики говорили, что теперь они на собственной базе находятся как в плену.
Впервые в Тонопе, наряду с МиГами, стала базироваться регулярная воинская часть ВВС США.
Часть, «живущая» по жестко прописанным наставлениям и инструкциям. Часть — элитная, летчики и техники которой считали себя «круче не бывает». Естественно, начались взаимные трения. 4477-я тоже была элитной частью, однако нехватку средств аэродромного обеспечения «красные орлы» испытывали всегда. После очередного отказа «поделиться» автокраном начальник штаба 4477-й на предполетной подготовке поставил своеобразную задачу:
- На сэкономленном при выполнении основной задачи топливе выполнить пикирование с 9000 до 150 м и на этой высоте пройти над fuker'aми на сверхзвуке.
Задачу выполнили с превеликим желанием. На следующий день 4477-я получила для работы вожделенный кран.
Молодые парни вообще специфических развлечений не чурались. Распорядок Тонопы с момента появления на авиабазе МиГов был подстроен под советские разведывательные спутники. База находилась в зоне видимости аппаратуры спутника 22 минуты. На это время самолеты или убирались в ангары, или укрывались чехлами, искажавшими формы истребителей. Весь личный состав знал, когда спутники проходят над базой. Иногда шутники устраивали сюрпризы. Так на крыше ангара появилась крупная надпись «moya zopa». По мнению, знатоков русского языка с базы Тонопа, сие изречение означало «поцелуйте меня в зад». Что тут сказать? ВАША zopa, в ней и служите! Имеет смысл полазить в Гугл Планета Земля: Тонопа действительно zopa! Ей-ей, Ахтубинск на фоне Тонопы выглядит Раем Земным.
В другой раз шутники приоткрыли передние и задние ворота ангара. В передние выставили нос одного Т-38, в задние - хвост второго. То есть, в ангаре находился типа Т-38 длиной 32 м. На работу энтузиастов сатиры и юмора крайне негативно отреагировала служба безопасности авиабазы. Неудивительно. Ведь шутки такого рода привлекали повышенное внимание вероятного противника «тихому провинциальному» аэродрому. На самом деле, по крайне мере, к середине 80-х годов в СССР знали о МиГах в Тонопе, причем не только на самом верху. В строевых полках ВВС СССР ходили слухи об эскадрилье МиГов, работавшей на пару с «агрессорами».
Командованию ВВС США (как и командованию ВВС любой другой страны) не нравились «партизанско-анархистские» порядки, царившие в 4477-й эскадрильи с момента ее формирования. Генерал Грич к этому времени вообще «имел зуб» на всех «агрессоров». Не без оснований командующий полагал, что «агрессоры» слишком увлеклись «спортивной» стороной своей работы в стремлении выиграть каждый бой любой ценой. На таком фоне росла аварийность, а главная задача - научить воздушным боям строевых летчиков - уходила на второй план. Новым командиром 4477-й Грич назначил подполковника Джоджа Дженнина, известного «агрессора» и парадоксальным образом не менее известного поклонника воинской дисциплины. Дженин получил четкие указания привести всю работу и жизнь 4477-й в строгое соответствие с уставами и наставлениями: никаких бород, патлов и джинсов! Все нашивки на летных комбинезонах только уставные, шеврон - 57-е авиакрыло и никаких «красных орлов». Главное - все полеты выполнять только в соответствии с руководящими документами, которых для МиГов... не существовало! Каждый новый командир такие документы разрабатывал, но - «воз и ныне там». Что тут сказать: в 4477-й в отношении имитации ВВС СССР пошли намного дальше, чем в ВВС СССР! На каждый килограмм керосина, сожженного советским самолетом, как известно, приходился килограмм исписанной бумаги.
Новый командир толком не успел разобраться с весьма запутанными делами самой необычной эскадрильи ВВС США, когда 21 октября 1982 г. разбился МиГ-23БН (бортовой номер «023», серийный номер ВВС США «002»), летчик Марк Постай («бандит 25») погиб. Совсем недавно, в апреле, Постай чудом удалось выбраться из объятого пламенем МиГ-17...
«Бандит 25» выполнял полет на учебный бой с F-5E из «агрессоров». В полете на МиГе возник пожар двигателя. Постай выключил двигатель, перевел крыло в положение минимальной стреловидности и начал планировать в направлении Тонопы, находившейся в 3 км. «Посадка на МиГ-23 очень сложна и с работающим двигателем, а без движка это вообще не самолет», говорил коллега Постай Майкл Скотт (79 полетов налет на МиГ-23, 386 на МиГ-21 и 110 на МиГ-17). Наблюдатели видели, как уже перед ВПП МиГ-23 задрал нос (очевидно Постай хотел увеличить угол атаки, чтобы продлить планирование), после чего истребитель потерял скорость, дал правый крен и правой плоскостью задел грунт. Самолет взорвался, летчик погиб. Как вспоминали друзья, Постай приступил к полетам на МиГ-23, не испытывая не малейшего желания, но после снятия с эксплуатации МиГ-17 летчиков в 4477-й оказалось больше, чем самолетов: «Хочешь летать на МиГах? Летай на Flogger». Постай перевели в звено «С», он стал шестым летчиком ВВС США, получившим допуск на МиГ-23.
Налет летчиков в 4477-й эскадрильи
Время полета в 4477-й эскадрилье, летавшей на советских МиГах, засчитывалось согласно принятой в то время в ВВС США практике от момента взлета до момента касания плюс пять минут на рулежку. Дополнительные пять минут имели большое значение. В среднем полет на МиГ-17 составлял 18 минут, то есть добавленные пять минут в этом случае означают увеличение налета более чем на 25%. Время полета на МиГ-21 составляло в среднем 20-30 минут, 21-е практически всегда летали без ПТБ. Время полета МиГ-23 составляло 40-60 минут. Все полеты на МиГах выполнялись только днем и только в простых метеоусловиях. Точного «замера» налета не велось, особенно в первые годы существования 4477-й. В летные книжки просто заносили количество полетов или посадок. Здесь очевидно влияние морской авиации, где определяющим показателем мастерства летчика является не налет, а количество посадок на авианосец. Впрочем, был и другой резон, как в мультфильме про Удава: «А в посадках я налетал больше!» К примеру, Джеймс Робб налетал на Миг-21 всего 70 ч, но выполнил 213 посадок (полетов). В составе 4477-й эскадрильи больше всех полетов на МиГ-21 выполнил Фрэнсис К. Гейслер («бандит 35») — 500. На МиГ-23 — Томас И. Дрейк («бандит 42») — 249 полетов. Абсолютным чемпионом по общему количеству полетов на МиГах стал Макйкл Р. Скотт («бандит 14») — 569 полетов, включая 106 на МиГ-17, 388 на МиГ-21 и 75 на МиГ-23.
Окраска самолетов 4477-й эскадрильи
Состоявшие на вооружении эскадрильи учебно-тренировочные Т-38 несли опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд красного цвета с желтой окантовкой. Двузначные бортовые номера наносились, подобно самолетам ВВС СССР, по бортам фюзеляжа в районе кабины. Шрифт цифр бортовых номеров примерно соответствовал принятому в ВВС СССР.
Все МиГ-21 изначально имели цвет натурального металла и несли опознавательные знаки ВВС США, две последние цифры серийного номера наносились на створки ниши носовой опоры шасси. Китайский J-7 (б/н 47) получил камуфляж из пятен желтого и песочного цвета.
В 1983-1984 гг. большинство 21-х получили камуфлированную окраску, один МиГ закамуфлировали пятнами двух оттенков серого цвета. Опознавательные знаки — красные звезды с желтой и красной окантовкой.
Истребители МиГ-23 несколько раз перекрашивались, но опознавательные знаки наносили каждый раз одни и те же: красные звезды с бело-красной окантовкой — как в ВВС СССР. МиГ-23БН (прозвище «Bomber»), которых было минимум два, сохранили советскую заводскую окраску: трехцветный камуфляж на верхних и боковых поверхностях планера, нижние поверхности — светло-голубые; сохранилась также и нанесенная на заводе-изготовителе «техничка», но не удалось найти информации о языке, на котором были выполнены надписи технического характера. Как минимум один МиГ-23 («Interceptor», б/н 49, номер на створке ниши носовой опоры шасси 20) американцы перекрасили в серый (battleship gray) цвет глянцевой краской. Один МиГ-23 камуфлировали под пустыню пятнами песочного и светло-коричневого цвета. МиГ-23БН, один точно, был камуфлирован по «лесной» схеме пятнами коричневого и зеленого цвета.
Имевшиеся в США МиГ-17Ф и МиГ-21Ф-13 уже не отвечали поставленным перед проектом задачам. К середине 70-х годов таких самолетов на вооружении основных вероятных противников США почти не осталось. Требовалось нечто более современное. Хотя б какой-нибудь «завалящий» МиГ-23, желательно несколько...
И ведь нашли! В середине 70-х Египет сменил политическую ориентацию. К тому времени СССР успел поставить бывшему главному своему арабскому союзнику, а точнее, как говорят на Западе, «клиенту», партию новейших на тот момент истребителей МиГ-23. В начале 1974 г. Египет получил восемь МиГ-23МС, восемь МиГ-23БН и четыре спарки МиГ-23У.
После охлаждения советско-египетских отношений Каир лишился технического сопровождения эксплуатации МиГов, как 21-х, так и 23-х. За помощью в обслуживании и снабжении самолетов запасными частями египтяне обратились к США и Китаю.
«Мы вам запчасти - вы нам самолеты», - вопрос решили. Китай получил десять МиГ-21МФ, два МиГ-23МС, два МиГ-23БН и два МиГ-23У. В США было отправлено не менее 16 МиГ-21МФ, два МиГ-21У, два Су-20, шесть МиГ-23МС, шесть МиГ-23БН и два вертолета Ми-8. Дэвис в своей книге говорит о 12 МиГ-23МС и одном МиГ-23БН, но информация из интернета, скорее всего ближе к истине: «БН-ов» в Штаты точно попало больше одного.
«Египетские» МиГ-23 в разобранном виде доставили на авиабазу Эдварде. В главном испытательном центре американской авиации советские истребители тщательно изучили, но сборку и облет выполнили в Грум-Лэйк, благо уровень секретности там был выше, чем на базе Эдвардс.
Испытания самолетов (программа «Хэв Пэд», Have Pad) проводились под эгидой управления иностранной техники ВВС США (Foreign Technology Division USAF), но затем часть истребителей передали «красным орлам».
Редчайший снимок одного из МиГ-23 4477-й эскадрильи
Первый МиГ-23 (МиГ-23БН) 4477-й эскадрильи приземлился в Тонопе 1 ноября 1980 г., тогда допуск к полетам на МиГ-23 имел лишь один летчик Тактического авиационного командования ВВС США - Дэвид МакКлауд («Бандит 10»). В 4477-й эскадрилье МиГи-23-е поступили на вооружение «морского» звена «С», так как летчики авиации ВМС, в отличие от коллег из ВВС, имели опыт полетов на самолетах с крылом изменяемой стреловидности - F-14. Отношение к МиГ-23 сразу стало противоречивым: «Допуск к полетам на Flogger считался почетным, признанием мастерства, хотя никто из нас летать на нем не хотел».
Свой норов МиГ-23 начал проявлять уже на земле, едва не покалечив командующего ВВС США Грича. Грич сопровождал посетившего 18 мая 1982 г. Тонопу Джорджа Буша. Буш тогда занимал должность вице-президента США. Визит вице-президента преследовал две цели: проверить подготовку базы к приему F-117 и лично ознакомиться с МиГами (Буш знал о программе «Констэнт Пиг» еще со времен работы в должности директора ЦРУ). Генерал Грич после пожелал осмотреть кабину МиГ-23. «Брайфинг» проводил Джеймс Мэтини («бандит 27»). Вместе с генералом он забрался на трап, схожий с тем, которые подаются к пассажирским самолетам. Как только летчики заглянули в кабину, трап сложился - отказала гидравлика. Мэтини едва удержал генерала от падения на бетон. Причем здесь МиГ-23? Вроде не причем. Просто рядом стоял...
Первые F-117 приземлились в Тонопе летом 1982 г. и летом же в 4477-й в очередной раз сменился командир. Перебазирование в Тонопу F-117 сильно осложнило жизнь личного состава 4477-й эскадрильи. Без того беспрецедентные меры безопасности усилии еще больше. С информацией по «невидимке» ознакомили лишь нескольких «бандитов» из числа командного состава эскадрильи. Летчики говорили, что теперь они на собственной базе находятся как в плену.
Впервые в Тонопе, наряду с МиГами, стала базироваться регулярная воинская часть ВВС США.
Часть, «живущая» по жестко прописанным наставлениям и инструкциям. Часть — элитная, летчики и техники которой считали себя «круче не бывает». Естественно, начались взаимные трения. 4477-я тоже была элитной частью, однако нехватку средств аэродромного обеспечения «красные орлы» испытывали всегда. После очередного отказа «поделиться» автокраном начальник штаба 4477-й на предполетной подготовке поставил своеобразную задачу:
- На сэкономленном при выполнении основной задачи топливе выполнить пикирование с 9000 до 150 м и на этой высоте пройти над fuker'aми на сверхзвуке.
Задачу выполнили с превеликим желанием. На следующий день 4477-я получила для работы вожделенный кран.
Молодые парни вообще специфических развлечений не чурались. Распорядок Тонопы с момента появления на авиабазе МиГов был подстроен под советские разведывательные спутники. База находилась в зоне видимости аппаратуры спутника 22 минуты. На это время самолеты или убирались в ангары, или укрывались чехлами, искажавшими формы истребителей. Весь личный состав знал, когда спутники проходят над базой. Иногда шутники устраивали сюрпризы. Так на крыше ангара появилась крупная надпись «moya zopa». По мнению, знатоков русского языка с базы Тонопа, сие изречение означало «поцелуйте меня в зад». Что тут сказать? ВАША zopa, в ней и служите! Имеет смысл полазить в Гугл Планета Земля: Тонопа действительно zopa! Ей-ей, Ахтубинск на фоне Тонопы выглядит Раем Земным.
В другой раз шутники приоткрыли передние и задние ворота ангара. В передние выставили нос одного Т-38, в задние - хвост второго. То есть, в ангаре находился типа Т-38 длиной 32 м. На работу энтузиастов сатиры и юмора крайне негативно отреагировала служба безопасности авиабазы. Неудивительно. Ведь шутки такого рода привлекали повышенное внимание вероятного противника «тихому провинциальному» аэродрому. На самом деле, по крайне мере, к середине 80-х годов в СССР знали о МиГах в Тонопе, причем не только на самом верху. В строевых полках ВВС СССР ходили слухи об эскадрилье МиГов, работавшей на пару с «агрессорами».
Командованию ВВС США (как и командованию ВВС любой другой страны) не нравились «партизанско-анархистские» порядки, царившие в 4477-й эскадрильи с момента ее формирования. Генерал Грич к этому времени вообще «имел зуб» на всех «агрессоров». Не без оснований командующий полагал, что «агрессоры» слишком увлеклись «спортивной» стороной своей работы в стремлении выиграть каждый бой любой ценой. На таком фоне росла аварийность, а главная задача - научить воздушным боям строевых летчиков - уходила на второй план. Новым командиром 4477-й Грич назначил подполковника Джоджа Дженнина, известного «агрессора» и парадоксальным образом не менее известного поклонника воинской дисциплины. Дженин получил четкие указания привести всю работу и жизнь 4477-й в строгое соответствие с уставами и наставлениями: никаких бород, патлов и джинсов! Все нашивки на летных комбинезонах только уставные, шеврон - 57-е авиакрыло и никаких «красных орлов». Главное - все полеты выполнять только в соответствии с руководящими документами, которых для МиГов... не существовало! Каждый новый командир такие документы разрабатывал, но - «воз и ныне там». Что тут сказать: в 4477-й в отношении имитации ВВС СССР пошли намного дальше, чем в ВВС СССР! На каждый килограмм керосина, сожженного советским самолетом, как известно, приходился килограмм исписанной бумаги.
Новый командир толком не успел разобраться с весьма запутанными делами самой необычной эскадрильи ВВС США, когда 21 октября 1982 г. разбился МиГ-23БН (бортовой номер «023», серийный номер ВВС США «002»), летчик Марк Постай («бандит 25») погиб. Совсем недавно, в апреле, Постай чудом удалось выбраться из объятого пламенем МиГ-17...
«Бандит 25» выполнял полет на учебный бой с F-5E из «агрессоров». В полете на МиГе возник пожар двигателя. Постай выключил двигатель, перевел крыло в положение минимальной стреловидности и начал планировать в направлении Тонопы, находившейся в 3 км. «Посадка на МиГ-23 очень сложна и с работающим двигателем, а без движка это вообще не самолет», говорил коллега Постай Майкл Скотт (79 полетов налет на МиГ-23, 386 на МиГ-21 и 110 на МиГ-17). Наблюдатели видели, как уже перед ВПП МиГ-23 задрал нос (очевидно Постай хотел увеличить угол атаки, чтобы продлить планирование), после чего истребитель потерял скорость, дал правый крен и правой плоскостью задел грунт. Самолет взорвался, летчик погиб. Как вспоминали друзья, Постай приступил к полетам на МиГ-23, не испытывая не малейшего желания, но после снятия с эксплуатации МиГ-17 летчиков в 4477-й оказалось больше, чем самолетов: «Хочешь летать на МиГах? Летай на Flogger». Постай перевели в звено «С», он стал шестым летчиком ВВС США, получившим допуск на МиГ-23.
Налет летчиков в 4477-й эскадрильи
Время полета в 4477-й эскадрилье, летавшей на советских МиГах, засчитывалось согласно принятой в то время в ВВС США практике от момента взлета до момента касания плюс пять минут на рулежку. Дополнительные пять минут имели большое значение. В среднем полет на МиГ-17 составлял 18 минут, то есть добавленные пять минут в этом случае означают увеличение налета более чем на 25%. Время полета на МиГ-21 составляло в среднем 20-30 минут, 21-е практически всегда летали без ПТБ. Время полета МиГ-23 составляло 40-60 минут. Все полеты на МиГах выполнялись только днем и только в простых метеоусловиях. Точного «замера» налета не велось, особенно в первые годы существования 4477-й. В летные книжки просто заносили количество полетов или посадок. Здесь очевидно влияние морской авиации, где определяющим показателем мастерства летчика является не налет, а количество посадок на авианосец. Впрочем, был и другой резон, как в мультфильме про Удава: «А в посадках я налетал больше!» К примеру, Джеймс Робб налетал на Миг-21 всего 70 ч, но выполнил 213 посадок (полетов). В составе 4477-й эскадрильи больше всех полетов на МиГ-21 выполнил Фрэнсис К. Гейслер («бандит 35») — 500. На МиГ-23 — Томас И. Дрейк («бандит 42») — 249 полетов. Абсолютным чемпионом по общему количеству полетов на МиГах стал Макйкл Р. Скотт («бандит 14») — 569 полетов, включая 106 на МиГ-17, 388 на МиГ-21 и 75 на МиГ-23.
Самолеты F-4 «Фантом», МиГ-23 и МиГ-29 на авиабазе Тинделл. Снимок 2000-х гг.
Окраска самолетов 4477-й эскадрильи
Состоявшие на вооружении эскадрильи учебно-тренировочные Т-38 несли опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд красного цвета с желтой окантовкой. Двузначные бортовые номера наносились, подобно самолетам ВВС СССР, по бортам фюзеляжа в районе кабины. Шрифт цифр бортовых номеров примерно соответствовал принятому в ВВС СССР.
Все МиГ-21 изначально имели цвет натурального металла и несли опознавательные знаки ВВС США, две последние цифры серийного номера наносились на створки ниши носовой опоры шасси. Китайский J-7 (б/н 47) получил камуфляж из пятен желтого и песочного цвета.
В 1983-1984 гг. большинство 21-х получили камуфлированную окраску, один МиГ закамуфлировали пятнами двух оттенков серого цвета. Опознавательные знаки — красные звезды с желтой и красной окантовкой.
Истребители МиГ-23 несколько раз перекрашивались, но опознавательные знаки наносили каждый раз одни и те же: красные звезды с бело-красной окантовкой — как в ВВС СССР. МиГ-23БН (прозвище «Bomber»), которых было минимум два, сохранили советскую заводскую окраску: трехцветный камуфляж на верхних и боковых поверхностях планера, нижние поверхности — светло-голубые; сохранилась также и нанесенная на заводе-изготовителе «техничка», но не удалось найти информации о языке, на котором были выполнены надписи технического характера. Как минимум один МиГ-23 («Interceptor», б/н 49, номер на створке ниши носовой опоры шасси 20) американцы перекрасили в серый (battleship gray) цвет глянцевой краской. Один МиГ-23 камуфлировали под пустыню пятнами песочного и светло-коричневого цвета. МиГ-23БН, один точно, был камуфлирован по «лесной» схеме пятнами коричневого и зеленого цвета.
Автор: Смирнов Вадим