Самые успешные самолеты
Создавая самолет, конструкторы не могут предвидеть его судьбу, а в ведь один может прослужить десятки лет и стать легендой авиации, а другой останется лишь в памяти ругавших его на чем свет стоит пилотов и техников.
DC-3, С-47, Ли-2
Вообще-то изначально самолету Р-51 фирмы «Норт Америкен» сильно не везло. Он был создан по заказу королевских ВВС Великобритании (RAF) как необязательный проект. Аккуратная, хотя и довольно тяжелая машина (четыре тонны) была оснащена неудачным двигателем «Аллисон». Самолет отлично летал на небольших высотах, но стоило подняться повыше, как двигатель терял мощность, соответственно, падала скорость. Получив от американцев новую машину, англичане сначала хотели от нее отказаться, поскольку, несмотря на мощное вооружение (шесть крыльевых пулеметов), по вышеупомянутой причине это был неудачный истребитель. Но, к счастью, представители RAF вовремя обратили внимание на отличные пилотажные качества машины на низких высотах. Было решено использовать Р-51 в качестве штурмовика. На вооружение королевских ВВС Великобритании Р-51 поступил с новым именем – «Мустанг»
Вскоре довольно большая партия «мустангов» была отправлена воевать с немцами в Африку и с японцами в Бирму, где неплохо себя проявили. Единственное, что вызывало раздражение – малая живучесть двигателя. Стоило одной пуле попасть в мотор, как он выходил из строя, что для штурмовика это было явно не лучшим качеством.
Между тем в Англии активно велись поиски способов улучшения боевых свойств «Мустангов». Одним из вариантов стала установка на самолет вместо слабосильных «Аллисонов» гордости британского моторостроения – двигателя «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс». И почти сразу случилось чудо – посредственная машина из «гадкого утенка» превратилась в ясного сокола! «Мустанг» с «роллс-ройсовским» движком стал летать со скоростью 690 км/ч и подниматься на высоту в 12 800 метров. Для самолетов той поры это отличные показатели.
После того, как в Британии был найден рецепт укрощения «Мустангов», американцы стали закупать у англичан двигатели для своих собственных Р-51. Американские военные сначала хотели назвать такие самолеты «Апач», но все же оставили привычное название. Правда, американские «Мустанги» отличались от британских собратьев новыми фонарями обтекаемой формы и более совершенной авионикой.
Несмотря на изменения, Р-51 продолжали использоваться в качестве штурмовиков. И по-прежнему их отличала низкая живучесть. Между тем, в соседних истребительных полках, базировавшихся в Британии, применялись истребители Р-47 «Тандерболт». «Тандерболты» – огромные девятитонные машины (или как называли их пилоты – «горшки») применялись для сопровождения «летающих крепостей», совершавших рейды на Германию. Применялись без особого успеха, так как были очень неповоротливыми и проигрывали в дуэлях против более легких немецких «Фокке-Вульфов» и «Мессершмиттов». Единственное, что было хорошего у Р-47 – это как раз живучесть двигателя. Огромный звездообразный мотор хорошо защищал пилота при лобовых атаках и выдерживал несколько попаданий зенитных снарядов среднего калибра.
Неизвестно точно, кому из пилотов пришла в голову идея, но вскоре до командования ВВС дошли слухи о желании полков «Мустангов» и «Тандерболтов» поменяться машинами. Провели сравнительные испытания Р-51 и Р-47 и в результате выяснилось очевидное – «Тандерболт» оказался хорошим штурмовиком, а «Мустанг» – отличным истребителем сопровождения.
С начала 1944 года «Мустанги» стали эскортировать «летающие крепости» В-17 в ходе налетов на Германию. Там, за сотни километров от баз, они умудрялись сбивать вражеские перехватчики и успешно возвращаться домой. Буквально за год цвет фашисткой истребительной авиации был почти полностью выбит. И немалая заслуга в этом принадлежала пилотам «Мустангов».
После окончания второй мировой войны боевая биография «Мустангов» на этом не завершилась. Большая часть Р-51 перекочевала в австралийские и южноафриканские ВВС, «Мустанги» приняли участие в боях корейской войны. Над Кореей противостоять реактивным истребителям «Мустанги», конечно же, не могли – проигрывали в скорости., Но для истребителей с поршневыми моторами работа нашлась – если за господство в воздухе боролись реактивные машины, то «Мустанги», например, боролись с другим самолетом- легендой – советской «этажеркой» По-2.
Хотя к концу корейской войны боевой путь Р-51 была окончен, с небом она не рассталась. Благодаря шикарным пилотажным качествам многие «Мустанги» перекочевали в ангары частных пилотов. Фирма «Норт Америкен» выпустила большую партию гоночных машин на базе «Мустанга», а также двухместных административных самолетов. На одном из таких «гражданских» Р-51, например, сейчас летает актер Том Круз.
По-2
Неприятный инцидент 1 мая 1961 года, года над Уралом был сбит американский самолет-шпион U-2, заставил руководство СССР задуматься о надежности ПВО страны. Вера Никиты Хрущева в зенитные ракеты оказалась серьезно подорвана. Хотя зенитно-ракетные комплексы С-75 и сумели достать U-2, стало очевидно – нужен новый высотный скоростной перехватчик. Тем более, что в скором времени американцы грозились запустить в серию нового шпиона – сверхскоростной SR-71 «Блэк берд». Его скорость должна была равняться трем скоростям звука, а высота полета достигать 20 000 метров!
СССР нашел чем ответить – в 1965 году в воздух поднялась совершенно фантастическая машина МиГ-25. Двухкилевой самолет развивал огромную скорость в три скорости звука, летал на дальность более 2000 км, поднимался на высоту в 24 000 метров! МиГ-25 почти наполовину был сделан из титана. Другие материалы не подходили – ведь при полете на таких скоростях поверхности самолета раскалялись добела. Цена нового самолета была заоблачной, но задачи обороноспособности требовали именно таких машин. Лучших в мире (с 1965 по 1978 год на МиГ-25 установили 25 мировых рекордов высоты и скороподъемности).
МиГ-25 выпускался в трех вариантах – разведывательном, ударном и как истребитель-перехватчик. А случай опробовать машину в деле предоставился во время очередного обострения арабо-израильского конфликта. Тогда в Египет была направлена авиагруппа, имевшая на вооружении МиГ-25. Несмотря на то, что Израиль был готов к встрече с МиГ-25, прямой контакт так и не состоялся. Когда титановый самолет появился в небе над землей обетованной, на перехват поднялось сразу несколько десятков «Фантомов» и «Миражей». Но их потолок не позволял достать советскую машину, а та гордо продефилировала над целями, фотографируя во всех деталях секретные базы, порты, аэродромы, пусковые установки и армейские позиции. Израильтяне много раз пытались прорваться к базе МиГов, чтобы уничтожить машины на земле, но их всякий раз встречали советские ракеты.
Американцы внимательно следили за эпопеей, и наверняка не раз прикидывали, как бы заполучить эту фантастическую машину. Но не удалось. МиГ-25 в силу своей дороговизны были выпущены очень малым тиражом менее полутора тысяч машин и, в отличие от других самолетов, СССР поначалу их никому не продавал. Помог случай (хотя до сих пор многие специалисты по шпионажу считают, что речь идет о хорошо продуманной операции).
6 сентября 1976 года над Японией неожиданно появился советский боевой самолет. Покружив, он приземлился на гражданский аэродром города Хакодатэ, едва не протаранив «Боинг-727». Прибывшие в аэропорт японские и американские военные с удивлением обнаружили новейший советский МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилот самолета представился старшим лейтенантом Виктором Беленко.
Советская сторона, узнав о случившемся, тут же заявила, что летчик заблудился и потребовала вернуть самолет и пилота. Американцы и японцы поспешили распотрошить машину до винтика, более шестидесяти японских и двадцать американских специалистов около недели ковырялись в МиГе, выясняя малейшие нюансы работы двигателей, оборудования и отражающих способностей. Но главным трофеем стала система опознавания «свой-чужой». Узнав все, что нужно, японцы вернули злополучный МИГ назад, в СССР.
Казалось, после предательства Беленко на самолете можно было ставить крест. Но в конце концов МиГ-25от этого только выиграл. В результате этого «угона» ВВС и ПВО страны пришлось в спешном порядке менять систему опознавания «свой-чужой» и модернизировать МиГ-25. Работы были завершены в 1982 году. Модернизированный самолет зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, теперь СССР стал продавать его за рубеж. Ни одна машина не была потеряна в результате боевых действий, да и летные происшествия с «двадцать пятыми» были редкостью. Позже на смену МиГ-25 пришел более совершенный самолет МиГ-31.
DC-3, С-47, Ли-2
Вообще-то изначально самолету Р-51 фирмы «Норт Америкен» сильно не везло. Он был создан по заказу королевских ВВС Великобритании (RAF) как необязательный проект. Аккуратная, хотя и довольно тяжелая машина (четыре тонны) была оснащена неудачным двигателем «Аллисон». Самолет отлично летал на небольших высотах, но стоило подняться повыше, как двигатель терял мощность, соответственно, падала скорость. Получив от американцев новую машину, англичане сначала хотели от нее отказаться, поскольку, несмотря на мощное вооружение (шесть крыльевых пулеметов), по вышеупомянутой причине это был неудачный истребитель. Но, к счастью, представители RAF вовремя обратили внимание на отличные пилотажные качества машины на низких высотах. Было решено использовать Р-51 в качестве штурмовика. На вооружение королевских ВВС Великобритании Р-51 поступил с новым именем – «Мустанг»
Вскоре довольно большая партия «мустангов» была отправлена воевать с немцами в Африку и с японцами в Бирму, где неплохо себя проявили. Единственное, что вызывало раздражение – малая живучесть двигателя. Стоило одной пуле попасть в мотор, как он выходил из строя, что для штурмовика это было явно не лучшим качеством.
Между тем в Англии активно велись поиски способов улучшения боевых свойств «Мустангов». Одним из вариантов стала установка на самолет вместо слабосильных «Аллисонов» гордости британского моторостроения – двигателя «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс». И почти сразу случилось чудо – посредственная машина из «гадкого утенка» превратилась в ясного сокола! «Мустанг» с «роллс-ройсовским» движком стал летать со скоростью 690 км/ч и подниматься на высоту в 12 800 метров. Для самолетов той поры это отличные показатели.
После того, как в Британии был найден рецепт укрощения «Мустангов», американцы стали закупать у англичан двигатели для своих собственных Р-51. Американские военные сначала хотели назвать такие самолеты «Апач», но все же оставили привычное название. Правда, американские «Мустанги» отличались от британских собратьев новыми фонарями обтекаемой формы и более совершенной авионикой.
Несмотря на изменения, Р-51 продолжали использоваться в качестве штурмовиков. И по-прежнему их отличала низкая живучесть. Между тем, в соседних истребительных полках, базировавшихся в Британии, применялись истребители Р-47 «Тандерболт». «Тандерболты» – огромные девятитонные машины (или как называли их пилоты – «горшки») применялись для сопровождения «летающих крепостей», совершавших рейды на Германию. Применялись без особого успеха, так как были очень неповоротливыми и проигрывали в дуэлях против более легких немецких «Фокке-Вульфов» и «Мессершмиттов». Единственное, что было хорошего у Р-47 – это как раз живучесть двигателя. Огромный звездообразный мотор хорошо защищал пилота при лобовых атаках и выдерживал несколько попаданий зенитных снарядов среднего калибра.
Неизвестно точно, кому из пилотов пришла в голову идея, но вскоре до командования ВВС дошли слухи о желании полков «Мустангов» и «Тандерболтов» поменяться машинами. Провели сравнительные испытания Р-51 и Р-47 и в результате выяснилось очевидное – «Тандерболт» оказался хорошим штурмовиком, а «Мустанг» – отличным истребителем сопровождения.
С начала 1944 года «Мустанги» стали эскортировать «летающие крепости» В-17 в ходе налетов на Германию. Там, за сотни километров от баз, они умудрялись сбивать вражеские перехватчики и успешно возвращаться домой. Буквально за год цвет фашисткой истребительной авиации был почти полностью выбит. И немалая заслуга в этом принадлежала пилотам «Мустангов».
После окончания второй мировой войны боевая биография «Мустангов» на этом не завершилась. Большая часть Р-51 перекочевала в австралийские и южноафриканские ВВС, «Мустанги» приняли участие в боях корейской войны. Над Кореей противостоять реактивным истребителям «Мустанги», конечно же, не могли – проигрывали в скорости., Но для истребителей с поршневыми моторами работа нашлась – если за господство в воздухе боролись реактивные машины, то «Мустанги», например, боролись с другим самолетом- легендой – советской «этажеркой» По-2.
Хотя к концу корейской войны боевой путь Р-51 была окончен, с небом она не рассталась. Благодаря шикарным пилотажным качествам многие «Мустанги» перекочевали в ангары частных пилотов. Фирма «Норт Америкен» выпустила большую партию гоночных машин на базе «Мустанга», а также двухместных административных самолетов. На одном из таких «гражданских» Р-51, например, сейчас летает актер Том Круз.
По-2
Неприятный инцидент 1 мая 1961 года, года над Уралом был сбит американский самолет-шпион U-2, заставил руководство СССР задуматься о надежности ПВО страны. Вера Никиты Хрущева в зенитные ракеты оказалась серьезно подорвана. Хотя зенитно-ракетные комплексы С-75 и сумели достать U-2, стало очевидно – нужен новый высотный скоростной перехватчик. Тем более, что в скором времени американцы грозились запустить в серию нового шпиона – сверхскоростной SR-71 «Блэк берд». Его скорость должна была равняться трем скоростям звука, а высота полета достигать 20 000 метров!
СССР нашел чем ответить – в 1965 году в воздух поднялась совершенно фантастическая машина МиГ-25. Двухкилевой самолет развивал огромную скорость в три скорости звука, летал на дальность более 2000 км, поднимался на высоту в 24 000 метров! МиГ-25 почти наполовину был сделан из титана. Другие материалы не подходили – ведь при полете на таких скоростях поверхности самолета раскалялись добела. Цена нового самолета была заоблачной, но задачи обороноспособности требовали именно таких машин. Лучших в мире (с 1965 по 1978 год на МиГ-25 установили 25 мировых рекордов высоты и скороподъемности).
МиГ-25 выпускался в трех вариантах – разведывательном, ударном и как истребитель-перехватчик. А случай опробовать машину в деле предоставился во время очередного обострения арабо-израильского конфликта. Тогда в Египет была направлена авиагруппа, имевшая на вооружении МиГ-25. Несмотря на то, что Израиль был готов к встрече с МиГ-25, прямой контакт так и не состоялся. Когда титановый самолет появился в небе над землей обетованной, на перехват поднялось сразу несколько десятков «Фантомов» и «Миражей». Но их потолок не позволял достать советскую машину, а та гордо продефилировала над целями, фотографируя во всех деталях секретные базы, порты, аэродромы, пусковые установки и армейские позиции. Израильтяне много раз пытались прорваться к базе МиГов, чтобы уничтожить машины на земле, но их всякий раз встречали советские ракеты.
Американцы внимательно следили за эпопеей, и наверняка не раз прикидывали, как бы заполучить эту фантастическую машину. Но не удалось. МиГ-25 в силу своей дороговизны были выпущены очень малым тиражом менее полутора тысяч машин и, в отличие от других самолетов, СССР поначалу их никому не продавал. Помог случай (хотя до сих пор многие специалисты по шпионажу считают, что речь идет о хорошо продуманной операции).
6 сентября 1976 года над Японией неожиданно появился советский боевой самолет. Покружив, он приземлился на гражданский аэродром города Хакодатэ, едва не протаранив «Боинг-727». Прибывшие в аэропорт японские и американские военные с удивлением обнаружили новейший советский МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилот самолета представился старшим лейтенантом Виктором Беленко.
Советская сторона, узнав о случившемся, тут же заявила, что летчик заблудился и потребовала вернуть самолет и пилота. Американцы и японцы поспешили распотрошить машину до винтика, более шестидесяти японских и двадцать американских специалистов около недели ковырялись в МиГе, выясняя малейшие нюансы работы двигателей, оборудования и отражающих способностей. Но главным трофеем стала система опознавания «свой-чужой». Узнав все, что нужно, японцы вернули злополучный МИГ назад, в СССР.
Казалось, после предательства Беленко на самолете можно было ставить крест. Но в конце концов МиГ-25от этого только выиграл. В результате этого «угона» ВВС и ПВО страны пришлось в спешном порядке менять систему опознавания «свой-чужой» и модернизировать МиГ-25. Работы были завершены в 1982 году. Модернизированный самолет зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, теперь СССР стал продавать его за рубеж. Ни одна машина не была потеряна в результате боевых действий, да и летные происшествия с «двадцать пятыми» были редкостью. Позже на смену МиГ-25 пришел более совершенный самолет МиГ-31.
Автор: Смирнов Вадим