Грузовик и минёр: тяжёлый БПЛА «Пиранья-20»
«Пиранья-20» на выставке «Интерполитех-2025»
Симбирское конструкторское бюро «Пиранья» известно своими разработками в области беспилотной авиации. Оно создало и довело до производства несколько летательных аппаратов лёгкого класса, и сейчас эта техника применяется в зоне проведения Спецоперации. Компания продолжает развивать свою линейку БПЛА «Пиранья» и показывает новый образец. Очередной квадрокоптер этого семейства относится к тяжёлому классу и способен поднимать грузы в десятки килограммов.
Продолжение семейства
Несколько дней назад в Москве прошла выставка «Интерполитех-2025», посвящённая технологиям и системам обороны и безопасности. Одним из её участников стало Симбирское конструкторское бюро (СКБ) «Пиранья» (г. Ульяновск), известное по разработке одноимённого семейства беспилотников-коптеров военного назначения.
В этот раз СКБ представило свою новую разработку — тяжёлый многоцелевой БПЛА под названием «Пиранья-20». От других разработок бюро он отличается увеличенными размерами и массой, а также повышенной полезной нагрузкой.
Разработчики проекта напоминают о важности военной логистики в зоне боевых действий, в т.ч. в непосредственной близости от передовой. При этом могут возникать затруднения, связанные с расстояниями, воздействием противника или с климатом. Путь наземного транспорта от логистического узла до позиций подразделения может занимать несколько часов, а в зимних условиях это время дополнительно увеличивается. Также существуют различные риски.
Альтернативой наземному транспорту являются тяжёлые коптеры, способные перевозить десятки килограммов груза. Такая техника преодолевает километровые маршруты всего за несколько минут и не сталкивается с проблемой бездорожья, минирования и т.д.
Перспективный БПЛА «Пиранья-20» создавался в качестве решения транспортной проблемы. Благодаря значительным размерам и мощной силовой установке, он способен перевозить до 30 кг различного груза. Это могут быть продукты питания и вода, медикаменты или боеприпасы. Во всех случаях обеспечивается быстрая доставка груза к получателю.
Беспилотники разработки СКБ «Пиранья»
Также не исключается применение беспилотника как платформы для вооружений. Так, на выставке «Интерполитех-2025» изделие показали с парой гранат от РПГ-7. Кроме того, «Пиранья-20» может выполнять дистанционное минирование и доставлять на нужный участок достаточно тяжёлые боеприпасы.
Техника в строю
К настоящему времени проект «Пиранья-20» прошёл все ранние стадии разработки и испытаний. Сообщается о начале серийного производства. Кроме того, из раскрытых данных следует, что такая техника уже поступила в войска и нашла применение в зоне боевых действий.
В интервью для издания «Известия» руководство СКБ «Пиранья» упомянуло особенности организации работы беспилотной логистики. Так, на транспортных узлах организованы рабочие места операторов БПЛА и размещены зарядные станции.
Техника и её расчёты могут в минимальное время принять необходимый груз и отправить его подразделению на передовой. Типовые миссии по доставке занимают не более 10 минут. Подобная эксплуатация БПЛА пока не демонстрировалась, но можно ожидать, что материалы на эту тему появятся в будущем.
Грузовой квадрокоптер
БПЛА «Пиранья-20» представляет собой типичный современный квадрокоптер со всеми основными чертами и особенностями техники такого класса. При этом в проекте использованы идеи и решения, позволившие получить достаточно высокий уровень тактико-технических характеристик и широкие рабочие возможности.
Изделие имеет традиционную для таких БПЛА конструкцию. Его основой является пластиковая рама, на которой устанавливаются лучи с винтомоторными группами и прочая аппаратура. На раме предусмотрены крепления для полезной нагрузки.
Катушка оптоволокна для БПЛА «Пиранья»
Число в названии проекта указывает на диаметр несущих винтов — 20 дюймов или 508 мм. Общие габариты БПЛА не уточняются. Судя по представленным материалам, поперечник аппарата достигает 700-750 мм без учёта винтов. Масса конструкции не сообщается. Судя по полезной нагрузке до 30 кг, максимальный взлётный вес может превышать 40-45 кг.
«Пиранья-20» имеет четыре электрических двигателя с двухлопастными воздушными винтами. Без груза аппарат развивает скорость до 100 км/ч. С полной нагрузкой скорость уменьшается примерно вдвое. Дальность и высота полёта не уточняются.
С точки зрения систем управления тяжёлая «Пиранья» похожа на ударные FPV-беспилотники. БПЛА оснащён курсовой камерой для вождения и имеет дистанционное управление. Штатно предусмотрены две системы связи — по радиоканалу и по оптоволоконному кабелю. При потере связи по одному каналу происходит автоматическое переключение на другой.
«Пиранья-20» отличается значительной полезной нагрузкой. К раме БПЛА могут подвешиваться различные объекты массой до 30 кг. При решении логистических задач это могут быть разнообразные контейнеры и ёмкости для необходимых припасов. Также аппарат способен нести боеприпасы. Например, описывается способ дистанционного минирования. В этом случае БПЛА берёт две противотанковые мины и использует оптоволоконное управление, чтобы не выдавать себя.
Расширенные возможности
К настоящему времени российская промышленность разработала и довела до производства несколько типов тяжёлых коптеров, способных нести значительные грузы. Теперь этот круг техники пополняется новым образцом — изделием «Пиранья-20» от одноимённой компании. Как сообщается, такие беспилотники уже производятся серийно.
БПЛА «Пиранья-20» представляет интерес с точки зрения техники и практики. Так, его конструкция построена на основе традиционных решений, тогда как принципиальные нововведения отсутствуют. При этом отработанные идеи используются оригинальным образом, что даёт существенные преимущества.
В первую очередь, это касается системы управления и бортовой электроники. Современные военные БПЛА оснащаются радиостанцией с защитой каналов от перехвата или оптоволоконной связью. «Пиранья-20», как и некоторые другие беспилотники, имеет оба вида связи. В зависимости от характера миссии и других факторов, это повышает боевую устойчивость или обеспечивает скрытность.
Тяжёлый БПЛА «Буран» от компании «Котлин-Новатор» — образец того же класса, что и «Пиранья-20», представленный в прошлом году
Значительные размеры конструкции и высокие характеристики силовой установки дали грузоподъёмность на уровне 30 кг. С такими параметрами «Пиранья-20» за один рейс может доставить воду и питание на несколько человек из расчёта на несколько дней. Также возможна перевозка боеприпасов для стрелкового оружия и некоторых других систем.
В отличие от наземного транспорта, грузовой БПЛА не зависит от рельефа местности или выпавших осадков. Кроме того, ему не угрожает минирование со стороны противника. В свою очередь, работа над ближними тылами защитит беспилотник от прямого воздействия противника, огневого или радиоэлектронного.
При этом транспортная функция не является единственной. Разработчики указывают на боевые возможности «Пираньи». Аппарат может быть лёгким бомбардировщиком или минным заградителем. В обоих случаях он может работать скрытно, не привлекая внимания.
В теории, БПЛА такого размера и грузоподъёмности может нести и иные нагрузки. Его можно оснастить дополнительной оптической аппаратурой или различными радиоэлектронными системами. В таком случае «Пиранья-20» станет разведчиком, ретранслятором или постановщиком помех. При этом наличие проводной связи не только повысит устойчивость к внешним воздействиям, но и улучшит рабочие характеристики.
В тяжёлом классе
Тяжёлые БПЛА коптерной схемы имеют ряд преимуществ и представляют интерес для армии. Российская промышленность уже разработала несколько моделей такой техники, производит её и поставляет в войска. Кроме того, создаются новые проекты. Также, при возможности, восстанавливаются и принимаются в строй трофейные беспилотники противника.
Таким образом, разными способами формируется важная составляющая беспилотной авиацией, способная решать свой собственный круг задач. Этот процесс прямо влияет на успехи войск в зоне проведения Спецоперации, и следует ожидать, что новые «Пираньи-20» тоже сделают свой вклад в общий результат.
Автор: Glenn Witcher