Боевые машины на базе БДМ-3 (часть 3) «Ракушка» и др.



Характерно, что БТР-МД имеет ту же боевую массу, что и БМД-3 - 13,2 т. Новая база позволила увеличить грузоподъемность авиадесантируемого бронетранспортера почти в 1,5 раза по сравнению с БТР-Д и практически уравнять ее с более тяжелым плавающим БТР-50П (все эти машины выпускались на ВгТЗ). Плавучесть БТР-МД («Ракушка») обеспечивается водоизмещением корпуса. Откидной волноотражательный щит установлен на верхнем лобовом листе корпуса. Запас плавучести, устойчивость и высота свободного борта на плаву в сочетании с водометными движителями допускает не только преодоление с хода водных преград с заметным течением, но и десантирование бронетранспортера с десантных кораблей ВМФ и преодоление машиной с десантом или грузом полосы прибоя. При волнении к выдвижной воздухозаборной трубе может присоединяться труба для обеспечения забора воздуха при плаве. Хотя ТТЗ на разработку средств десантирования для БТР-МД «Ракушка» было выдано еще 1992 г, их создание задержалось еще больше, чем самого БТР-МД. Только после выдачи в сентябре 2009 г. ТТЗ по теме «Бахча-У-ПДС» (для БМД-4) в качестве дополнения было переиздано ТТЗ на создание средств десантирования для авиадесантируемого бронетранспортера. Но дальнейшая перспектива этих средств десантирования осталась неопределенной.





Тактико-технические характеристики БТР-МД («Объект 955»)
Экипаж + десант,чел 2+15
Грузоподъемность, кг 2000
Авиатранспортирование - Самолетами типа Ил-76 (М, МД), Ан-22, Ан-124, вертолетом Ми-26
Десантирование парашютным способом - Самолетами типа Ил-76 (М, МД), Ан-22, Ан-124
Десантируется с машиной, чел 3
Боевая масса, т 13,2
Вооружение:
- пулемет, количество х калибр, марка - 1х7,62-мм, ПКТ
- установки для оружия десанта - Курсовая для 5,45-мм пулемет РПКС74, две бортовые и кормовая для 5,45-мм автоматов АКС74
Двигатель:
- Четырехтактный дизельный с турбонадцувом,2В-06-2
- число цилиндров, охлаждение - 6, жидкостное
- мощность 450 л.с. (при 2000 об/мин)
Трансмиссия - Гидромеханическая, с дифференциальным механизмом поворота, с гидрообъемной передачей
Водометный движитель, тип - Гидрореактивный
Максимальная скорость движения;
- по шоссе, км/ч 71
- на плаву, км/ч 10,5
Средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге, км/ч 45-50



Специальные авиадесантируемые машины

Бронетранспортер БТР-МД («Ракушка») послужил базой для ряда специальных машин. Среди них — смонтированный на БТР-МД модуль МРД-У, являющийся составной частью комплекса средств автоматизации (КСА) подсистемы ПВО тактического звена. КСА в целом обеспечивает возможность работы зенитных средств как в составе создаваемой единой системы управления тактического звена «Созвездие», так и автономно. Разработчик КСА — ОАО НПП «Рубин» (г. Пенза) представил МРД-У в 2008 г. среди других модулей комплекса.

МРУ-Д (9С932-2) представляет собой модуль разведки и управления, предназначенный для оснащения батарейных командных пунктов ВДВ. Отделение управления машины практически повторяет базовый БТР-МД, однако находящаяся слева командирская башенка лишена пулеметной установки. Установка для ручного пулемета в правой части лобового листа сохранена. Среднее отделение превращено в оперативный отсек, в котором расположены места для двух операторов.

Для каждого оператора имеется автоматизированное рабочее место с пультом управления, персональной ЭВМ, средствами связи и передачи данных и с другим оборудованием. Блоки аппаратуры смонтированы в отсеке на стеллажах с унифицированными ячейками. Для посадки и высадки операторы используют большой кормовой люк отсека. В верхней части модуля находится антенно-аппаратный пост РЛС обнаружения воздушных целей 1Л122-1 с опорно-поворотным устройством и четыре радиоантенны средств связи.

Трехкоординатная когерентно-импульсная РЛС 1Л122-1 кругового обзора дециметрового диапазона (разработчик — НИИРТ) обеспечивает обнаружение, определение координат и сопровождение таких воздушных целей, как самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты в диапазоне дальностей до 40 км и на высоте до 10 км при круговом обзоре, определение их принадлежности по принципу «свой-чужой» в условиях постановки противником активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка выполнена достаточно компактной, и в походном положении складывается внутрь. Имеется автоматизированная система топопривязки. Для обеспечения аппаратуры электроэнергией на машине установлен дизель-генератор.

МРУ-Д может использоваться в составе батарей ЗРК ближнего действия «Стрела-10МЗ». Зенитный ракетный или пушечно-ракет-ный комплекс на шасси БМД-3 (БМД-4) или БТР-МД не представлен.

Также на шасси БТР-МД создана бронированная медицинская машина БММ-Д1 (ОКР «Травматизм») и БММ-Д2, а на удлиненном семикатковом шасси — перевязочная медицинская машина ВДВБММ-ДЗ.

БМД-3 послужила основой и для машины радиационной и химической разведки РХМ-5. Основными исполнителями работ по РХМ-5 стали ОАО «Завод Тула» и ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Машина предназначена для ведения радиационной, химической и неспецифической биологической разведки подразделениями воздушного или морского десанта в случае применения оружия массового поражения в сложных топографических, метеорологических и ночных условиях, при преодолении естественных и искусственных препятствий, водных преград. Соответственно решаемым задачам она оснащена средствами ведения РХБ-раз-ведки отечественного производства: приборами типа ИМД (измеритель мощности дозы), газосигнализаторами, а также средствами инер-циальной навигации, средствами сбора, обработки и передачи данных, установкой запуска сигналов химической тревоги, радиостанцией.




В отделении управления по оси машины располагается механик-водитель, в среднем отделении (в неподвижной рубке) слева размещается старший химик, справа и чуть позади (на универсальном сидении) — командир машины, впереди командира — координатор навигационной аппаратуры. Многогранная сварная бронерубка с плоской крышей приварена к корпусу и возвышается над крышей корпуса на 340—350 мм. В рубке выполнены заборные и выходные отверстия для взятия воздушных и аэрозольных проб из атмосферы, связанные через электровоздушные клапаны и трубки с приборами радиационной, химической и биологической разведки (собраны в стойке приборной секции позади сидений боевого расчета). В рубке размещены также комплекты отбора проб и знаков ограждения, емкости для питьевой воды, в правой бортовой нише смонтирована ФВУ. Имеется система специальной защиты при ядерном взрыве с автоматической герметизацией корпуса и отключением основных цепей питания и двигателя на время прохождения ударной волны. С учетом работы в условиях радиоактивного заражения местности на полу отделения управления и среднего отделения под ногами членов боевого расчета установлены стальные защитные противорадиационные экраны толщиной 10 мм. На зараженной местности сохраняется герметизация обитаемых отделений; моторно-трансмиссионное отделение остается открыто, двигатель работает, и машина может броском преодолеть зараженный участок. В отделении управления справа от водителя находятся баллоны танкового дегазационного комплекта, предназначенного для частичной дегазации шасси машины. Кроме штатной радиостанции, как на базовой машине, РХМ-5 оснащена дополнительным радиоприемником в рубке. Система подогрева воздуха облегчает работу расчета в холодное время года.



Для самообороны на вращающейся командирской башенке на крыше рубки смонтирована дистанционно управляемая 7,62-мм пулеметная установка с внешним питанием. Курсовые установки убраны, но сохранены амбразуры в правом борту корпуса и кормовом десантном люке корпуса. По бортам рубки установлены шесть дымовых гранатометов.

РХМ-5 рассчитана на парашютное десантирование с членами боевого расчета внутри машины и, соответственно, оборудована четырьмя универсальными сиденьями. Возможна транспортировка машины на внешней подвеске вертолета Ми-26. Масса машины с полной нагрузкой — те же 13,2 т, что и у БМД-3, а ходовые характеристики в целом аналогичны базовой машине.

РХМ-5 была изготовлена в 2009 г. и прошла испытания на базе 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В этом году, как сообщалось, первые серийные экземпляры переданы в войска.



***

Перевод производства боевых машин десанта на Курганский машиностроительный завод вызвал, прежде всего, изменение базового шасси. БМД-4 и 2С25 «Спрут-СД» еще прошли в торжественном строю на параде в Москве 9 мая 2008 г., но в марте того же года на испытательном полигоне «Курганмашзавода» была публично показана новая боевая машина десанта БМД-4М с тем же комплексом вооружения, что и БМД-4, но на совершенно ином шасси. В апреле 2010 г. заместитель министра обороны РФ В.А. Поповкин объявил, что Вооруженные Силы отказываются от дальнейшей закупки БМД-4.

История и состояние БМД-4М, работы над которой еще продолжаются, — тема особая. Отметим лишь, что с остановкой спецпроизводства на ВгТЗ и появлением БМД-4М осталась неопределенной судьба не только БМД-4, но и СПТП «Спрут-СД», бронетранспортера БТР-МД и машин на их шасси. Что именно и как удастся «перевести» на новое шасси в случае его принятия на снабжение — покажет время.

БММ-ДЗ

РХМ-5

БММ-Д