Компания Helsing представила «верного ведомого» CA-1 Europa
Презентация нового БПЛА CA-1, 25 сентября 2025 г.
Немецкая компания Helsing SE продолжает работу в области беспилотной авиации. Несколько дней назад она впервые рассказала о своём новом проекте под обозначением CA-1 Europa. В этом проекте она использует накопленный опыт для создания перспективного БПЛА класса «верный ведомый», способного сопровождать пилотируемую авиацию и выполнять боевые задачи.
Растущие масштабы
Компания «Хельсинг» была основана в Мюнхене в 2021 г. Она занимается разработкой новых систем управления для беспилотных комплексов, а также создаёт на их основе воздушные и морские платформы. К настоящему времени компания представила несколько электронных комплексов, беспилотных летательных аппаратов и необитаемых подводных аппаратов.
Ранее компания говорила о планах создания полноразмерных БПЛА тяжёлого класса. С этой целью в июне 2025 г. она выкупила у компании H3 Aerospace GmbH авиастроительное предприятие Grob Aircraft SE. Его опыт и компетенции собирались использовать при разработке новых проектов.
Первый результат совместной работы представили несколько дней назад. 25 сентября на заводе Helsing в г. Туссенхаузен (ФРГ, Бавария) состоялась презентация нового проекта. Перспективный полноразмерный БПЛА получил обозначение CA-1 (Combat Aircraft-1 — «Боевой летательный аппарат-1») и название Europa («Европа»).
Пока демонстрируется только полноразмерный макет нового БПЛА, показывающий основные особенности его конструкции. Также раскрыты основные характеристики и возможности будущего беспилотника. При этом часть сведений, представляющих наибольший интерес, не публикуются.
Компания Helsing SE сообщает, что проект CA-1 пока находится на стадии разработки, однако её завершение является делом ближайшего времени. Не позднее 2026-27 гг. она планирует построить полноценный опытный беспилотник для лётных испытаний. Первый полёт запланирован на 2027 г. Чтобы уложиться в такие сроки, компания собирается вложить в проект сотни миллионов евро, а также привлечь новых участников.
Испытания и доводка «Европы» должны завершиться в начале следующего десятилетия. Новые БПЛА смогут поступить на вооружение гипотетического заказчика в 2031 г. Тем не менее, даже примерные коммерческие перспективы таких беспилотников пока остаются под вопросом.
В тяжёлом классе
CA-1 Europa — тяжёлый по массе беспилотный летательный аппарат больших размеров. Он создавался в качестве многоцелевой платформы с универсальной системой управления и способен нести разные приборы или полезные нагрузки. Такой БПЛА должен будет решать различные задачи самостоятельно, в составе «роя» или под управлением пилотируемого самолёта.
Беспилотник построен по нормальной аэродинамической схеме. Он получил удлинённый фюзеляж характерной формы, сочетающей изогнутые поверхности и резкие грани. В центральной части фюзеляжа предусматриваются боковые воздухозаборники. Имеется стреловидное крыло и V-образное хвостовое оперение.
Внешний вид БПЛА указывает на широкое использование всех основных стелс-технологий. Вероятно, разработчикам удалось снизить видимость аппарата для радиолокационных и инфракрасных средств.
Общая длина CA-1 достигает 11 м, размах крыла — 10 м. Взлётная масса, в зависимости от состава оборудования и полезной нагрузки, будет в пределах 3,7 т. Другие параметры, такие как масса вооружения или целевых приборов, не уточняются.
Europa получит один турбореактивный двигатель неназванной модели. С его помощью БПЛА будет развивать высокую дозвуковую скорость полета. Дальность полёта, потолок и другие лётные характеристики пока неизвестны.
БПЛА получит систему управления Centaur AI, разработанную компанией Helsing. Её основой является центральный компьютер с особым программным обеспечением, построенным на базе искусственного интеллекта. В систему управления интегрируются различные средства и устройства, отвечающие за навигацию, связь, взаимодействие с другой техникой, применение нагрузок и т.д. Система Centaur AI будет иметь те же функции, что и комплексы управления других «верных ведомых». При этом ожидается, что ИИ улучшит все основные её возможности и повысит эффективность боевого применения БПЛА во всех ситуациях.
Компания-разработчик сообщает о способности «Европы» нести разные нагрузки, однако не приводит список совместимых систем. Упоминается только комплекс радиоэлектронной борьбы Cirra её собственной разработки. Возможно, в будущем Helsing создаст и другие приборы для оснащения своих БПЛА. Также должны использоваться изделия других разработчиков.
В нижней части фюзеляжа предусматривается грузовой отсек для размещения вооружения. Масса и номенклатура такой нагрузки пока неизвестны. Судя по взлётной массе, БПЛА сможет нести до нескольких сотен килограммов вооружения. Вероятно, это будут управляемые боеприпасы «воздух-поверхность». Сможет ли CA-1 работать по воздушным целям, неизвестно.
Беспилотная инициатива
Насколько известно, БПЛА CA-1 Europa разрабатывается в инициативном порядке. Компания Helsing SE начала работы без заказов со стороны каких-либо государственных структур или армий. Все работы проводятся за свой счёт, а также планируется привлечь сторонних инвесторов.
Возможно, немецкая компания планирует в ближайшее время провести основную часть конструкторских работ, и затем предложит готовый проект потенциальным заказчикам. Скорее всего, первыми такое предложение получат европейские страны. Кроме того, «Хельсинг» может подать заявку на участие в одной из существующих или перспективных программ военных ведомств тех или иных стран.
Следует учесть, что инициативный характер проектов не способствует их успеху в тех или иных программах. Запланированный разработчиком облик изделия CA-1 может не соответствовать требованиям конкретных заказчиков. Впрочем, модульная архитектура программной и аппаратной части поможет адаптировать БПЛА к условиям программ и конкурсов.
С технической точки зрения проект CA-1 представляет определённый интерес. В целом он похож на современные разработки в сфере беспилотных «верных ведомых». Используются проверенные технические решения и достигаются достаточно высокие характеристики. Кроме того, разработчики указывают на наличие всех функций, необходимых таким БПЛА.
При всём этом, компания Helsing SE предлагает совершенно новую систему управления на основе ИИ. Утверждается, что система Centaur AI способна выполнять широкий круг задач и реагировать на различные внешние факторы. Также она должна будет управлять любым бортовым оборудованием и вооружением, а также взаимодействовать с авиацией или наземными пунктами управления.
По сути, именно система управления Centaur AI должна стать главным конкурентным преимуществом БПЛА CA-1. Тем не менее, нет гарантии, что такое преимущество будет решающим. Другие компании-разработчики беспилотной техники тоже создают перспективные системы управления и иные приборы на основе ИИ. Вполне вероятно, что к началу следующего десятилетия на рынок выйдут готовые решения такого рода с высокими характеристиками.
Техника и конкуренция
Компания Helsing SE позиционирует себя как передового разработчика электронных систем на основе самых современных решений. Она сосредоточила усилия на создании различных систем и комплексов управления. На их базе разрабатываются беспилотные системы, а также предлагаются разные варианты внедрения таких приборов в пилотируемой технике.
После нескольких лет разработки малых и средних БПЛА, «Хельсинг» занялась полноразмерным «верным ведомым». К настоящему времени она выполнила часть проектных работ и даже представила полноразмерный макет будущего беспилотника CA-1. В течение следующих двух лет готовятся построить и вывести на испытания полноценный опытный БПЛА.
Helsing SE строит оптимистичные планы и планирует заинтересовать потенциальных заказчиков. Однако реальные перспективы её проекта CA-1 Europa пока под вопросом. Новый БПЛА пока находится на стадии разработки, а в будущем ему предстоит столкнуться с серьёзной конкуренцией. Удастся ли такому беспилотнику показать преимущества перед техникой других компаний — большой вопрос.
Автор: Glenn Witcher