«Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России? ("Жэньминь жибао", Китай)
Самое главное при этом – тот факт, что подобные траты отнюдь не гарантируют идеальной боеспособности. «Раптор» - козырная карта американской армии, однако на сто тысяч часов, проведенных в небе, приходится 4 разбившихся самолета. Получается, что самый дорогой самолет в американских ВВС – самолет с наибольшей частотой отказов. В 2008 году крушение истребителя произошло из-за того, что в двигатель самолета попал кусочек стелс-покрытия, оказавшегося недостаточно качественным. Впоследствии было обнаружено, что в истребителе также существует дефект в системе подачи кислорода, что могло быть причиной гибели пилотов в 2009 и 2010 годах. Из-за этого руководство американской армии было вынуждено запретить полеты на высоте выше 7600 м (в то время как теоретический потолок истребителя составляет 18000 м). В конце концов в 2011 году дороговизна изготовления истребителей заставила правительство США приостановить производство «Рапторов». К этому моменту стоимость программы разработки уже составила 65 миллиардов долларов. Однако, как мы знаем, в 2013 было объявлено о программе модернизации этих истребителей: это значит, что в эту бездонную яму будет брошено еще 6.9 миллиардов долларов. США хорошо усвоили этот урок и начали разработку более дешевого универсального истребителя нового поколения – F-35. Изначально цена одного самолета не должна была превышать 30 миллионов долларов. Стараясь сделать самолет как можно более дешевым, американцы были готовы пойти даже на уменьшение его скорости и других летно-технических характеристик. Что мы видим в конечном итоге? Сложная конструкция плюс инфляция сделали свое дело: стоимость изготовления «Лайтнингов» непрестанно росла, приблизившись в 2012 году к 200 миллионов долларов. Союзники Америки долго тешили себя пустыми надеждами на то, что им удастся получить отличный самолет за малую цену, однако все возрастающая стоимость производства заставила многих из них заговорить об отказе от участия в программе или урезании плана закупок. Количество заказов уменьшилось, и это опять же лишь увеличило стоимость истребителя.
«Лайтнинги» попали в своего рода замкнутый круг. Российский Т-50 еще находится на стадии испытаний, поэтому траты России пока меньше расходов США, но в ближайшие десять лет Москва планирует вложить в свой истребитель около 2-3 миллиардов долларов. В то же время, согласно плану индийской стороны, в течение двадцати лет Индия потратит на покупку 144 самолетов 35 миллиардов долларов. Выходит, что цена одного истребителя колеблется в районе 200 миллионов долларов. Это, конечно, дешевле, чем F-22, но все же дороже, чем F-35, и в целом немало. Однако опыт показывает, что когда Россия договаривается с Индией о продаже каких-либо вооружений, товар со временем становится все более дорогим, поэтому можно быть уверенным в том, что 200 миллионов долларов – цена отнюдь не окончательная.
Автор: fantast