Краснознамённый Северный флот. О перспективах надводных кораблей
В прошлом материале я представил свои соображения о составе и численности многоцелевых подводных сил Краснознаменного Северного флота (КСФ) на период 2035-2040 гг. Увы, допустил при этом несколько ошибок, а именно:
1. Корабли проекта 885 и 885М – это все-таки АПРК, то есть атомные подводные ракетные крейсера, а не ПЛАРК.
2. ПЛАТ Б-448 «Тамбов» и Б138 «Обнинск», конечно же, являются кораблями проекта 671РТМК, никак не 971РТМК.
И еще небольшой комментарий: ПЛАТ, или подводные лодки атомные торпедные, разумеется, вовсе не ограничены в своем вооружении исключительно торпедами. Они вполне могут нести и крылатые ракеты, как противолодочные, так и противокорабельные, либо предназначенные для ударов по сухопутным целям. Отличие их от ПЛАРК в том, что наши ПЛАТ применяют ракеты при помощи торпедных аппаратов, соответственно, ракеты берутся взамен части торпед. ПЛАРК же несут ракеты в специальных вертикальных или наклонных шахтах, что позволяет им сформировать очень мощный ракетный залп. При этом ПЛАРК, как и ПЛАТ, могут заменить часть торпед ракетами.
Перейду теперь к надводным силам.
Крейсера
ТАВКР проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Введен в строй в 1991 г., возраст – 34 года. В 2017 г. ушел на капитальный ремонт и модернизацию, должен был вернуться в состав действующего флота в 2021 г. Сроки, как обычно, сдвинулись вправо, вот только ТАВКР, по имеющимся данным, выйдет из ремонта не на флот, а на иголки. В конце 2024 г. «Кузнецова» посетил новый министр обороны РФ Белоусов А. Р. и, по всей видимости, нашел состояние корабля неудовлетворительным. В июле 2025 г. работы на корабле остановлены. Разумеется, под это дело быстро появилось «тактическое обоснование» в лице экс-командующего ТОФ адмирала С. Авакянца, выступившего с заявлением, что «Авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны», что они дороги и неэффективны. И тут же глава ВТБ и по совместительству председатель совета директоров «ОСК» А. Костин заявляет, что ТАВКР в ближайшее время может быть продан или утилизирован, потому что его, видите ли, «уже нет смысла ремонтировать».
То есть в 2017 г., когда крейсер уходил на ремонт, и стоимость его модернизации оценивалась в 65 млрд руб., смысл был. А вот теперь, в 2025 г., по прошествии 8 лет освоения бюджетных средств в размерах, наверняка превышающих эти самые 65 млрд руб., оный смысл куда-то таинственным образом испарился. Задам риторический вопрос: раз уж господин А. Костин считает ремонт единственного в России ТАВКР не имеющим смысла, готов ли он вернуть государству затраты на его проведение?
Не втягиваясь в очередной авианосный спор, отмечу, что после таких заявлений шансов на возвращение ТАВКР на КСФ не то чтобы нет вообще, но очень и очень мало. И если ТАВКР «Кузнецов» все же будет списан, его можно будет смело считать надгробным памятником нашему государственному планированию развития вооруженных сил страны.
Вложить деньги в строительство авиационного учебного комплекса для летчиков морской авиации в Ейске – с трамплином, имитирующим взлет с «Кузнецова». Затем поддерживать в рабочем состоянии второй комплекс в Саках (НИТКА), вернувшийся в РФ вместе с Крымом. Потом построить полк палубной авиации МиГ-29К и МиГ-29КУБ, при том что последние, при базировании на сухопутные аэродромы, прилично уступают Су-30СМ, а единственным преимуществом МиГ-ов является способность работать с палубы. И после всего вышеперечисленного – отправить на покой единственный авианесущий крейсер, для которого все это было предназначено.
Бесспорно, такая история должна войти в анналы искусства управления государством вообще и вооруженных сил в частности.
ТАРКР проекта 1144.2М «Адмирал Нахимов». Сдан флоту в 1988 г., возраст – 37 лет. Без сомнения, по завершении испытаний вернется в строй после модернизации, длившейся в период 2014-2025 гг., и прослужит еще лет 15-20.
ТАРКР проекта 1144.2 «Петр Великий». Сдан флоту в 1998 г., возраст – 27 лет. Его будущее «покрыто неизвестным мраком». В 2023 г. ТАСС со ссылкой на неназванный источник сообщило о том, что «Петр Великий» модернизировать по образцу и подобию «Адмирала Нахимова» не будут в силу чрезмерно больших затрат на такую модернизацию. Однако в том же году прозвучало опровержение этого сообщения.
Тем не менее вопрос списания «Петра Великого» буквально висит в воздухе. Тучные бюджетные годы РФ однозначно в прошлом: СВО продолжает поглощать деньги в огромных количествах, а поступления от торговли углеводородами уже совсем не те, что раньше. В то же время промышленность РФ, уложенная на обе лопатки Эльвирой Сахипзадовной, взвинтившей стоимость кредитных ресурсов до немыслимых высот, естественно, уменьшает налоговые отчисления – по причине падения выручки и образования убытков вместо прибылей.
В общем, расходы бюджета растут, а доходы – как-то не очень. Резервов же у государства не так чтобы много – 300 млрд долл. мы подарили нашим заклятым западным друзьям, а из оставшихся средств значительную часть омертвили в золотом запасе, который сейчас не можем ни потребить внутри страны (такой потребности в золоте просто нет), ни продать на мировой рынок в силу санкций.
Но тут есть один важный момент. Модернизация «Петра Великого» – это огромные деньги, но его утилизация – тоже средства немалые. Корабль-то все-таки атомный. Поэтому на сегодняшний день наиболее вероятными выглядят следующие сценарии:
Вариант 1: крейсер не будут модернизировать, но проведут ремонт, направленный на восстановление технической готовности, то есть на продление сроков службы. После этого ремонта «Петр Великий» проходит еще лет 10-12, а там уже пойдет на слом.
Вариант 2: «Петр Великий» просто выведут из состава действующего флота в резерв и оставят там до лучших времен. А поскольку лучшие времена никогда не наступят, то через несколько лет, когда найдутся деньги на его утилизацию, корабль будет уничтожен.
Если же все-таки будет принято решение модернизировать «Петра Великого» по программе «Нахимова», то подобная работа имеет все шансы затянуться лет на 14-15, объемы там будут ничуть не меньше «Нахимовских».
РКР проекта 1164 «Маршал Устинов». Передан флоту в 1986 г., возраст – 39 лет. В 2011-2017 гг. крейсер прошел большую и обстоятельную модернизацию, включающую замену аналоговых устройств на радиоэлектронные, новые РЛС и т. д. И все же основные комплексы вооружений остались теми же, что и были.
Судьбу этого корабля предсказать несложно. Он будет ходить, пока хватит ресурса, но дальнейшие модернизации или капитальные ремонты для него нецелесообразны – в силу почтенного возраста. Поэтому следует ожидать, что где-то к 2030 г., самое позднее в начале 30-х годов «Маршал Устинов» с честью покинет строй.
БПК, эсминцы и фрегаты
Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков». Ввод в эксплуатацию в 1994 г., возраст – 31 год. Не столь уж стар, но корабли этого типа были убиты особенностями их котлотурбинной энергетической установки (КТУ). Она очень требовательна как к качеству воды, так и к прямым рукам обслуживающих установку механиков: если и то и другое в порядке, то КТУ служит вполне хорошо, но вот если нет… В общем, судьба «Адмирала Ушакова» едва не решилась в 2018 г., когда корабль уже почти отправили на утилизацию. Но затем сменили гнев на милость, и после ремонта, длившегося с 2020 по 2023 г., «Адмирал Ушаков» вернулся в состав флота. Тем не менее очевидно, что слишком уж долго он там не задержится, самое позднее в начале 30-х годов последний эсминец КСФ уйдет на покой.
БПК проекта 1155.1М «Адмирал Чабаненко». Введен в эксплуатацию в 1999 г., возраст – 26 лет. Относительно новый БПК, ныне зачем-то дисквалифицированный во фрегаты, завершает начатую в 2014 г. модернизацию по проекту 1155.1М и готовится к триумфальному возвращению в состав КСФ не позднее 2025 г.
Ну, то есть до недавнего времени мы именно так и считали. Да только реальность оказалась куда грубее – в августе 2025 г. работы по данному кораблю приостановлены на неопределенный срок. И совершенно не исключено, что «Адмирал Чабаненко» более никогда уже не выйдет в море – сперва законсервируют, а там и спишут.
Но – будем надеяться на лучшее. Сейчас, как уже было сказано, у РФ проблемы с доходной частью бюджета при колоссальных расходах на СВО. Но СВО когда-нибудь закончится. Проблем, конечно, и тогда у бюджета будет выше головы, но все-таки на возобновление хотя бы некоторых флотских программ рассчитывать можно. В случае с «Адмиралом Кузнецовым» и «Петром Великим» все-таки трудно ожидать чего-то хорошего, в том числе и потому, что не только модернизация, но и содержание этих гигантских кораблей стоит очень недешево. Но какие-то корабли океанской зоны флоту все же нужны, и тут возвращение в строй «Адмирала Чабаненко» выглядит вполне реалистично.
Если предположить, что, пусть и с опозданием еще на несколько лет, «Адмирал Чабаненко» все же вернут флоту, то он вполне может прослужить как минимум до 2040 г., а возможно, что и немногим больше.
БПК проекта 1155 – 3 ед. «Вице-адмирал Кулаков» Передан флоту в 1981 г., возраст – 44 года. Почтенный корабль, закончивший свой первый и последний капитальный ремонт в 2010 г. и с тех пор весьма интенсивно эксплуатировавшийся. Очевидно, что в самом ближайшем будущем БПК окончательно исчерпает свой ресурс, а его ремонт или модернизация уже не будут иметь смысла. Вероятно, к 2030 г. покинет строй.
«Североморск». Передан флоту в 1988 г., возраст – 37 лет. Эксплуатировался очень интенсивно, как и «Вице-адмирал Кулаков», проходил серьезный ремонт в Кронштадте, из которого вышел уже в 2025 г. Очевидно, что в силу своего возраста следующего ремонта не будет – корабль с честью отслужит лет 10 или немногим более, а затем отправится на покой.
«Адмирал Левченко». Передан флоту в 1989 г., возраст – 36 лет. В 2021-2022 гг. прошел восстановительный ремонт и с тех пор в строю. В июне 2024 г. в украинских СМИ была информация о крупном пожаре на нем, но это, по всей видимости, фейк – в июле того же года корабль участвовал во флотских учениях в море. С учетом возраста и общего дефицита средств модернизация практически исключена: вероятнее всего, корабль покинет строй в начале 30-х годов.
Фрегаты проекта 22350 и 22350М. Сегодня в составе КСФ несут службу три адмирала-фрегата проекта 22350: «Адмирал флота Советского Союза Горшков», «Адмирал флота Касатонов» и «Адмирал Головко», переданные флоту в 2018, 2020 и 2023 гг. соответственно.
Вполне очевидно, что служить они будут очень долго, лет по 35-40, а возможно, и больше. Однако же где-то в районе 2035 г. им, очевидно, понадобится капитальный ремонт, каковой эти корабли и будут проходить, вероятно, по одному. Можно предполагать, что где-то до 2033 г. все три корабля будут в строю, а затем их останется два, в то время как третий будет находиться в ремонте.
А дальше...
В настоящее время в процессе строительства находятся пять фрегатов проекта 22350, из которых два достраиваются на плаву, и еще три – строятся на стапелях. Еще два фрегата заказаны, но заложены будут уже в 2026 г. Итого в обозримом будущем ВМФ РФ должен получить по меньшей мере семь фрегатов проекта 22350, доведя общее их количество до десяти. Это хорошо.
Плохо то, что из семи этих фрегатов четыре предназначены для Тихоокеанского флота и еще три – для Черноморского, то есть пополнение КСФ совершенно не на повестке дня.
При этом сроки строительства фрегатов совершенно не внушают оптимизма. К примеру, «Адмирал Амелько», пятый фрегат, который сейчас достраивается на плаву, был заложен в апреле 2019 г., а ожидаемая передача флоту прогнозируется на декабрь 2027 г. Восемь с половиной лет! И это еще не худший показатель, потому что следующий за ним «Адмирал Чичагов», заложенный одновременно с «Адмиралом Амелько», до сих пор не спущен на воду. По прогнозу, это случится в 2026 г., так что срок строительства данного фрегата может вплотную приблизиться к 10 годам.
То есть даже если мы титанически напряжемся и сократим сроки строительства кораблей лет хотя бы до семи (напоминаю, речь идет не об авианосцах, а о кораблях менее чем в 5000 т стандартного водоизмещения), то заложенные в 2026 г. фрегаты войдут в строй не ранее 2033 г. Если же все пойдет как обычно – то и вовсе к 2035 г. При этом «Северная верфь», на которой строятся эти фрегаты, похоже, не в состоянии строить более пяти-шести фрегатов одновременно. Соответственно, закладка очередной пары фрегатов состоится хорошо если в 2028 г. со сдачей флоту в 2035-2037 гг., а со следующей пары один фрегат надо будет закладывать уже для ТОФ – там ситуация не лучше.
Таким образом, следует ожидать, что до 2035 г. пополнения КСФ фрегатами не будет вообще, а в период 2035-2040 гг. в строй войдут 2-3 таких корабля. В этом случае общее их количество дорастет до пяти-шести, в строю же, с учетом необходимых ремонтов, будет постоянно четыре-пять.
И это еще оптимистичная оценка, потому что лучшее – враг хорошего. А лучшее у нас – это фрегат проекта 22350М, который по сути своей приближается уже к полноценному эсминцу – кораблю океанской зоны. Проект обещает быть превосходным ракетно-артиллерийским боевым кораблем, но есть нюанс – строить его собирались в новом эллинге «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Только вот строительство данного эллинга «слегка» затянулось – сперва один, а затем и второй подрядчик, взявшиеся его строить, не справились, угодив в итоге под процедуры банкротства, третий же, приступив, затем отказался от продолжения работ, да и вообще выглядел как-то подозрительно.
В общем, строительство застопорилось. Затем, в начале 2025 г. прошла информация что проект строительства эллинга сейчас находится в стадии доработки. Проекта. А потом нужно будет еще получить под него финансирование, найти подрядчика, построить, наконец!
Зная, как у нас делаются дела, можно смело предполагать, что если эллинг вообще построят, то случится это годика эдак через 3-4. Но могут и вовсе не построить, потому что, по последним данным, сейчас замахнулись не на какой-то там эллинг, а на полную реконструкцию верфи. Огромный пласт работ на 300 млрд руб. (но это – лишь предварительная оценка, и не все необходимые мероприятия в нее вошли). Гигантское финансирование… Главное, чтобы лет так через 5-7 строительства А. Костин не заявил, что никакой эллинг нам на самом деле не нужен, а адмирал С. Авакянц не пояснял авторитетно, что время фрегатов прошло.
Ну а если удастся все же эллинг построить, то случится это ближе к 2030 г. И даже если сразу же в новеньком эллинге будет заложен головной – то ли фрегат, то ли уже полноценный эсминец проекта 22350М, то до 2040 г. он ну вот никак не успеет встать в строй. Мы же обстоятельны, у нас с кондачка ничего не делается, а скорость, как известно, нужна исключительно при ловле блох.
В силу вышесказанного возникает риск того, что очередные фрегаты проекта 22350 для КСФ закладывать не будут в расчете на скорое начало строительства фрегатов проекта 22350М, а фрегаты 22350М закладывать не будут по объективным причинам неготовности эллинга. В таком случае даже пять-шесть фрегатов проекта 22350 в составе КСФ к 2040 г. могут оказаться чрезвычайно оптимистичным сценарием.
И еще. Кому-то, возможно, покажется, что я чрезмерно сгущаю краски. Ведь после того, как отработаны технологии и все цепочки поставок, с какого-то момента серийные корабли начинают строиться быстрее, чем до этого – а я данный фактор не учел. Задержки первых серийных кораблей проекта 22350 во многом обусловлены сложностями с производством их ЗРК и энергетической установки, но рано или поздно эти сложности будут преодолены. Можно ли ожидать, что в этом случае фрегаты будут строиться хотя бы 5-6 лет?
Вряд ли. На смену одним проблемам придут другие – в лице глобальной модернизации «Северной верфи». Все дело в том, что проект предусматривает проведение этой модернизации без прекращения производства. Но реконструировать предприятие и одновременно ускорять темпы производства готовой продукции – задача, с которой очень легко не справиться, по итогам затянув и первое, и второе. Опять же, не будем забывать, что в деле неумения справляться со сложными техническими задачами в заданные сроки Российская Федерация, пожалуй, может побороться за первое место в мире.
Малые надводные корабли и тральщики
Ситуация здесь… Кто сказал: «Катастрофа!»? Нет. В этих классах кораблей КСФ дошел до состояния, которое вызывает гомерический хохот: просто потому, что ужасаться и плакать уже как-то поздно.
Любой, кто пожелает узнать места базирования КСФ, с легкостью обнаружит следующие пункты: Беломорская военно-морская база, Видяево, Гаджиево, Гремиха, Западная Лица, Полярный и, конечно, Североморск. Итого – семь.
На эти семь ВМБ и пунктов базирования в распоряжении КСФ имеется аж целых пять (ПЯТЬ!) малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124 и семь (СЕМЬ!) тральщиков. То есть – по тральщику на один пункт, но вот выдать хотя бы по одному МПК каждому месту базирования флота просто физически невозможно.
МРК проекта 1124, разумеется, весьма преклонного возраста, самый юный в строю с 1994 г. (31 год), самый пожилой – с 1988 г. (возраст – 37 лет).
Три из них проходили какой-то ремонт в 2013-2016 гг., по двум другим информации я не нашел. Очевидно, что в самом лучшем для нас случае, в период 2030-2035 гг. все они уйдут на покой.
А замены им никакой и нет. Да, в настоящее время строятся уникальные в своем роде корабли класса то ли «перекорвет», то ли «недофрегат» проектов 20380 и 20385, но все они предназначены либо для Балтики, либо для ТОФ, либо для ЧФ. И мне нигде не встречалась информация о том, что кто-то планирует строительство серии таких кораблей для Северного флота.
Но все же надежда умирает последней (сказала Вера и застрелила Любовь), и кое-какой выход из положения просматривается. Есть у нас такое предприятие ПАО «Амурский судостроительный завод», и вот он, для нашей промышленности, работает как-то подозрительно хорошо. Если «Северная верфь» строит корветы проекта 20380 по восемь лет, то суровые сибирские мужики сделали «Резкого» за семь, а «Героя Российской Федерации Алдара Цыренджапова», страшно сказать, всего за пять лет!
И если будут деньги, если будет осознана необходимость, если никто не пролоббирует строительство корветов проекта 20385 с их дорогущим «Заслоном» или еще какую-нибудь не имеющую аналогов инновацию похлеще, а заложат серию 20380 с их относительно скромной ценой, то, может быть, в течение 2030-2040 гг. КСФ три-пять корветов все-таки получит. Да, я безудержный оптимист, знаю. Спасибо, что напомнили.
Перейдем теперь к минно-тральным кораблям и начнем со «старичков».
Пятерка базовых тральщиков проекта 1265 («Яхонт») – ветераны ВМФ. Переданы флоту в 1986-1991 гг., возраст, соответственно, 34-39 лет. Самый пожилой, БТ-50 «Петрозаводск» ныне пребывает в ремонте на 35-м судоремонтном заводе. Хорошо это или плохо, я не знаю, так как непонятно, делает кто-то ему ремонт, или же он стоит там в ожидании отправки в металлолом. Но, во всяком случае, нужно понимать, что корабли эти уже совершенно устарели и бороться с современными минами могут, разве что «вызывая огонь на себя». То есть ценой собственной гибели прокладывать путь вперед другим, более ценным боевым кораблям. Очевидно, что в ближайшие 10 лет все они покинут строй.
Морской тральщик проекта 12660 («Рубин») – «Владимир Гуманенко». В строю с 1994 г., возраст – 31 год. Строился с расчетом на уничтожение современных на тот момент морских мин, включая «Captor» и др. на глубине до 1000 м. Кораблю вполне реально дожить до 2040 г., а если еще выдадут современные комплексы противоминной борьбы – так и совсем будет замечательно.
И, наконец, новейший «Афанасий Иванников» проекта 12700 («Александрит») – введен в строй в 2025 г. Самый юный противоминный корабль РФ, так что остается только пожелать «новорожденному» долгих лет службы и современного оборудования на борту.
В целом по тральщикам ситуацию можно охарактеризовать как «от худшего – к плохому». Дело в том, что помимо «Афанасия Иванникова» для КСФ строятся еще четыре тральщика этого типа, причем у всех у них есть неплохие шансы войти в состав флота до 2030 г. В этом случае наши минно-тральные силы будут располагать аж шестью относительно современными тральщиками, чего с КСФ не случалось уже даже не многие годы – десятилетия. В настоящее время планы строительства новых кораблей проекта 12700 не анонсировались, но и тут можно надеяться, что здравый смысл возьмет верх и серия будет продолжена.
Но никогда не нужно забывать, что современный тральщик хорош настолько, насколько хороши его поисковые и противоминные средства. У нас же с этим как-то не заладилось. Сперва сделали ставку на французские поделки, но потом внезапно выяснилось, что за годы развития, набора компетенций и инноваций пользоваться рулеткой мы разучились, и безэкипажные катера противоминной системы Inspector Мк.2 на палубе тральщиков проекта 12700 поместиться не могут. Велики слишком. Да и вообще, возможности иностранной системы, мягко говоря, не поражают воображения.
Ну, что ж тут поделаешь. Со времен генерал-адмирала Алексея Александровича по прозвищу «семь пудов августейшего мяса» есть у нас какая-то страсть ко всему французскому. Только проклятые коммунисты ее преодолели как-то, но мы же обратно в СССР не хотим. А коли так, то разве можно упрекать наше высокое руководство в том, что оно следует исконным, царским еще традициям? Впрочем, впоследствии наши «Александриты» вроде бы стали получать уже отечественные комплексы, но вот насколько они хороши – пусть судят профессионалы.
Москитный флот
Малый ракетный корабль проекта 1234 («Овод») «Рассвет» – принят флотом в 1988 г., возраст – 37 лет. Последний из могикан. Очевидно, что в ближайшие 5-8 лет уйдет на заслуженный отдых.
Малый артиллерийский корабль проекта 14000М АК-38 – с учетом того, что водоизмещение данного МАК-а составляет аж 35 тонн, а вооружение – 14,5-мм пулеметы, очевидно, боевого значения не имеет.
Кроме всего вышеперечисленного, КСФ располагает также тремя большими десантными кораблями, четырьмя десантными катерами, пятью противодиверсионными «Грачатами» и многоцелевым патрульным кораблем «Иван Папанин», но я не буду все это расписывать. Все же эти корабли ни прямо, ни косвенно не участвуют в обеспечении применения тяжелых атомных ракетных крейсеров, чему, собственно, посвящен цикл данных статей. Но о «Папанине» позволю себе высказаться особо.
О качестве программ кораблестроения отечественного ВМФ
Собственно говоря, все цифры даны выше. В 2035-2040 гг. наш надводный флот на Севере будет включать в себя по оптимистичному прогнозу:
2 тяжелых атомных ракетных крейсера «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» (не модернизированный);
1 БПК проекта 1115 «Кулаков» – если повезет, то после ремонта, завершенного в 2025 г., 15 лет проходит;
1 бывший БПК, будущий фрегат проекта 1155.1М («Адмирал Чабаненко»);
5-6 фрегатов проекта 22350;
3-5 корветов проекта 20380;
10 тральщиков проекта 12700.
Возвращение в строй ТАВКР «Адмирал Кузнецов» теоретически еще возможно, но практически отдает ну очень большим оптимизмом, поэтому я его не указываю. Что же до пессимистичного (реалистичного?) сценария, то в нем флот будет иметь следующий состав:
1 ТАРКР «Адмирал Нахимов»;
5 фрегатов проекта 22350;
5-7 тральщиков проекта 12700.
Собственно говоря, тут уже впору Краснознаменный Северный флот обратно во Флотилию Северного Ледовитого океана переименовывать. Что, опять же, весьма исторично: именно так назывался отряд кораблей, базировавшийся во времена Первой мировой и Гражданской войн в Александровске-на-Мурмане. А следовать традициям архиважно и архинужно.
Но если отбросить шутливый тон, то положение надводных сил КСФ иначе как катастрофическим и не назовешь. Ведь если срочно не заняться теми же корветами, у флота реально не останется кораблей ОВР из ближней морской зоны, за исключением небольшого и совершенно недостаточного количества тральщиков. Но вместо того, чтобы решать вопросы прикрытия хотя бы ближайших к местам базирования РПКСН вод, мы… строим замечательных, очень симпатичных слоников: патрульные корабли проекта 23550 «Арктика».
Ледокол, буксир, пожарное судно и военный корабль в одном флаконе стандартным водоизмещением в 6800 т. Крупнее фрегата! Может эксплуатироваться в любых водах, от арктических до тропических! Палубный ангар! Пусковые установки «Калибров»! И – «превосходная» ПВО, состоящая из ПЗРК «Игла», 76-мм артустановки АК-176МА и пары старых добрых АК-630М. То есть не то чтобы от боевого самолета – от укрофлотского БЭК-а отбиться огневой мощи может не хватить. А как вам «не имеющая аналогов в мире» максимальная скорость в 18 узлов? Которая ставит крест на «Арктиках» как на противолодочных сторожевиках, если даже предположить на них наличие приличного гидроакустического комплекса.
И таких вот творений сумрачного отечественного гения, совершенно бесполезных в бою, мы строим аж четыре штуки. Из которых минимум два «усилят» КСФ.
Что ж, по надводным кораблям прогнозы сделаны. Далее рассмотрим перспективы морской авиации Краснознаменного Северного флота.
Продолжение следует...
Автор: Андрей из Челябинска