40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации

Сотни поставленных Советским Союзом Ми-25 и Ми-35, успешно эксплуатирующихся во многих странах, являются привлекательным объектом модернизации.

На авиасалоне в Ле Бурже в 1999 г. отделение «Таммам» израильского авиационного концерна IAI демонстрировало вариант модернизации Ми-24 - «Mission 24». Не внося изменений в конструкцию планёра, силовой установки и несущей системы, предлагалось установить современные навигационное оборудование, бортовой комплекс обороны и систему ночного видения.

В приборном оборудовании кабин «Mission 24» реализовывался принцип «стеклянной кабины», а «круглосуточность» обеспечивалась многофункциональным оптоэлектронным комплексом HMSOP. Нашлемный дисплей позволял наводить турельную пулемётную установку поворотом головы. Модернизированный вертолёт мог применять израипьские ПТУР NT-D «Денди» с дальностью стрельбы 6 км, разработанные фирмой «Рафаэль». По сравнению с российским Ми-24ВМ электронная начинка «Mission 24» была более совершенной, но лётные характеристики доработанной машины получились ниже. С помощью израильтян в 2001 - 2003 гг. ВВС Индии модернизировали 25 вертолётов Ми-25 и Ми-35.

Южноафриканская фирма ATE выдвинула свой вариант усовершенствования Ми-25 и Ми-35. Несущая система, силовая установка и система управления остались без изменений, менялись прицельное и навигационное оборудование. ОПС с тепловым и оптоэлектронными каналами, разработанная южноафриканской фирмой «Кент-рон», обеспечивапа кругпосуточное боевое применение машины. Предлагалось также усилить вооружение: пулемёт ЯкБ-12,7 заменялся 20-мм автоматической пушкой, а советские ПТУР - ракетами «Ингва» и «Мо-копа» южноафриканского производства.

Эти предложения реализовали в 2000 г. на 40 вертолётах ВВС Алжира, получивших название «Супер Хинд» (разведслужбы НАТО обозначают Ми-24 как «Хинд»).

Super Hind

Южноафриканская компания Advanced Technologies and Engineering (ATE) является еще одной фирмой за пределами России, ведущей собственную успешную программу модернизации Ми-24. Заказ на доработку 40 алжирских Ми-24 был размещен в 1999 г. и первую модернизированные ⌠двадцатьчетверки), известные под брэндом Super Hind были доставлены заказчику уже спустя несколько месяцев.

К 2004 г. модернизированные южноафриканцами вертолеты налетали уже 14000 часов. Довольные работой ВВС Алжира в 2002 г. предложили ATE разработать предложение по дальнейшей модернизации машин.

Носовая часть с кабиной экипажа имеет новую конфигурацию и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Конструкция кабины обеспечивает лучшее поле обзора, чем у Ми-24, смещает центровку вертолета назад, повышает маневренность и облегчает выполнение полета на предельно малых высотах с облетом препятствий.

Масса машины снижена на 2 тонны. Кабина защищена кевларовой броней. Бортовое оборудование заменено на новое с меньшей массой и адаптировано под очки ночного видения. В кабине экипажа установлены два многофункциональных дисплея (6х8 дюймов), дисплей с цифровой картой местности, монохромные многофункциональные индикаторы системы управления и отображения полетной информации, новая доплеровская навигационная система, сопряженная с глобальной спутниковой навигационной системой GPS, радионавигационное оборудование, усовершенствованный интерфейс "человек √ машина", новое программное обеспечение системы вертолетовождения, система контроля бортовых систем вертолета.



Вертолет оснащен компактным гиростабилизированным прицелом "Аргос-410" фирмы "Денел", сопряженным с дневным телевизионным прицелом, тепловизионной системой переднего обзора, лазерным целеуказателем и генератором лазерного луча для управляемых ракет Ingwe с лазерной системой наведения по лучу.

Super Hind имеет компактную турель с 20-миллиметровой авиационной пушкой, программируемый автомат сброса ИК-ловушек и дипольных отражателей.

Модернизированный вариант Ми-24 с 8 ракетами Kentron ZT35 Ingwe (дальность стрельбы √ 5 км), 18 неуправляемыми ракетами и 400 20-миллиметровыми снарядами имеет боевой радиус действия 230 км, скорость 220 км/ч и 20-минутный резерв по запасу топлива.

Система управления вооружением обновленного Ми-24 получила многоканальный прицельный комплекс FLIR со встроенным лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели, нашлемную прицельную систему HSS и нашлемную систему прицеливания и отображения информации HMSD. Расширен ассортимент применяемого оружия. Теперь Ми-24 может использовать не только НАР С-5 и С-8 отечественного производства, но и НАР стандартов НАТО, управляемые противотанковые ракеты Ingwe и Мokopa разработанные в ЮАР и имеющие максимальную дальность стрельбы 5000 и 10000 м соответственно.






Продолжение следует ...