Военно-историческое наследие Владивостока: корабли-музеи
Среди дальневосточных городов во Владивостоке сконцентрировано наибольшее количество различных объектов, имеющих военно-историческую ценность. В данной публикации речь пойдёт о кораблях нашего флота, сохранённых для потомков в виде памятников.
Подводная лодка С-56
Наиболее интересным памятником на Корабельной набережной, во многом ставшим визитной карточкой города, является установленная на берегу на вечную стоянку подводная лодка С-56. Которая вместе со сторожевым кораблем «Красный вымпел» входит в состав мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота».
Дизель-электрическая подводная лодка С-56 на Корабельной набережной во Владивостоке
К началу Великой отечественной подводные лодки типа «С» являлись, пожалуй, наиболее совершенными и сбалансированными по характеристикам.
Этот проект в середине 1930-х по заказу советской стороны был создан специалистами германской судостроительной компании DeSchiMAG. На раннем этапе субмарины данного проекта именовались как «Е-2», тип «Н» (немецкая), и серия IX. В октябре 1937 года было присвоено обозначение «С» – средняя.
Всего в рамках серии IX на балтийском заводе было построено три лодки, субмарины следующей серии IX-бис заложили уже на восьми заводах. К началу войны недостроенными в Николаеве в Ленинграде, Горьком и в Молотовске оставались 25 лодок. В 1941 году было законсервировано строительство шести лодок в Молотовске и четырёх лодок в Николаеве. Двенадцать лодок, первоначально заложенных как IX-бис, достроили по упрощённому проекту IX-бис-2, разработанному уже в ходе войны для скорейшего ввода в строй и частичного исправления недостатков, отмеченных при эксплуатации уже сданных ПЛ типа «С». Эти корабли строились на заводах № 112 в Горьком и № 638 в Астрахани.
Согласно справочным данным, в строй вступила 41 субмарина типа «С». По состоянию на июнь 1941 года в составе флота имелось 17 лодок данного проекта. В ходе войны в боевой состав вошли ещё 17 субмарин, а ещё 7 лодок удалось сдать в эксплуатацию уже после 9 мая 1945 года.
В Великой Отечественной войне участвовало 30 подводных лодок типа «С», которые потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, а также повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. В ходе боевых действий было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки головной серии.
Дизель-электрическая торпедная подводная лодка С-56 серии IX-бис была заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти (сейчас Государственное предприятие Адмиралтейские верфи) в Ленинграде. В связи с необходимостью укрепления Тихоокеанского флота лодку секциями доставили по железной дороге на судостроительный завод № 202 («Дальзавод») во Владивосток, где и произошла окончательная сборка.
Тихоокеанские лодки типа «С» получили характерную рубку с прямоугольными иллюминаторами. В послевоенное время рубки оснащались волноотбойниками.
Всего в лодке имелось семь обитаемых отсеков. В первом носовом отсеке помимо торпедных аппаратов имелись стеллажи с запасными торпедами и спальные места личного состава.
Во втором отсеке размещались 62 аккумулятора носовой группы, каюта командира и жилые помещения офицерского состава. Третий отсек являлся центральным постом, и над ним располагалась боевая рубка и ограждение выдвижных устройств.
В четвёртом отсеке располагались 62 аккумулятора кормовой группы и жилые помещения старшин. В пятом отсеке были размещены дизельные двигатели, а в шестом – электрические. Седьмой отсек был жилым, в нём также находились два кормовых торпедных аппарата.
Силовая установка подводной лодки С-56 состояла из двух дизельных двигателей надводного хода типа 1Д мощностью по 2000 л.с., двух электродвигателей типа ПГ-72/35 мощностью по 550 л.с. при 275 оборотах в минуту и аккумуляторных батарей из 124 элементов, разделённых на две группы. Скорость надводного хода достигала 19,5 узлов, подводного – 8,8 узла. В надводном положении при скорости 8,5 узлов дальность плавания достигала 9500 миль, в подводном при скорости 3 узла – 135 миль.
Первоначально для очистки воздуха от углекислого газа при нахождении под водой имелись 9 аппаратов регенерации РВ-2 с 1300 патронами, наполненными каустической содой. Также на борту находилось 15 баллонов с неприкосновенным запасом кислорода, которые использовались для поддержания состава воздуха при длительных погружениях и позволяли непрерывно находиться под водой до 72 часов. Без кислородных баллонов время максимального непрерывного погружения составляло 12 часов. В 1944 году лодку оснастили регенерационными конвекционными установками РУКТ-3 с регенерационными патронами РВ-5, при работе которых углекислый газ поглощался с выделением кислорода. Это позволило существенно повысить эффективность системы регенерации воздуха. После чего количество кислородных баллонов сократили до трёх. Впрочем, как кислородные баллоны, так и регенерационные патроны, имевшиеся на борту лодки, потенциально представляли очень высокую пожаро- и взрывоопасность, но с этим приходилось мириться.
Лодка была вооружена шестью 533-мм торпедными аппаратами: четыре в носовом отсеке и два в кормовом. При использовании специальных решетчатых вставок из 533-мм торпедных аппаратов можно было стрелять 450-мм торпедами.
Носовые торпедные аппараты
Артиллерийское вооружение С-56 состояло из 100-мм орудия Б-24ПЛ, расположенного на палубе перед ограждением выдвижных устройств и универсального 45-мм полуавтоматического орудия 21-К, которое находилось на надстройке рубки.
100-мм пушка Б-24ПЛ, весившая 5500 кг, имела ствол длиной 5350 мм и клиновой затвор. Углы вертикальной наводки: от -5° до +45°. Максимальная дальность стрельбы – 21 900 м. Эффективная дальность по движущимся надводным целям типа «малый противолодочный корабль» – до 5 км. При условии слаженной работы расчёта из пяти человек боевая скорострельность достигала 12 выстр./мин. 100-мм орудие обладало хорошими для своего времени характеристиками и достаточной для такого калибра мощностью. Осколочно-фугасный снаряд массой 15,6 кг содержал 1,46 кг тротила и был весьма эффективен против небронированных судов торгового флота и сторожевых кораблей. На борту лодки в боевом походе могло находиться до 200 унитарных 100-мм выстрелов.
Универсальное 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К, помимо стрельбы по быстро перемещающимся надводным целям, также предполагалось использовать для обеспечения противовоздушной обороны.
Но по сути это была 45-мм противотанковая пушка обр. 1932 г., установленная на морской станок, не обладавшая для этого требуемыми характеристиками. Для обороны от противолодочной авиации гораздо больше бы подошли 20-37-мм зенитные автоматы или в крайнем случае 12,7-мм пулемёты. Однако таких средств ПВО на советских ПЛ в годы войны так и не появилось.
За отсутствием других зенитных орудий 45-мм пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Данное орудие абсолютно не удовлетворяло моряков в качестве зенитного. Для этого оно имело низкую скорострельность (25 выстр./мин), примитивный прицел и отсутствие на снарядах дистанционного взрывателя, так что цель могла быть поражена только прямым попаданием (что было крайне маловероятно). Для эффективного поражения морских и береговых целей орудие не обладало достаточной мощностью. Снаряд массой 1,45 кг снаряжался 19 г тротила и в стволе длиной 1650 мм разгонялся до 760 м/с. Углы наведения по вертикали: от -10° до +85°. Скорость наведения: по вертикали – 20 град/с, по горизонтали – 18 град/с. Максимальная дальность стрельбы – 9200 м. Досягаемость по высоте – 6000 м. Орудие обслуживало 3 человека. В послевоенное время орудия 21-К демонтировали и заменяли 12,7-мм пулемётами ДШКМ.
Лодку С-56 спустили на воду в декабре 1939 года, а в строй она вошла в октябре 1941 года. В октябре 1942 года С-56 отправилась в переход на Северный флот.
Маршрут перехода ПЛ С-56 на Северный флот
За 153 суток подводная лодка, пройдя 16 632 морских миль, через Панамский канал преодолела Тихий и Атлантический океан, а также девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Провела в море 67 суток (2220) часов, пройдя (в том числе 113 морских миль под водой). 8 марта 1943 года С-56 вошла в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
В годы войны С-56 командиром лодки был капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин. Под его руководством ПЛ совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак, израсходовав 30 торпед.
При этом экипаж С-56 добился наилучших количественных результатов использования торпедного оружия среди всех советских субмарин. По докладам командира, в ходе торпедных атак было поражено не менее десяти вражеских кораблей и судов. После войны удалось подтвердить потопление транспорта (водоизмещением 5056 брт), танкера (1118 брт), тральщика (551 брт) и сторожевого корабля (466 брт). Ещё один немецкий транспорт водоизмещением 5096 брт был повреждён. 31 марта 1944 года лодку С-56 за боевые заслуги наградили орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена гвардейского звания.
После окончания Второй мировой войны лодка эксплуатировалась в составе Северного флота, а в октябре 1954 года в составе Экспедиции особого назначения, состоявшей из восьми подводных лодок в сопровождении трёх ледоколов, в надводном положении по Северному морскому пути совершила переход во Владивосток. Таким образом, С-56 стала первой дизельной ПЛ советского ВМФ, совершившей полное кругосветное плавание.
В 1954-1955 гг. четыре тихоокеанские лодки типа «С» были переданы Китаю и эксплуатировались в ВМС НОАК до начала 1970-х и по окончанию службы были разделаны на металл. Однако судьба С-56 сложилась иначе. В марте 1955 года лодку вывели из боевого состава, разоружили и сделали плавучей зарядовой станцией. В такой роли С-56 использовалась до апреля 1964 года, после чего стала учебно-тренировочной ПЛ.
9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, лодка была установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота. Перед этим корпус С-56 на судоремонтном заводе был разрезан на несколько отсеков, которые поодиночке доставили на понтонах к набережной, вытащили на берег, установили на фундаменты, состыковали и соединили сваркой.
25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 и «Красный вымпел» вошли в состав Мемориального комплекса Тихоокеанского флота, дополненного скульптурной композицией, башней от бронекатера, заимствованной с танка Т-34, корабельным 102-мм орудием обр. 1911 г. и памятными плитами с Вечным огнём в центральной части.
К сожалению, после того как С-56 превратилась в музей, в относительно оригинальном виде сохранились только первые три отсека, а в четырех находится музейная экспозиция, посвященная истории советского подводного флота и боевому пути лодки.
Музейная экспозиция в седьмом отсеке С-56
На мой взгляд, для сохранения исторического наследия было бы более оправданным восстановить подводную лодку как можно ближе к исходному состоянию, а документы, экспонаты и фотографии разместить в отдельной пристройке. Так поступили с ПЛ Д-2 «Народоволец» в Питере, от посещения которой я получил гораздо более благоприятное впечатление.
Сторожевой корабль «Красный вымпел»
Неподалёку от лодки-музея С-56 к корабельной набережной на вечную стоянку пришвартован сторожевой корабль «Красный вымпел».
Корабль был построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге и с пущен на воду в октябре 1910 года под названием «Адмирал Завойко». Эта парусно-паровая яхта была заказана губернатором Камчатки и предназначалась для нужд местной администрации.
Яхта имела водоизмещение 650 т, длину 43,5 м, ширину корпуса 8,5 м, осадку 4 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 600 л.с., совмещённая с цилиндрическим огнетрубным котлом, обеспечивала скорость 9,5 узлов. Дальность плавания достигала 2500 морских миль. Численность экипажа превышала 40 человек. Всего же на борту могло разместиться до 65 человек.
После революции корабль неоднократно переходил из рук в руки. Но в январе 1921 года он пришёл под контроль Дальневосточной республики и вошёл в состав Сибирской военной флотилии. В мае 1921 года «Адмирал Завойко» находился в Петропавловске-Камчатском, куда прибыл с грузом припасов. Узнав о том, что власть во Владивостоке захватили белогвардейцы, экипаж принял решение эвакуироваться в Шанхай, где судно находилось около двух лет.
Модель сторожевого корабля «Красный вымпел»
После того как в октябре 1922 года интервенты и белогвардейцы оставили Владивосток, яхта в марте 1923 года вернулась обратно, была переведена в класс сторожевых кораблей и переименована в «Красный вымпел».
Для выполнения задач по охране дальневосточных рубежей «Красный вымпел» вооружили четырьмя 75-мм пушками системы Канэ, одной 40-мм автоматической пушкой системы Виккерса и четырьмя пулемётами системы «Максим». В настоящее время из вооружения на борту сохранились дезактивированные 75-мм орудия и пулемёты винтовочного калибра.
Пулемёты «Максим» винтовочного калибра, установленные на тумбах, прикрученных к палубе, могли вести огонь по надводным и воздушным целям. Масса тела пулемёта без броневого щитка и охлаждающей жидкости составляла 20,2 кг. Темп стрельбы – 600 выстр./мин. Эффективная дальность по воздушным целям – до 500 м. Расчёт – 2 человека.
Тумбовая 40-мм автоматическая пушка Виккерса в основном предназначалась для стрельбы по воздушным целям и конструктивно напоминала увеличенный в размерах пулемёт системы Максима. Это орудие с водяным охлаждением ствола, принятое на вооружение в Великобритании под обозначением QF 2 pounder Mark II, в годы Первой мировой поставлялось в Россию.
40-мм автоматическая пушка Виккерса
Вес орудия без боеприпасов составлял 249 кг. Общая масса артустановки превышала 700 кг. Общая длина – 2400 мм. Осколочный снаряд массой 0,91 кг покидал ствол длиной 1600 мм со скоростью 590 м/с. Эффективная дальность стрельбы – до 1100 м. Скорострельность – 90 выстр./мин. Расчёт – 3 человека. К началу 1930-х орудие QF 2 pounder Mark II по причине невысокой надёжности и малой эффективной дальности стрельбы по быстро перемещающимся целям считалось устаревшим и было вытеснено более эффективными образцами.
75-мм пушка системы Канэ поступила на вооружение российского флота в 1892 году и в основном предназначалось для борьбы с миноносцами. По французской лицензии на Мотовилинских заводах и Обуховском сталелитейном заводе до 1922 года изготовили 799 орудий этого типа.
75-мм пушка системы Канэ
В боевом положении орудие весило около 900 кг. Длина составляла 3755 мм. Углы вертикальной наводки: от -10° до 20°. Скорострельность – до 15 выстр./мин. Осколочно-фугасный снаряд массой 4,9 кг содержал 0,52 кг тротила. Дальность стрельбы при угле возвышения ствола 13° составляла 6400 м. В бою орудие обслуживали 4 человека. После доработки станка и доведения максимального угла вертикальной наводки до 75° в советском флоте 75-мм орудия использовались в качестве зенитных. Для стрельбы по воздушным целям применялись шрапнельные снаряды. Ввиду лучших баллистических данных в этой роли 75-мм пушки Канэ превосходили 76-мм зенитные орудия Лендера.
По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККФ ещё оставались 69 зенитных пушек системы Канэ. К сожалению, 75-мм пушки на «Красном вымпеле» сохранили только станки со стволами без затворов и других деталей, что снижает их историческую ценность.
Сразу после вхождения в состав советского флота сторожевик принимал участие в очистке побережья Охотского и Берингова морей от различных бандформирований. В 1926 году корабль был задействован в буксировке с Сахалина на Амур судов речной флотилии, уведённых на остров японскими интервентами во время Гражданской войны. С 1928 по 1931 год «Красный вымпел» принимал участие в гидрографических экспедициях. В 1929 году судну было поручено оборудовать посадочные пункты на Командорских островах для обеспечения перелёта гидросамолёта «Страна Советов» по маршруту Москва – Нью-Йорк через Сибирь и Тихий океан.
В 1932 году «Красный вымпел» стал одним из первых кораблей, зачисленных в только что созданный Тихоокеанский флот. С 1936 по 1941 год сторожевой корабль использовался для подготовки личного состава более крупных боевых кораблей. Во время Великой Отечественной войны «Красный Вымпел» был задействован в прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдалённых необорудованных рейдах и боевые операции кораблей в Тихом океане. В октябре 1944 года его переоборудовали в контрольную гидроакустическую станцию. После окончания Второй мировой корабль привлекали к обнаружению морских мин и отработке способов их траления.
11 марта 1958 года «Красный вымпел» был превращён в мемориальный корабль-музей и поставлен на вечную стоянку к причалу Корабельной набережной во Владивостоке. 24 апреля 2014 года корабль-музей покинул место постоянной дислокации и был направлен для производства ремонта на «Дальзавод», где его корпус очистили от ракушек и ила. Также был выполнен доковый ремонт корпуса, произведена замена шлюпбалок, верхней палубы и надстройки. 31 июля 2014 года «Красный вымпел» вернулся на место вечной стоянки.
Сверхмалая подводная лодка проекта 908 «Тритон-2»
Дизель-электрическая С-56 не единственная во Владивостоке подводная лодка, установленная на берегу. Во дворе Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, расположенном по адресу Светланская 66, среди других экспонатов притулилась сверхмалая подводная лодка пр. 908 «Тритон-2», предназначенная для доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов и кораблей противника, а также исследования морского дна.
Сверхмалая подводная лодка пр. 908 во дворе Военно-исторического музея Тихоокеанского флота
Корпус лодки проекта 908 выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. Электродвигатель мощностью 11 л.с. обеспечивал подводную скорость хода 5 узлов. Дальность плавания под водой – до 60 миль. Надводное водоизмещение составляет 5,7 т. Подводное – 15,5 т. Длина – 9,5 м. Ширина корпуса – 1,9 м. Лодкой управляли два человека, внутри могли разместиться четыре водолаза. Автономность – 12 часов.
В корпусе имеются следующие изолированные отсеки: кабина управления в носовой части, приборный отсек между кабинами, аккумуляторная яма под приборным отсеком, комовая кабина водолазов и электромоторный отсек в кормовой части. Водолазы и экипаж находились в «мокрых кабинах», но при постоянном комфортном давлении вне зависимости от глубины. Винт, размещённый в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля. Сверхмалые подводные лодки типа «Тритон-2» оснащались гидроакустическими станциями МГВ-11 и МГВ-6В. Для прокладки курса под водой использовался инерциальный навигационный комплекс «Самум».
В 1972 году на Адмиралтейских верфях в Ленинграде был изготовлен головной образец, сданный заказчику в 1975 году. Всего до середины 1985 года было принято 13 СМПЛ пр. 908, которые после раздела советского военного наследства достались ВМФ России и ВМС Украины. В настоящее время все лодки этого типа выведены из эксплуатации.
Торпедный катер проекта 123К
Во дворе Военно-исторического музея Тихоокеанского флота также установлен торпедный катер пр. 123К.
Катер данного проекта являлся вариантом эволюционного развития торпедного катера М-123бис, который в свою очередь ведёт родословную от малого торпедного катера типа «Комсомолец» (пр.123), испытанного в 1940 году.
Проект 123К, появившийся в 1950 году, от предыдущей модификации пр.123бис отличался наличием РЛС госопознавания и обнаружения целей, отсутствием броневой защиты рубки (управление было вынесено на открытый мостик), вместо сложной аппаратуры для постановки дымовых завес ДА-7, в которой для дымообразования использовался токсичный раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте, на палубе установили сбрасываемые после применения дымовые шашки МДШ. Также эта модификация получила более совершенные средства связи.
Торпедный катер пр.123К на ходу
Полное водоизмещение катера пр.123К с корпусом, выполненным из дюраля, составляло 22,5 т. Длина – 19,3 м. Ширина наибольшая – 3,6 м. Осадка – 0,8 м. Два дизеля М-50 по 900 л.с. каждый обеспечивали максимальную скорость 50 уз. При скорости хода 17 уз. дальность достигала 400 морских миль. Катер мог действовать при волнении до 4 баллов. Автономность – 1 сутки. Экипаж – 7 человек.
На борту имелось два трубчатых торпедных аппарата ТТКА-45-52 для 450-мм торпед 45-36Н или 45-36НУ. Торпеды этого типа при скорости 41 уз. имели дальность стрельбы 3 км. При скорости 32 уз. дальность достигала 6 км.
Для защиты от воздушного противника в кормовой части катера установлена 14,5-мм спаренная зенитная пулемётная установка 2М-5, наведение на цель которой осуществлялось мускульной силой стрелка. Суммарный темп стрельбы ЗПУ составлял 1100 выстр./мин. При начальной скорости пули 850 м/с, прицельная дальность стрельбы – до 2,5 км, потолок – до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов на ствол. Для предохранения расчета из трёх человек от пуль и мелких осколков установка в передней части имела броню толщиной 8 мм и 4 мм для задней. Вес установки – 550 кг.
Согласно справочным данным, с 1951 по 1955 год было сдано 205 торпедных катеров пр.123К. В связи с бурным развитием радиолокационных средств обнаружения надводных целей и управляемого ракетного оружия малые торпедные катера, имевшие ограниченную дальность и автономность, быстро утратили свою актуальность и их начали выводить из эксплуатации в начале 1960-х. Кроме того, 450-мм парогазовые торпеды, скопированные с итальянского прототипа во второй половине 1930-х, к середине 1950-х безнадёжно устарели.
На закате своей карьеры в ВМФ СССР с большей части катеров пр.123К торпедные аппараты были демонтированы, и частично разоруженные катера использовались для выполнения разного рода вспомогательных задач. Некоторое количество переделали в радиоуправляемые скоростные катера-мишени, задействуемые при проведении артиллерийских стрельб. В нашем флоте последний катер пр.123К списали в 1978 году. Но за рубежом они служили до второй половины 1980-х. Катера этого типа передавались Албании, Болгарии, Вьетнаму, Египту, Кипру, Кубе и КНР.
Продолжение следует...
Автор: Bongo