«Плохой знак для Европы»: производство мини-двигателей для ракет уходит в США
КР JSM
Чешский производитель малогабаритных турбореактивных двигателей PBS объявил в начале этого года о выделении $100 млн инвестиций на создание производства в США и перенос на новые мощности цепочки поставок.
Для Европы это плохой знак, так как её перевооружению мешают узкие места в производстве мини-двигателей
- говорится в издании Missile Matters.
Как указывается, в крылатых ракетах используются три типа миниатюрных силовых установок. Во-первых, это высококачественные, относительно крупные турбореактивные и турбовентиляторные двигатели. Они способны развивать значительную тягу, обычно в диапазоне от 3 до 6 кН, которая необходима для поддержания высокой скорости на низких траекториях, где из-за плотности атмосферы нарастает сопротивление и может произойти замедление ракеты.
Это дорогостоящая продукция с длительным сроком службы и с высокой надежностью. Стоимость по итогам 2025 года оценочно составит от $200 тыс. до $500 тыс. за штуку. До войны на Украине, эти типы двигателей применялись почти исключительно в современных моделях КР.
Во-вторых, существуют более дешёвые двигатели, обладающие высокой производительностью, но при этом компактные и менее мощные, развивающие тягу 1-2 кН при относительно высокой топливной экономичности. Они эффективны, но довольно просты в использовании, что отражается в их более низкой цене, часто не превышающей $100 тыс. Эти двигатели используются в новой категории малогабаритных КР, которые активно применяются на Украине.
В-третьих, существуют двигатели невоенного назначения со сравнительно ограниченной мощностью, которые, тем не менее, используются на Украине для оснащения крылатых миниракет. Они имеют ограниченную полезную нагрузку и дальность полёта, неэффективны в плане расхода топлива и, как правило, менее надёжны при длительных и высоких нагрузках, например, при продолжительных или маловысотных полётах, а также хуже переносят высокие температуры, вибрацию и пыль. Однако они весьма доступны, имея цену обычно ниже $10 тыс.
ТРД и ТВРД, используемые в современных европейских КР
Как отмечается в издании, европейские программы создания КР в настоящее время опираются на четырех основных производителей двигателей: Safran (Франция), «Мотор Сич» (Украина), Kale Arge (Турция) и Williams International (США).
Safran традиционно поставляет большую часть мини-двигателей, используемых в европейских КР, таких как ПКР (Exocet MM40 Block 3/3C, RBS-15 Mk3, NSM) и КР для ударов по наземным целям (Storm Shadow/SCALP-EG, MdCN).
«Мотор Сич» и Kale Arge до сих пор в основном поддерживали национальные программы КР, включая Р-360 «Нептун», SOM и Çakır». Однако в последние годы Турция начала активно выходить на мировой рынок. Новым игроком в Европе стала голландская компания Destinus, которая производит ТРД Т150, используемый в украинской малой КР «РУТА».
Американские производители мини-двигателей до сих пор играли относительно небольшую, но важную роль на европейском рынке КР, являясь единственными поставщиками ТВРД, необходимых для тяжёлых КР. Williams International поставляет ТВРД для норвежской JSM (использует F415) и немецко-шведской Taurus KEPD 350 (оборудована P8300-15). ТВРД обеспечивают этим КР низковысотные траектории полёта для их выживаемости и увеличенную дальность для выполнения сложных нелинейных подходов к цели.
Современные европейские КР и используемые в них двигатели
В принципе, Европа может для комплектации своих дальнобойных КР использовать ТРД (например, TR40 от Safran), но их характеристики значительно ниже на малых высотах, что критически важно для живучести и манёвренности.
Продолжать полагаться на американские технологии нецелесообразно, особенно в столь критически важном секторе, но у Европы нет альтернатив
- полагает автор.
По его словам, в краткосрочной перспективе эту проблему не решить: так, если бы немецкому производителю двигателей MTU сегодня поручили разработку ТВРД для Taurus, то потребовалось бы, вероятно, несколько лет.
Также у автора вызывает недоумение тот факт, что Safran, ведущий европейский производитель двигателей, до сих пор не разработал ТВРД для КР, который был бы особенно ценен для MdCN, использующей менее экономичный ТРД TR50, в результате чего, имея значительно большую длину, чем Tomahawk, она несёт на 33% меньше полезной нагрузки и имеет меньшую дальность полёта.
Если Европа намерена конкурировать с Россией в ракетной области, то она должна серьёзно отнестись к расширению производства мини-двигателей
- делает вывод автор.
Автор: Юджин-Евгений