Летчики-черноморцы против Констанцы


Пикирующий бомбардировщик Пе-2


Операция авиации Черноморского флота против Констанцы в августе 1944 г.


Рассматриваемая операция, проведенная в августе 1944 г., по составу участвовавших сил, организации и результатам явилась значительным событием в боевой деятельности военно-воздушных сил Черноморского флота. Она показала мастерство и высокий уровень боевой подготовки летчиков-черноморцев. Опыт подготовки проведения этой операции весьма ценен и заслуживает внимательного изучения.

Значение удара по военно-морской базе Констанца


Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, после некоторой стабилизации линии фронта, начали наступление на всех направлениях. Успешно развивалась крупнейшая по значению Ясско-Кишиневская операция.

На приморском направлении так же стремительно наступали армии 3-го Украинского фронта, которым оказывали активное содействие Дунайская флотилия, наземные части и военно-воздушные силы Черноморского флота.

Военно-морская база Констанца в условиях развертывавшихся боевых действий на территории Румынии, в общей системе обороны противника на приморском участке имела большое значение. Находясь в операционной зоне, Констанца являлась крупной и для Румынии единственной морской базой, где было собрано основное ядро боевого флота противника, откуда производились различные операции и организовывалась оборона побережья. В Констанце же находилась база подводных лодок немецкого флота, действовавших в течение всего периода войны на наших коммуникациях в Черном море. Наконец, Констанца являлась основной базой питания румынского флота и войск Приморской армии, обеспечивала связь по р. Дунай с внутренними районами страны.

Таким образом, в этот период Констанца обеспечивала повседневные действия кораблей и соединений неприятельского флота при выполнении ими поставленных задач.

Одновременно с воздействием на базу Констанца намечались боевые действия по кораблям и транспортам на коммуникациях вдоль побережья моря, по Дунаю, а также удары по речным портам.

Выполнение задач боевого воздействия на корабли и различные суда противника и на базу Констанца было возложено на военно-воздушные силы Черноморского флота и соединения катеров Дунайской флотилии. Последним ставились задачи поддержки фланга армии, прорыва в гирло Дуная, обеспечения высадки десантов и захвата речных портов.

Краткая характеристика цели


В результате продолжительной разведки к началу операции, т. е. к 10 августа 1944 г., о военно-морской базе Констанца имелись довольно точные и достоверные сведения.

В порт были стянуты 116 различных кораблей и транспортных средств, в том числе несколько эскадренных миноносцев, вспомогательный крейсер, миноносцы, танкеры, транспорты различного тоннажа и т. д.

Подводные лодки и малые корабли (сторожевые корабли, тральщики, торпедные катера, быстроходные десантные баржи, катера различных назначений и другие) в основном были сосредоточены у причалов в ремонтной и угольной гаванях. База подводных лодок находилась в южной части восточного мола.

Такая диспозиция кораблей, плавсредств порта и транспортов почти не изменялась от начала операции до момента нанесения главного удара, что подтверждалось в последующем систематической аэрофотосъемкой.

Противовоздушная оборона базы слагалась из зенитной артиллерии и истребительной авиации прикрытия.

В районе базы в радиусе 18-20 км было выявлено до 42 батарей среднего калибра и 42 батарей мелкокалиберной зенитной артиллерии, причем 60 процентов этих зенитных средств было расположено в городской черте и районе порта.

Кроме того, противник мог дополнять противовоздушную оборону базы зенитными средствами кораблей, на которых насчитывалось 69 зенитных орудий среднего калибра и 84 мелкокалиберных орудия.

Плотность зенитного огня на подступах к базе была различной. При нападении с сухопутного сектора, особенно при подходе вдоль береговой черты, наши самолеты могли попадать в двухслойный огонь за 30 км от порта, а при нападении с морского сектора — за 11 км.

Зона огня делилась по плотности (количеству слоев) примерно на три пояса: самый удаленный (2–3 слоя) имел ширину 5–7 км, средний пояс (7–8-слойного огня) имел ширину 18–20 км и центральный (величина воронки бомбометания) имел 40-слойный огонь, радиус которого равнялся 6–7 км. При этом надо указать, что эти данные соответствовали дистанции стрельбы по высоте 10–11 тысяч метров. Следовательно, для боевых высот авиации 5000–3000 м зона огня зенитной артиллерии и распределение поясов изменялись в сторону увеличения приблизительно на 20–25 процентов. Таким образом, при атаках объектов базы продолжительность пребывания авиации в зоне сильного зенитного огня равнялась примерно 5,5 минуты.

Сеть постов ВНОС и СНиС (пост воздушного наблюдения, оповещения и связи, служба наблюдения и связи) была расположена в радиусе 80-100 км и дополнялась в морском секторе ближним и дальним морскими дозорами. Вокруг базы было радиально установлено около пяти радиолокационных станций обнаружения. Из них три, по данным разведки, находились на о. Фидониси (Змеиный), у мыса Калиакра и в самой базе Қонстанца.

Такое расположение средств обнаружения позволяло обнаруживать противника в воздухе на следующих радиусах:


При переводе на время полета при атаке базы с морского сектора это равнялось, соответственно, периоду от 7 до 20 минут. Если учесть, что фланговые радиолокационные станции были выдвинуты на некоторое расстояние от порта, то время обнаружения противником полета наших самолетов для нападения на базу с сухопутного сектора примерно равнялось 12–30 минутам.

В обоих случаях время предупреждения могло обеспечить готовность к обороне зенитной артиллерии и дежурных подразделений истребителей.


A-20-G Boston-3

Точных сведений о составе, дислокации и маневре истребителей прикрытия базы противника не имелось. Однако воздушная разведка устанавливала наличие на различных аэродромах нескольких групп истребительной авиации противника с общей численностью до 50 самолетов. В разные периоды численность истребительной авиации менялась. Последующие контрольные разведки устанавливали весьма противоречивые данные об истребителях противника.

Систематическое базирование истребителей отмечалось в районе Констанцы на аэродромах Мамайя, Де-Жос; в Бессарабии — Измаил, Болград, Жебрияны, Бородино и т. д.

Из-за неясности воздушной обстановки, противодействие противника оценивалось как максимальное.

Задачи удара и план операции


Основными задачами операции против Констанцы были:

а) ослабление флота противника выводом из строя боевых единиц и уничтожением баз подводных лодок;
б) вывод базы из строя на период выполнения задачи форсирования реки Дунай и продвижения войск Красной армии в Центральную Румынию;
в) создание режима, затрудняющего плавание на коммуникациях и действия кораблей противника по охране или обеспечению этих коммуникаций.

Идея операции заключалась в следующем.

На протяжении нескольких дней, до главного удара по базе, действиями мелких групп и одиночных самолетов-бомбардировщиков в ночное время по кораблям, стоящим в порту, изматывать противовоздушную оборону и гарнизон базы. Таким образом решалась задача приучить противника к определенному способу действий нападающей авиации, а затем, используя усыпленную бдительность обороны базы, внезапно нанести несколько массированных ударов.

Параллельно вести систематические действия штурмовиков и бомбардировщиков по кораблям и судам на р. Дунай, а также по портам Сулина и Килия.

В целях обеспечения главного удара предварительно нанести ряд бомбоштурмовых ударов по аэродромам истребителей и местам расположения радиолокационных станций противника.

Главный удар нанести внезапно, в утренние часы, по истечении пяти суток от начала операции, массируя действия в самый непродолжительный период времени. Удар главных сил — пикирующего бомбардировочного соединения и соединения горизонтальных бомбардировщиков — должен был быть нанесен в течение 30-40 минут с разных направлений и высот, с задачей уничтожения эскадренных миноносцев и баз подводных лодок. Удар главных сил обеспечить ослеплением зенитных батарей и подавлением истребителей противника как в воздухе, так и на земле (рис. 1).


Далее — в течение последующих трех-четырех дней систематические действия ночью и днем по базе Констанца и бомбоштурмовые удары с целью нарушения деятельности портов противника.

В ночное время в течение всей операции производить минные постановки на подступах к базе.

Операция делится на три этапа: предваряющий (подготовительный), главный удар и завершающий этап.

Первый этап служит подготовкой к главному удару; главный удар характерен массированием сил; завершающий этап поддерживает созданное для противника напряжение и оканчивается новым массированным ударом по базе.

Анализируя этот план действий, можно легко установить стремление полностью обеспечить и подготовить главный удар, так как предваряющие действия первого этапа вполне обеспечивали получение всех необходимых данных обстановки и вскрывали систему обороны базы.

Последний этап рассчитывался как этап развития успеха главного удара, поддержания созданного режима, затрудняющего деятельность базы, и нанесения повторного, завершающего, массированного удара.

Как видно из дальнейшего изложения, планирование сил авиации предусматривало надежное обеспечение истребительным прикрытием ударных групп, а также обеспечение действий главных сил. Было предусмотрено также подавление авиации на аэродромах и в воздухе, а также уничтожение средств обнаружения с тем, чтобы обеспечить внезапность выхода главных сил со стороны Днестровского лимана. Наконец, предусматривалась в случае необходимости в период действий главных сил дымовая завеса для вывода части батарей противника.

Несмотря на то, что непосредственное прикрытие истребителями было достаточно сильным, принимались все меры для вывода воздушного противника из района цели в период удара. Намечалось рассредоточение бомбардировщиков для действия их мелкими группами с пикирования по кораблям. Была создана демонстративная группа, которая подходила к базе с морского сектора за 30 минут до выхода главных сил, привлекая истребители противника на себя с задачей измотать их маневром и боем, а также вынуждая другую часть истребителей израсходовать горючее до момента выхода наших главных сил.

В части обеспечения действий в день главного удара нужно отметить хорошую организацию спасения экипажей самолетов при вынужденных посадках в море. Для этой цели были выделены гидросамолеты «PBN-1» («Каталина») и подводные лодки; у побережья районов базирования было установлено дежурство катеров.

К общей характеристике плана операции надо добавить, что он был построен на двух основных принципах, обеспечивавших выполнение решаемых задач:

1) высокая дисциплина в выполнении всех элементов боевого плана по месту, времени и цели;
2) инициатива каждого командира группы, основанная на знании общих целей и плана операции и на умении действовать с учетом изменяющейся обстановки.

Подготовка к операции


Участвовавшие в операции силы были организованы по схеме, приведенной на рис. 2.


Выполнению операции предшествовало оперативное развертывание авиационных группировок, соединений и частей.

Основная группировка, выполнявшая главный удар, базировалась на аэродромы, находившиеся в районах, прилегающих к Днестровскому лиману, — на побережье северо-западной части Черного моря. Другая группировка бомбардировщиков и некоторая часть групп истребителей и разведчиков базировались на аэродромах Крыма.

Оперативное развертывание преследовало следующие цели:

1. Создать районы базирования авиации, объединенной общими и непосредственными задачами, и облегчить управление ими.

2. Приблизить к объектам действия базирование авиационных частей, имевших на вооружении самолеты с ограниченным радиусом действия. Это, прежде всего, относилось к штурмовикам и истребителям, а также к некоторым типам бомбардировщиков.

Штабом ВВС ЧФ по разработанным им материалам военных игр, учений по боевому управлению и летно-тактических учений велась подготовка к выполнению задач операции.

В этот период была проведена специальная проверка степени подготовки и уровня боевой готовности авиационных частей и соединений.

Не менее важную работу по подготовке к выполнению своих задач в операции провели и авиационные соединения, отрабатывая не только план действий, но и тактические способы выполнения атаки, совершенствуя огневую и бомбардировочную подготовку.

В большом масштабе была организована оперативная и тактическая разведка в интересах предстоящей операции. Разведка велась централизованно под руководством штаба ВВС и выполнялась разведывательными авиационными частями. Помимо того, разведка велась попутно и по плану авиационных соединений, причем выполнялись в интересах предстоящей операции частные задачи.

Основными задачами разведки являлись:

a) выявление интенсивности движения судов на коммуникации противника Бургас — Сулина, Сулина — Браилов по реке Дунай;
б) выяснение диспозиции кораблей в портах Сулина, Браилов и Констанца;
в) определение мест базирования истребителей противника в прибрежной полосе (100-километровой зоне от побережья) и наблюдение за маневрами в этот период вражеской авиации;
г) определение системы воздушного прикрытия над объектами действия;
д) вскрытие зенитной обороны портов и базы Констанца.

Разведка велась одиночными самолетами на разных высотах. Объекты предстоящих ударов разведывались систематически группой скоростных бомбардировщиков или группой истребителей (утром и вечером) с аэрофотосъемкой основных целей.

Все авиационные соединения проделали большую работу по усовершенствованию материальной части самолетов в период подготовки к полету в составе больших групп, а также и по увеличению радиуса полета. Были проведены конференции летно-технического состава по вопросам эксплуатации самолетов и изучению режима группового полета. В отдельных авиационных частях были проведены опытные полеты на предельный радиус и тренировка всего личного состава для взлета самолетов в перегрузочном варианте.

Сообразно плану операции и схеме оперативного развертывания, органы тыла полностью обеспечили аэродромы базирования необходимыми запасами горючего, боепитания и средствами материально-технического обеспечения.

В начале августа все части пришли в готовность к действию. Начало операции должно было быть определено командующим Черноморским флотом и зависело от развертывания боевых действий 2-го и 3-го Украинских фронтов.

Организация боевого управления


Общность задач, требования организации взаимодействия между видами авиации, особенности базирования — вот вопросы, которые определили схему боевого управления на предстоящую операцию.

Вспомогательный пункт управления (ВПУ) военно-воздушными силами был развернут на время операции в районе базирования основных ударных сил. На этом пункте находилась оперативная группа штаба ВВС, включавшая оперативную и разведывательную части штаба, представителей связи, инженерно-авиационных и других специальных служб и оперативного тыла ВВС.

Для управления соединениями в воздухе была разработана таблица условных сигналов (ТУС) и были установлены сигналы, определявшие начало операции и день главного удара. Каждой части и соединению были определены позывные. Все соединения, участвовавшие в ударе, имели необходимые боевые наставления, схемы, графики и организационные указания.

После принятия решения командующим ВВС, штаб ВВС разработал схему организации удара и поставил перед каждым командиром соединения и части задачу детальной разработки своих частных ударов. Каждый командир авиационного соединения и отдельной части на основе поставленной задачи, схемы и организационных указаний штаба ВВС разработал свою часть общей операции и представил ее на утверждение командующему ВВС. По утверждении последним представленных частных планов операции, штаб ВВС откорректировал и уточнил общий план и разработку операции и, после окончательного утверждения, разослал их подчиненным штабам авиационных соединений и частей. Таким образом, были применены и централизованный, и децентрализованный методы подготовки операции.

В процессе подготовки операции командующим ВВС Черноморского флота созывались инструктивные совещания по проработке плана операции и указаний по подготовке соединений и частей ВВС. Широко практиковались личные посещения соединений и частей офицерами штаба ВВС.

За короткий срок на пункте нового базирования, согласно разработке штаба ВВС, была организована электролинейная связь, явившаяся главным средством управления в районе базирования основной ударной группы. С авиационной группой, базировавшейся на крымские аэродромы, осуществлялась радио- или авиасвязь.

В связи с изменением обстановки отдельные боевые действия, предусмотренные планом операции, изменялись как в отношении намеченных объектов, так и по составу действующих сил.

Обработка фотодонесений и размножение разведывательного материала для ведущих групп производились в созданных для этой цели трех фотолабораториях.

Задачи, которые были указаны по плану авиационным соединениям, корректировались накануне дня действий, вечером.

В авиационных соединениях и частях постановка новых задач или изменение их осуществлялись путем личного посещения командиром своего подчиненного или путем вызова последнего на командный пункт соединения или части.

Выполнение операции


Действия на первом этапе операции, длившемся пять дней, в основном соответствовали плану. На основании получавшихся сведений о деятельности порта Сулина, в котором не оказалось достойных внимания целей, пришлось изменить план боевых действий для самолетов «Пе-2». Вместо запланированного совместного удара пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков задачу выполняли только штурмовики под прикрытием истребителей. Благодаря внезапности действий удар 21 августа дал хороший результат.

В это же время разведка установила признаки эвакуации немецких войск из Румынии, в частности, была вывезена радиолокационная станция противника с о. Фидониси (Змеиный), в результате чего бомбоштурмовой удар по этому острову был отменен.

Также отмечались изменения и в отношении группирования истребительной авиации противника. В этот период была произведена фотосъемка аэродромов Галац, Болград, Болгаринка, Четырлунга, Лейпциг, Тарутино, Бородино, Мозырь, Абокалия, Валентор, Стурал и Жебрияны. На аэродроме Галац было обнаружено 19 «Ju-52» и три «Мe-109», а также учебные самолеты «Fi-156» («Шторк»); на аэродроме Лейпциг 12 «Мe-109» и «FW-190»; на аэродроме Болград три «Ме-109»; на аэродроме Жебрияны три «Ме-109». На остальных аэродромах авиации противника не оказалось. Ясно, что такая слабая группировка истребителей противника, от которых ранее ожидалось противодействие на маршруте наших основных авиационных сил, серьезного сопротивления прикрытию бомбардировщиков оказать не могла. Поэтому удары по аэродромам противника были отменены.


PBN-1 Nomad

Действия наших авиационных групп в этот период или не встречали сопротивления в воздухе, или это противодействие было слишком ничтожно и легко подавлялось нашими истребителями сопровождения. Основным средством противодействия нашим налетам явилась зенитная оборона объектов.

Главный удар был назначен на 20 августа 1944 г.

После ночного удара действия начались с утренней доразведки, проводившейся с целью установления диспозиции кораблей в Констанце и порту Сулина.

Время вылета участвовавших авиационных частей было выдержано по установленному плану.

Действия частей по обеспечению удара главных сил. Группа в составе девяти «А-20-G» («Бостон-3») в сопровождении двенадцати истребителей прикрытия «Р-40-N» («Киттихаук») вылетела с целью демонстрации нападения на Констанцу с морского сектора. Точно намеченному в плане времени — 9 час. 30 мин. — группа вышла в свою расчетную точку начала маневра, производя последовательно намеченное маневрирование, которое и закончила в 10 час. 55 мин.

Противодействие полету этой группы оказалось очень слабым. Одиночные истребители противника появлялись в районе полета последовательно, в бой не вступали и сразу же выходили из района в западном направлении. Таким образом, цель демонстрации была бы достигнута полностью, если бы противник имел достаточные силы истребителей. Как впоследствии выяснилось, противник имел всего несколько самолетов-истребителей на аэродроме Мамайя, почему серьезного противодействия при ударе оказать не смог.

B 10 час. 30 мин. — 10 час. 40 мин. штурмовики части майора Трушина произвели штурмовой и бомбардировочный налет на корабли в порту Сулина, в результате чего уничтожили несколько барж и произвели разрушения на причалах порта.

Этим ударом было достигнуто, кроме выполнения непосредственной задачи штурмовиков — уничтожения кораблей, — отвлечение истребителей противника с аэродромов, вблизи которых проходил маршрут колонны главных сил. Истребители противника вылетели для отражения действий штурмовиков по порту Сулина. Таким образом была выполнена задача сковать истребители противника и лишить их возможности наращивания сил в районе Констанцы.

В 10 час. 55 мин. над Констанцой появилась группа дымзавесчиков в составе девяти А-20G в сопровождении 12 истребителей. Дымовая завеса была поставлена в южной части Констанцы, в районе Аквила Романа, и закрыла площадь примерно в 1000х1500 м.

Правильное избрание пеленга фронта дымовой завесы явилось положительным моментом в ее постановке. Завеса затрудняла действия нескольких зенитных батарей, так как в момент выхода бомбардировщиков с этого сектора на цель она представляла собою густую непросматриваемую пелену дыма, отчего в этом районе зенитный огонь был малоэффективным. Однако это мероприятие полностью решить задачу ослепления батарей не могло, так как выделенные для постановки дымовых завес силы и средства были недостаточны. Противовоздушная оборона Констанцы, имея значительное количество зенитных батарей, могла маневрировать огнем с разных секторов базы, что и было на практике.

Отрицательным моментом явилось запоздание развития дымовой завесы по отношению к моменту выхода первых групп основных сил бомбардировщиков, благодаря чему в первый период она была неэффективной. Экипажи, атаковавшие цель с северного направления, видели лишь столбы дыма, вытягивающиеся на юг. Это, следовательно, дает право утверждать, что постановка дымовой завесы должна упреждать выход бомбардировщиков в атаку на 5–8 минут. Второе — район, закрытый дымовой завесой, был далек от расположения целей, т. е. осталась открытой площадь, где было наибольшее сосредоточение зенитных батарей противника.

Этот опыт постановки дымовых завес учит, что, наряду со сбрасыванием дымовых бомб, надо применять и осколочные бомбы для вывода из строя личного состава противника на огневых позициях батарей и наблюдательных пунктах.

В период с 9 час. 30 мин. до 11 час. 20 мин., т. е. когда производились налеты самолетами и группами авиации с аэродромов Крыма, в море патрулировали в намеченных для этой цели зонах летающие лодки «PBN-1».

Так же действовали по спасению экипажей самолетов, производивших вынужденную посадку в море, два гидросамолета, находившиеся в установленных зонах у побережья Румынии. Одновременно на гидроаэродроме находился в резерве еще один самолет в готовности к немедленному вылету для поиска. Все эти самолеты по сигналу аварии немедленно выходили в указывавшуюся им точку или район. Действия самолетов спасательной службы прикрывались истребителями сопровождения.

Во время возвращения с поиска два самолета у побережья Румынии подверглись нападению самолетов противника типа «BV-140». В воздушных боях эти два самолета были сбиты истребителями сопровождения. Летающие лодки явились надежным средством спасения летного состава в море, и их боевая работа вполне оправдала возложенные на них задачи.

Действия главных сил. Действия главных сил в этой операции интересны и важны не только по выполнению задачи, но и по самой организации вылета, построению полета по маршруту и организации атаки цели.

Одновременность действий пикирующих бомбардировщиков, своевременность сбора и успех совместного полета зависели в основном от организации самого взлета. В свою очередь, эти требования вызывали необходимость продуманного развертывания, т. е. организации базирования.

Дислокация соединения бомбардировщиков была организована по принципу рассредоточенного базирования. На каждом аэродроме находилось не более трех шестерок бомбардировщиков и такого же числа групп истребителей непосредственного прикрытия. Пыль, поднимавшаяся на аэродромах, являлась большой угрозой выдерживанию сроков взлета, поэтому шестерки бомбардировщиков и истребителей были соответственно расставлены на границах аэродромов и имели самостоятельные направления взлета (разнившиеся между собой на 30-40°).

Одновременность взлета всего авиационного соединения вместе с приданными ему частями достигалась целым рядом мероприятий. Указывалась одновременная готовность к вылету. Указание срока взлета дублировалось сигналом по радио и телефону, для чего к стоянкам самолетов были подведены линии и установлены телефонные аппараты и репродукторы. Сигнал взлета подавался с командного пункта командира соединения бомбардировщиков. Взлет производился шестерками бомбардировщиков, а истребители вылетали восьмерками. Для того чтобы обеспечить взлет и устранить всякие помехи после взлета или на взлете, были подготовлены специальные «аварийные посадочные площадки» вблизи аэродромов, куда самолеты могли бы совершать вынужденные посадки. На аэродроме в технической готовности находились специально созданные аварийно-технические команды с необходимыми средствами тяги, транспорта и техники.

Последним взлетел командир соединения пикирующих бомбардировщиков Герой Советского Союза полковник Корзунов со штурманом соединения майором Филатовым.

Взлет соединения пикирующих бомбардировщиков и остальных частей, входивших в состав главных сил, продолжался пять минут. Сбор соединения продолжался 15 минут. Такого отличного показателя по времени добились комбинированной схемой сбора: одна часть авиационного соединения, с приданными истребителями, производила сбор на петле вдоль побережья, другая, тоже с приданными истребителями, — на круге в районе аэродромов базирования.

Исходный пункт маршрута главные силы прошли в общей колонне (рис. 3). Походный порядок соединения представлял собою колонны бомбардировочных авиационных частей с подразделениями истребителей прикрытия. Интервалы между частями равнялись 1500–2000 м.

Над головой колонны ведущей части, выше на 600-800 м, шла группа истребителей «расчистки воздуха», ведомая Героем Советского Союза гвардии полковником Авдеевым. Боевой порядок части состоял из колонны шестерок, следовавших в уступе звеньев и составлявших каждую боевую группу. Истребители непосредственного прикрытия находились на флангах и сзади шестерок бомбардировщиков. Ударные группы истребителей прикрытия (ведущий – подполковник Нихамин) находились сзади и выше каждой части бомбардировщиков.


Боевой порядок главных сил состоял примерно из 140 самолетов. Подходили к цели на высоте 4000 м в общей колонне. Для того чтобы обеспечить наилучшие результаты прицельного бомбометания по кораблям противника, предварительно были высланы два самолета-бомбардировщика. В их задачу входило определение ветра в районе цели и разведка погоды. При выходе к точке боевого развертывания главных сил в 10 час. 35 мин. от этих самолетов было получено донесение с данными ветра. Встречи с истребителями противника на маршруте не было. Дисциплина и соблюдение режима полета обеспечили своевременный выход всей колонны в район боевого развертывания.

В 10 час. 46 мин. колонна главных сил вышла в точку боевого развертывания соединения на высоте 4000 м. Полковник Корзунов подал сигнал развертывания и вышел со своим непосредственным прикрытием истребителей из боевого порядка соединения, продолжая держать курс на Констанцу.

Развертывание было произведено по следующему плану.

Группа истребителей «расчистки воздуха», увеличив скорость, прямым курсом вышла на цель, упреждая выход бомбардировщиков в атаку на 2–3 минуты. В это же время часть под командованием подполковника Кирьянова с приданными истребителями прикрытия легла на курс 260°. По курсу 230° повел свою колонну подполковник Цицорин.

Развертывание главных сил удара было произведено одновременно и без помех со стороны противника. Части выходили на свои частные точки боевого развертывания (рис. 4). Необходимо подробнее остановиться на действиях отдельных соединений и частей.

Часть пикирующих бомбардировщиков подполковника Қирьянова в 10 час. 52 мин. вышла в точку боевого развертывания.
Затем часть перестроилась в колонну шестерок, причем по намеченной схеме атаки четыре шестерки выходили на цель с сухопутного сектора с северо-запада, для чего продолжали полет на избранные ориентиры (исходных позиций для атаки), пройдя которые, развертывались для выхода на боевые курсы. Группа отличных бомбардировщиков имела курс атаки 210°, проложенный вдоль береговой черты.


После выхода на указанные ориентиры шестерки, идя со снижением, теряли высоту до 3500 м. Здесь они расчленялись на звенья со своим прикрытием и самостоятельно выходили на боевые курсы, производя противоартиллерийский маневр.

Курсы атак были построены сходящимся веером, причем направления каждого звена разнились между собою на 15–20°.

Такая схема атаки позволила осуществить противоартиллерийский маневр в свободных условиях и в то же время создала возможность быстрого сбора звеньев, вытянувшихся в своеобразном пеленге. Звенья выходили на боевой путь в строю правой змейки. Строй змейки обеспечивал самостоятельный маневр и индивидуальное прицеливание каждого самолета, а также перестроение в минимальный срок для пикирования звеном. Он же был наиболее мобилен для перехода звена при возможной опасности в основной оборонительный порядок — клин.

Первые четыре шестерки, имея высоту ввода в пикирование 3500 м, атаковали корабль, стоявший в ремонтной гавани.

Ввод в пикирование совершался последовательно каждым самолетом в составе звена. Сбрасывание производилось с высоты 2600–2800 м. Вывод из пикирования делался на высоте 2200–2400 м. Выход из зоны зенитного огня совершался с потерей высоты до бреющего полета. Основной курс отхода был 120°.

Группа отличных бомбардировщиков атаковала корабль, стоявший у восточного мола, и выходила на боевой путь в колонне самолетов с потерей высоты до 2000 м, выполняя противоартиллерийский маневр. Высота ввода в пикирование равнялась 2000 м. Удар по вражескому кораблю выполнялся последовательными атаками отдельных самолетов. Высота сбрасывания равнялась 1500 м. Вывод из пикирования производился на высоте 700-900 м, уход от цели — на бреющем полете.

Как видно из построения атаки, замысел ее содержал следующее: обратить внимание противовоздушной обороны на атакующие шестерки, выходившие с больших высот и с сухопутного сектора, а в это же время с малых высот и с морского сектора атаковали цель наиболее подготовленные в бомбардировочном отношении экипажи. Запасные цели были избраны в районе стоянки основной цели и представляли собой корабли у стенок, сооружения и портовое оборудование на причалах в ремонтной и лесной гаванях. Это давало возможность, не изменяя направления атаки, действовать с одного захода.

Первой атаковала цель шестерка подполковника Кирьянова. Первые бомбы были сброшены по кораблю в 10 час. 59 мин. Последующая шестерка произвела удар через одну минуту. Попаданиями в корабли, причалы и склад горючего, находившийся на южных причалах ремонтной гавани, были вызваны большие пожары с образованием густого дыма, сразу же затянувшего район цели.

Вторая группа (ведущий третьей шестерки – майор Николаев) произвела удар в 11 час. 01 мин. Не выдержав точно расчета развертывания и указанной по схеме потери высоты, группа стеснила себе маневр, произвела бомбовый удар по району цели и потеряла ее из видимости в результате закрытия ее дымом.

В 11 час. 01 мин. произвели удар отличные бомбардировщики по кораблям у восточного мола. Результаты удара были хорошие.

Противник вел сильный заградительный огонь, однако только два самолета получили повреждения.

Истребители непосредственного прикрытия выходили в атаку совместно с пикировщиками и, держась на их флангах, соблюдая дистанцию в 200–300 м, одновременно пикировали, тем самым обеспечивая выход бомбардировщиков из пикирования. Ударные группы прикрытия, совершая маневр змейки с превышением полета бомбардировщиков на 300–400 м, обеспечивали выход последних на боевой курс, вход в пике и выход из него, с постепенной потерей высоты до 2000 м, выходя на маршрут отхода в районе сбора части.

Потерь от зенитного огня часть не имела. Зенитный огонь велся беспорядочно, но действовали почти все батареи базы. Разрывы, как правило, далеко отставали от строя бомбардировщиков.

Бомбардировочный удар части пикирующих бомбардировщиков подполковника Цицорина. В 10 час. 56 мин. часть произвела боевое развертывание. Учитывая, что часть наносит удар во втором эшелоне, было заранее предусмотрено, что самолеты могут достигнуть внезапности только при выполнении маневра выхода на цель со стороны солнца, почему направление атаки было избрано с юго-западного и южного секторов.

Часть подполковника Цицорина наносила удар через 4–5 минут после части подполковника Кирьянова. Метод действий бомбардировщиков Цицорина был аналогичен действиям предыдущей части. Удар наносился по кораблю, стоявшему в Лесной гавани. Выход на цель делался на высоте 3000 м при скорости в 320 км в час. Атака была произведена последовательными ударами шестерок. Основной боевой курс первой шестерки имел направление по береговой черте, по румбу 360°. Направления курсов атаки остальных шестерок разнились на 15–20°.

Боевой порядок шестерок — колонна звеньев. Звенья — в строю левой змейки. Дистанция между самолетами — 100-150 м. Пикирование по цели — непрерывным потоком одиночными самолетами («цепочкой»).

Первой атаковала цель шестерка, ведомая подполковником Цицориным. Удар был произведен в 11 час. 03 мин. Цель была закрыта дымом, однако силуэт вражеского корабля периодически наблюдался через окна образовавшейся дымовой завесы, что позволяло производить прицельное бомбометание. Высота сбрасывания бомб была 2100 м, высота вывода 1600 м, угол пикирования 60°. Атака второй шестерки была произведена на полминуты позже первой. Элементы атаки были такие же, как и у первой. Бомбы были сброшены по быстроходным десантным баржам и торпедным катерам, стоявшим в районе цели в лесной гавани. Отмечены прямые попадания в нефтеналивную баржу. При отходе от цели самолеты подверглись беспорядочному и неприцельному зенитному обстрелу.

Третья и последующие шестерки были встречены сильным заградительным огнем по курсу атакующих. Цель атаковали, прорываясь через заградительный огонь и расчленившись на мелкие группы.

Одна из шестерок атаковала суда в угольной гавани. Другая шестерка атаковала стоянку подводных лодок и корабли в ремонтной гавани. В 11 час. 06 мин. последняя шестерка, отставшая при развертывании от предыдущих, атаковала цель под сильным зенитным огнем противника. Эта шестерка произвела удар по объектам и кораблям в нефтяной и угольной гаванях. Отмечены попадания в южный мол, где уничтожено два зенитных орудия.

Основной курс отхода этой части был 60°. Сбор самолетов, а затем и групп был произведен на маршруте. При отходе противник вел сильный сопроводительный зенитный огонь.

В этот период была произведена контрольная фотосъемка. Наблюдениями экипажей и фотосъемкой установлено, что противник в спешном порядке выводил большое количество мелких кораблей на внешний рейд.

Действия горизонтальных бомбардировщиков против базы подводных лодок. В 10 час. 57 мин. на цель вышла девятка «А-20-G» в сопровождении 12 истребителей и атаковала с высоты 4000 м базы подводных лодок. Боевой порядок группы — колонна звеньев, звенья — в клину. Бомбометание — серийно-залповое по сигналу ведущего звена. Серия накрыла цель и район стоянки кораблей у южного выхода и восточного мола. Самолетам этой группы противодействовала только зенитная артиллерия противника. Схема цели и выполнения удара приведены на рис. 5.


Действия группы истребителей «расчистки воздуха» над базой. Группа истребителей, ведомая полковником Авдеевым, вышла на цель на три минуты ранее выхода в атаку пикирующих бомбардировщиков — в момент появления и действия групп бомбардировщиков горизонтального действия.

Группа немедленно «прочесала» район над базой и встала в патрулирование, производя полет на левом круге.

В этот же период над целью появились с разных направлений две пары «Ме-109», пытавшихся приблизиться к боевым порядкам бомбардировщиков. При сближении с ними наших истребителей противник резко изменил курс и стал выходить из боя в западном направлении. При преследовании уходящих самолетов «Ме-109» полковником Авдеевым был подбит один из них, который, дымясь, ушел со снижением. Больше истребители противника до конца удара над базой не появлялись.

После отхода последней шестерки бомбардировщиков группа возвратилась на аэродромы, построив свой маршрут через районы сбора бомбардировщиков.

По своей организации и результатам действий удар 20 августа был внезапным и ошеломляющим.

Боевое управление в воздухе осуществлялось командиром соединения пикирующих бомбардировщиков, находившимся в полете на самолете командования. Командир имел кодированную схему целей, таблицу условных сигналов и кодированную карту. На маршруте самолет командования со своим прикрытием находился в составе ведущего полка; при развертывании и выполнении удара — в восточной части над базой, входя в зону огня зенитной артиллерии для наблюдения, руководства и контроля за исполнением схемы удара и выполнением задач боевого обеспечения.

Управление в полете было строго централизовано. Команды подавались только командиром соединения и командирами авиационных частей. Слушали все. Экипаж имел право на передачу лишь в случае летного происшествия, вынужденного выхода из строя и обнаружения противника. На маршруте переговоры были максимально сокращены. В районе развертывания и над целью по таблице условных сигналов обозначались лишь цели, сигналы отхода и сбора или приказания повторный заход. Остальное подавалось в эфир клером.

Действия военно-воздушных сил в третий период. 21 августа 1944 г. утренняя воздушная разведка обнаружила стоянку многих кораблей на внешнем рейде Констанцы. Удар был организован последовательными налетами пикирующих бомбардировщиков и бомбардировщиков, действовавших с горизонтального полета.

В течение дня были произведены также удары по мониторам противника в районе порта Вилков на реке Дунай. В последующие дни — 22, 24, 25 августа — из-за неблагоприятных метеорологических условий удары переносились на запасную цель — порт Сулина.

В этот период успешно действовали мелкие группы бомбардировщиков.

23 августа был произведен бомбардировочный налет на порт Браилов, в котором было сосредоточено большое количество судов противника.


P-40-N Kittyhawk

Потери противника за время операции военно-воздушных сил Черноморского флота против Констанцы и других военно-морских баз были весьма ощутимы.

Характерно то, что противодействие в воздухе или вовсе не оказывалось, или было весьма незначительным. Действия нашей авиации протекали при явном превосходстве над противником в воздухе. Это создало широкую возможность использовать штурмовую и истребительную авиацию в интересах действий наземных войск.

Выводы


Операция по уничтожению кораблей и различных судов в базе Констанца показала оперативную зрелость как военно-воздушных сил в целом, так и отдельных авиационных соединений. Противнику был нанесен тяжелый материальный ущерб. Операция как по разработанному плану, так и по выполнению отличалась разнообразием тактических приемов и способов ударов. Был успешно применен принцип внезапности.

Характерным в операции являлось гибкое обеспечение главного удара на основе учета изменения обстановки. По целеустремленности и напряжению это обеспечение отвечало новым требованиям данного этапа операции. Положительными свойствами операции являются хорошая организация вылета и полета большой колонны и четкий план бомбардировочного удара, построенного на массировании сил, с учетом возможностей использования свойств каждого вида авиации.

Боевое управление отвечало принятой организации и задачам всех этапов операции на земле и в воздухе.

Разведка была организована в широком плане. Выделенных сил было достаточно. Широко применялась аэрофотосъемка.

Слабыми местами в организации и выполнении операции следует признать:

1. Вероятность воздушного противодействия была переоценена, что явилось результатом недостаточно правильного анализа общей обстановки, а также сил и возможностей противника.

2. Как следствие из предыдущего, значительные силы прикрытия не имели боевого напряжения, особенно в главном ударе, где основное противодействие оказывалось зенитной артиллерией, для подавления которой не было выделено достаточных сил. Значительная часть истребителей не получила задач на подавление или ослепление зенитных батарей в случае слабого сопротивления противника в воздухе.

3. Выделенных сил для уничтожения базы подводных лодок противника в данных условиях удара горизонтальных бомбардировщиков было явно недостаточно. Можно было силы, выделенные для демонстрации удара, также использовать для этой цели.

4. Третий этап операции имел больше недостатков, чем предыдущие. План боевых действий резко изменялся. Не всегда была на высоте тактическая разведка. Не было должной целеустремленности в использовании сил, почему удары нередко наносились по случайным целям.

Алафузов Владимир Антонович, Макухин Ф. А., Новиков Н. В., Тарле Евгений Викторович, Раппопорт М. Я. "Морской сборник" 1945 г.