Многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-111A Aardvark
F-111 является первым в мире серийным боевым самолетом с крылом изменяемой стреловидности, турбореактивными двухконтурными двигателями, оснащенным автоматической системой следования рельефу. Начало истории данного самолета относится к 27.03.1958 года, когда американские ВВС выпустили требования к истребителю вертикального/короткого взлета/посадки максимальная скорость которого должна была более чем в два раза превышать скорость звука. Спустя год, ВВС, поняв нереальность задачи, изменили некоторые требования. В частности, речь уже велась об укороченных взлете/посадке. Однако в требования включили новое требование: получить маловысотный полет. Самолет предназначался для уничтожения наземных целей с использованием как обычного, так и ядерного оружия. Его назвали «истребителем», хотя фактически он представлял собой истребитель-бомбардировщик, основными предназначениями нового самолета были изоляции района боевых действий, а также замена самолетов Republic F-105 в этой роли.
Противоречивые требования к машине могли быть удовлетворены лишь применением крыла изменяемой стреловидности. Подобное крыло в полностью развернутом положении уменьшает скорости взлета/посадки, и сокращает длину разбега/пробега. При максимальном угле позволяет совершить у земли скоростной бросок или развить на большой высоте максимальную скорость. В промежуточных положениях крыла изменяемой стреловидности обеспечивает быстрый разгон, длительное барражирование в зоне и большую дальность полета. Таким образом, самолета обеспечивается многорежимность.
На пилонах могут подвешиваться 340-килограммовые бомбы М117А1 или на держателях с принудительным сбросом кассетные бомбы GBU-58, или по одной 900-килограммовой бомбе Mk.82 и 1350-килограммовой Mk.83. Возможна подвеска управляемых бомб "Пейвуэй", оснащенных усовершенствованной лазерной полуактивной ГСН, или управляемых планирующих Рокуэлл GBU-15 для уничтожения различных целей (стартовых мощных ЗУР, аэродромов, мостов, РЛС, самолетных ангаров и кораблей), а также изоляции поля боя. Для самообороны на самолете могут устанавливаться управляемые ракеты AIM-9 "Сайдуиндер".
Между нишами основных и носовой стоек шасси расположен отсек вооружения, имеющий длину 5 метров. В нем размещается специальная боевая нагрузка (дипольные отражатели и ядерные бомбы В43, В57 или В61). Кром этого в данном отсеке может размещаться разведывательное оборудование. На F-111 установлена шестиствольная 29-миллиметровая пушка М61 "Вулкан" скорострельностью 6000 выстрелов в минуту.
Первый серийный F-111А впервые поднялся в воздух 12 февраля 1967 г. Всего в период с 1964 по 1976 годы было построено 562 самолета различных модификаций. F-111A Aardvark был принят на вооружении американских и австралийских ВВС. Кроме этого партию данных многоцелевых истребителей-бомбардировщиков хотела приобрести Англия, однако в дальнейшем от этих планов королевские ВВС отказались.
Модификации:
F-111A – двухместный тактический истребитель-бомбардировщик. Оснащался двумя двигателями Пратт-Уитни TF30-P-3 тягой 8391 кг. Было построено 158 машин, 18 из них являлись опытными и предсерийными. Первый полет первого серийного экземпляра состоялся в июне 1967 года.
ЕF-111A – тактическая модификация для радиоэлектронной борьбы. Производился компанией Грумман.
FB-111A – двухместный бомбардировщик, предназначенный для Стратегического авиационного Командования американских ВВС США. Машина имеет увеличенный на 2,13 м размахом крыла, усиленные шасси, увеличенный запас топлива. Оснащался двигателями TF-30-P-7 (тяга 9185 кг). В США в конце 1965 года было решено построит 263 FB-111А для замены стратегических бомбардировщиков В-52С, D и F и В-58А. Емкость топливных баков – 21243 л (учитывая баки в бомбоотсеке). Использована навигационно-бомбардировочная система Mk.2B. произведено 76 машин.
RF-111A – разведывательная модификация, оснащенная съемным сенсорным элементом. Прошла испытания, но в производство не поступила.
Летно-технические характеристики F-111A:
Минимальный размах крыла – 9,74 м;
Максимальный размах крыла – 19,20 м;
Площадь крыла – 48,77/61,07 м2;
Длина самолета – 22,40 м;
Высота самолета – 5,22 м;
Масса пустого самолета – 20943 кг;
Нормальная взлетная масса – 37566 кг;
Максимальная взлетная масса – 44838 кг;
Объем топлива во внутренних топливных баках – 19090 л;
Объем топлива в подвесных топливных баках – 9085 л;
Тип двигателя – 2 Pratt Whitney TF30-P-3;
Максимальная тяга – 2х5443 кгс;
Тяга на форсаже – 2х8391 кгс;
Максимальная скорость у земли – 1471 км/ч;
Максимальная скорость на высоте – 2338 км/ч;
Перегоночная дальность – 5094 км;
Боевой радиус действия – 2140 км;
Максимальная скороподъемность – 7788 м/мин;
Практический потолок – 17700 м;
Экипаж – 2 человека.
Вооружение:
- одна шестиствольная 20-миллиметровая пушка М61А1 Вулкан, боекомплект 2028 патронов;
- боевая нагрузка на 6 узлах подвески – 13608 кг;
- 227, 340, 454и 907 кг бомбы, бомбы Paveway с лазерным наведением, бомбы GBU-15 c оптронным наведением;
- до 12 управляемых ракет AGM-65 Maveric класса «воздух-земля»;
- до 6 управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух»;
- 24 бомбы Мк.82 в роли фронтового бомбардировщика.
Подготовлено по материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.paralay.com
http://www.combatavia.info
http://crimso.msk.ru
http://airspot.ru
Противоречивые требования к машине могли быть удовлетворены лишь применением крыла изменяемой стреловидности. Подобное крыло в полностью развернутом положении уменьшает скорости взлета/посадки, и сокращает длину разбега/пробега. При максимальном угле позволяет совершить у земли скоростной бросок или развить на большой высоте максимальную скорость. В промежуточных положениях крыла изменяемой стреловидности обеспечивает быстрый разгон, длительное барражирование в зоне и большую дальность полета. Таким образом, самолета обеспечивается многорежимность.
На пилонах могут подвешиваться 340-килограммовые бомбы М117А1 или на держателях с принудительным сбросом кассетные бомбы GBU-58, или по одной 900-килограммовой бомбе Mk.82 и 1350-килограммовой Mk.83. Возможна подвеска управляемых бомб "Пейвуэй", оснащенных усовершенствованной лазерной полуактивной ГСН, или управляемых планирующих Рокуэлл GBU-15 для уничтожения различных целей (стартовых мощных ЗУР, аэродромов, мостов, РЛС, самолетных ангаров и кораблей), а также изоляции поля боя. Для самообороны на самолете могут устанавливаться управляемые ракеты AIM-9 "Сайдуиндер".
Между нишами основных и носовой стоек шасси расположен отсек вооружения, имеющий длину 5 метров. В нем размещается специальная боевая нагрузка (дипольные отражатели и ядерные бомбы В43, В57 или В61). Кром этого в данном отсеке может размещаться разведывательное оборудование. На F-111 установлена шестиствольная 29-миллиметровая пушка М61 "Вулкан" скорострельностью 6000 выстрелов в минуту.
Первый серийный F-111А впервые поднялся в воздух 12 февраля 1967 г. Всего в период с 1964 по 1976 годы было построено 562 самолета различных модификаций. F-111A Aardvark был принят на вооружении американских и австралийских ВВС. Кроме этого партию данных многоцелевых истребителей-бомбардировщиков хотела приобрести Англия, однако в дальнейшем от этих планов королевские ВВС отказались.
Модификации:
F-111A – двухместный тактический истребитель-бомбардировщик. Оснащался двумя двигателями Пратт-Уитни TF30-P-3 тягой 8391 кг. Было построено 158 машин, 18 из них являлись опытными и предсерийными. Первый полет первого серийного экземпляра состоялся в июне 1967 года.
ЕF-111A – тактическая модификация для радиоэлектронной борьбы. Производился компанией Грумман.
FB-111A – двухместный бомбардировщик, предназначенный для Стратегического авиационного Командования американских ВВС США. Машина имеет увеличенный на 2,13 м размахом крыла, усиленные шасси, увеличенный запас топлива. Оснащался двигателями TF-30-P-7 (тяга 9185 кг). В США в конце 1965 года было решено построит 263 FB-111А для замены стратегических бомбардировщиков В-52С, D и F и В-58А. Емкость топливных баков – 21243 л (учитывая баки в бомбоотсеке). Использована навигационно-бомбардировочная система Mk.2B. произведено 76 машин.
RF-111A – разведывательная модификация, оснащенная съемным сенсорным элементом. Прошла испытания, но в производство не поступила.
Летно-технические характеристики F-111A:
Минимальный размах крыла – 9,74 м;
Максимальный размах крыла – 19,20 м;
Площадь крыла – 48,77/61,07 м2;
Длина самолета – 22,40 м;
Высота самолета – 5,22 м;
Масса пустого самолета – 20943 кг;
Нормальная взлетная масса – 37566 кг;
Максимальная взлетная масса – 44838 кг;
Объем топлива во внутренних топливных баках – 19090 л;
Объем топлива в подвесных топливных баках – 9085 л;
Тип двигателя – 2 Pratt Whitney TF30-P-3;
Максимальная тяга – 2х5443 кгс;
Тяга на форсаже – 2х8391 кгс;
Максимальная скорость у земли – 1471 км/ч;
Максимальная скорость на высоте – 2338 км/ч;
Перегоночная дальность – 5094 км;
Боевой радиус действия – 2140 км;
Максимальная скороподъемность – 7788 м/мин;
Практический потолок – 17700 м;
Экипаж – 2 человека.
Вооружение:
- одна шестиствольная 20-миллиметровая пушка М61А1 Вулкан, боекомплект 2028 патронов;
- боевая нагрузка на 6 узлах подвески – 13608 кг;
- 227, 340, 454и 907 кг бомбы, бомбы Paveway с лазерным наведением, бомбы GBU-15 c оптронным наведением;
- до 12 управляемых ракет AGM-65 Maveric класса «воздух-земля»;
- до 6 управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух»;
- 24 бомбы Мк.82 в роли фронтового бомбардировщика.
Подготовлено по материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.paralay.com
http://www.combatavia.info
http://crimso.msk.ru
http://airspot.ru
Автор: ulyakinmariupol