«Выстрел себе в ногу»: литовский порт из-за санкций лишился транзитных грузов из России и Белоруссии


Литовский Клайпедский государственный морской порт с начала текущего года вследствие санкционной политики Евросоюза лишился около 340 тысяч тонн транзитных грузов из России и Белоруссии. Об этом на заседании комитета литовского парламента (Сейма) по экономике сообщил генеральный директор порта Альгис Латакас.

Латакас отметил, что из России через порт Клайпеды продолжают следовать некоторые не включенные в санкционные списки грузы, в том числе зерно и продукция животноводства, однако объемы перевалки транзитных грузов существенно уступают показателям прошлого года. В 2023 году через Литву было перевезено более 300 тысяч тонн грузов из России и Белоруссии.

Чтобы частично компенсировать снижение объемов транзитных перевозок через Литву, Вильнюс переправил пробную партию украинских зерновых, которую отправили в Клайпедский порт. Однако такой маршрут наглядно продемонстрировал нерентабельность железнодорожной транспортировки через Польшу, и от него пришлось отказаться.

При этом максимально эффективная логистика украинских товаров возможна только при поставках через Белоруссию. В этом случае литовский порт мог бы отгружать около 10 миллионов тонн зерна в год, однако в силу определенных объективных причин Минск отказал Киеву и Вильнюсу в разрешении транспортировать зерновые по своей территории. Переговоры осложняет тот факт, что еще в 2021 году власти Литвы в одностороннем порядке ввели запрет на перевозку и перевалку белорусского калия.
Автор: Max_Svetlyshev