Не застрять бы плавучим АЭС между «Айсбергами»


Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»


В конце сентября на международном форуме «Мировая атомная неделя» в Москве российский президент Владимир Путин анонсировал серийное производство плавучих атомных электростанций и размещение на них центров обработки данных. Это, несомненно, значительный технологический прорыв, аналогов которому в мире пока нет.

Революция в атомной энергетике


Идея разработки плавучих АЭС (ПАТЭС) возникла еще в годы холодной войны, но интерес к ней вернулся в современной России. В 2019 году впервые в мире запустили первую такую станцию — «Академик Ломоносов» в Певеке. Оснащённая ледокольными реакторами КЛТ-40С мощностью 70 МВт и тепловой энергией около 50 Гкал/ч, она способна снабжать электроэнергией город с населением до 100 тыс. жителей.

После пяти лет успешной эксплуатации ПАТЭС показала высокую эффективность, вырабатывая значительное количество электричества и тепла, одновременно существенно сократив выбросы углерода и загрязняющих веществ.

Масштабирование проектов позволило бы решить проблему энергетической инфраструктуры удалённых регионов России, таких как Сибирь, Дальний Восток и Арктика. ПАТЭС удобны тем, что полностью собираются на заводе, что гарантирует высокое качество и снижение затрат. Станции легко транспортируются к местам эксплуатации, значительно ускоряя процесс ввода в строй. Возможность перемещения станций позволяет гибко реагировать на меняющиеся потребности региона.

Планируется, что до 2039 года «Росатом» построит 18 плавучих АЭС, оснащённых новыми модификациями реакторов РИТМ-200, обеспечивающими увеличенную мощность до 110 МВт. Эти установки найдут применение в проектах освоения месторождений полезных ископаемых, таких, например, как Баимская зона на Чукотке. «Росатом» развивает технологии для экспорта плавучих АЭС в тропические регионы мира, создавая универсальные конструкции для стран с длинной береговой линией.

Особенно важным направлением станет интеграция плавучих АЭС с центрами обработки данных. Современные центры обработки данных, так называемые дата-центры или ЦОД, требуют значительных объемов стабильной электроэнергии и эффективного охлаждения. Использование плавучих платформ решает обе проблемы, снижая издержки и обеспечивая предсказуемость тарифов. Например, пилотные проекты размещения ЦОД рядом с действующими АЭС уже запущены в России. Обозначена концепция плавучих дата-центров, интегрируемых в инфраструктуру Северного Морского Пути.

Эти инициативы открывают широкие перспективы для устойчивого развития цифровой экономики и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Непонятная возня


К сожалению, специалисты, работающие в области атомного судостроения, прекрасно понимая, что за словами президента скрывается огромный потенциал, как обусловленный многолетним опытом строительства и эксплуатации подобных объектов, так и наличием поистине прорывных научных и технологических разработок, относятся к ним с некоторой долей скепсиса.

Это обусловлено знанием внутренних отраслевых «подводных камней» и пониманием того, что руководители, от которых зависит серийное производство ПАТЭС, похоже, думают больше о количестве выделенных денежных средств и значительно меньше о технологической составляющей.

Странная возня развернулась в сфере атомного судостроения, затрагивая судьбы множества компаний и личностей. Центральным событием этой драмы стали взаимоотношения двух организаций — ЦКБ «ОСК-Айсберг» и их конкурентов из одноименного ЦКБ «Айсберг», входящих соответственно в структуры Объединённой судостроительной корпорации («ОСК») и нефтегазовой компании «Роснефть».

История началась в 2012 году, когда большая часть коллектива бывшего научно-технического центра «Айсберг» перешла в новое юридическое лицо ЦКБ «ОСК-Айсберг». Новое бюро получило ключевую лицензию от Ростехнадзора на проектирование важных объектов — плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» и универсального атомного ледокола проекта «Арктика». Оставшиеся специалисты продолжали существовать в рамках старой структуры «Айсберг», владеющей лишь небольшим количеством акций и минимальным офисным пространством.

Однако вскоре начались странные обстоятельства. Акционеры ЦКБ «ОСК-Айсберг» продавали ценные бумаги, проекты перемещались между компаниями, документация оказывалась утраченной, а новая структура продолжала медленно угасать.

Так продолжалось до тех пор, пока генеральным директором ЦКБ «ОСК-Айсберг» в апреле 2023 года не стал Игорь Чорный, который, имея за плечами двадцатилетний опыт работы по созданию различных инфраструктурных проектов на многие миллиарды рублей, без раскачки стал приводить ЦКБ «ОСК-Айсберг» в состояние, которое соответствует выполнению задач, поставленных перед ним, а именно — проектирование и конструирование ядерных установок, в том числе:

- разработка конструкторской документации универсального атомного ледокола с реакторными установками РИТМ-200 (проект 22220, типа «Арктика»);

- разработка конструкторской документации плавучего энергетического блока с реакторами КЛТ-40С (проект 20870, плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов»);

- корректировка конструкторской документации действующих атомных ледоколов проектов 10521 («Арктика») и 10580 («Таймыр», «Вайгач»);

- корректировка конструкторской документации, выполнение проектных работ по модернизации универсального атомного ледокола и плавучего энергетического блока проектов 22220 и 20870;

- разработка конструкторской документации по проектам утилизации плавсредств, являющимися объектами использования атомной энергии (буквально на днях правительство России сообщило, что заложило в проект федерального бюджета средства на подъем со дна арктических морей советских атомных подлодок, работы по которому начнутся в 2027 году).

Задачи, стоявшие перед ЦКБ «ОСК-Айсберг», ясны и понятны, они чётко изложены в лицензии, выданной ему Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору («Ростехнадзор») № ГН-10-102-3438 от 10 ноября 2017 года со сроком действия до 2027 года.

Черным сразу же были поданы свыше 10 исков в судебные инстанции с целью придания эффективности работы ЦКБ «ОСК-Айсберг».

Однако, по всей видимости, кое-кого это решительно не устраивало.

И кто бы мог подумать, что в число этих «кое-кого» войдёт тот, кто создавал в своё время ЦКБ «ОСК-Айсберг» и является его основным владельцем, а именно — «Балтийский завод». Он попросту отказал своему родному детищу в заключении договора аренды помещений по месту юридической регистрации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ — Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 36, и с 4 декабря 2023 года «ОСК-Айсберг» оказался на улице. А помещения эти заняли, как вы уже наверняка догадались, ЦКБ «Айсберг», принадлежащее НК «Роснефть». Мало того, в распоряжении нового квартиранта, арендовавшего у «Балтийского завода», совершенно незаконно оказались оригиналы конструкторской документации проектов ледоколов 22220, 10520, 10521, 10580 и ПАТЭС 20870, включенные в условия действия лицензии ЦКБ «ОСК-Айсберг», а также его учредительные документы, печати и иное имущество.

При обращении руководства ЦКБ «ОСК-Айсберг» в правоохранительные органы – МВД и прокуратуру – последовал ответ, что они никаких признаков преступления не обнаружили, расценив произошедшее как гражданско-правовой спор «хозяйствующих субъектов».

В апреле 2024 года в ЕГРЮЛ появилась запись, что генеральным директором ЦКБ «ОСК-Айсберг» является Игнатий Воденников, а с июня 2025 года – Георгий Майстренко, кстати, оба они являются руководящими сотрудниками «Балтийского завода». Но, приняв решение потопить ЦКБ «ОСК-Айсберг», завод по какой-то причине, возможно, из-за некомпетентности юристов, не уволил Игоря Чорного с должности генерального директора, и он де-юре остаётся им до сих пор.

Казалось бы, чего проще, собрать «Балтийскому заводу» совет директоров ЦКБ «ОСК-Айсберг», освободить человека от занимаемой должности и начать процедуру ликвидации своей дочерней компании, которая, видимо, как кость в горле у заводчан? Не тут-то было. Но об этом мы ещё расскажем.

После описанных событий прошлого года все иски, направленные Игорем Чорным в судебные органы, были отозваны. А руководство «Балтийского завода» в лице его технического директора и номинального генерального директора ЦКБ «ОСК-Айсберг» Игнатия Воденникова стало всячески клеймить его, обвиняя в совершении «мошеннических действий».

В сентябре текущего года арбитраж рассмотрел иск Игоря Чорного о защите чести и достоинства, но, как пишет «Деловой Петербург» 22 августа с.г., не признал публичное обвинение в мошенничестве их порочащими. Хотя в этой же публикации приводятся слова, отражающие отношение судостроителей к негативной информации, распространяемой об Игоре Чорном, которая является «крайне серьёзным обвинением в недобросовестном поведении топ-менеджера в его профессиональной деятельности. Её распространение в бизнес-среде через официальный документ может создать риск причинения вреда его деловой репутации и даёт ему веские основания для подачи иска о защите деловой репутации с требованием опровержения, компенсации морального вреда и убытков».

Но не на одном Игоре Чорном свет клином сошёлся.

Кто виноват и что делать?


Совершенно непонятно, почему «Балтийский завод» последние годы контракты на техническое сопровождение постройки ледоколов, участие в их испытаниях и сдаче заводских заказов, а также оказание услуг по авторскому надзору отдаёт не принадлежащему ему же ЦКБ «ОСК-Айсберг», а сторонней организации ЦКБ «Айсберг», принадлежащей никакого отношения к ОСК не имеющей «Роснефти»?

Логика «Роснефти» понятна – замкнуть на себя финансирование работ «Росатомом». Непонятна мотивация ОСК и входящего в её состав «Балтийского завода».

Тем более что ЦКБ «ОСК-Айсберг» до недавнего времени имело действующую объектовую лицензию со сроком действия до 2027 года на разработку конструкторской документации конкретных проектов, которая сейчас в результате описанной выше «возни» отозвана Ростехнадзором, но может быть восстановлена, было бы желание. А желания у «Балтийского завода» нет, не зря же Игнатий Воденников отозвал судебный иск ЦКБ «ОСК-Айсберг» к Ростехнадзору о незаконности лишения объектовой лицензии.

И ЦКБ «Айсберг» имеет лицензию № ГН-10-102-4500 от 01.09.2023 на проектирование и конструирование ядерных установок и т. д. Но эта лицензия без указания проектов, так сказать, «безобъектовая». До недавнего времени судостроителей тот же Ростехнадзор беспощадно наказывал за работу по таким лицензиям.

Отсюда и понятно, почему «Балтийский завод», фактически «утопив» ЦКБ «ОСК-Айсберг», не стремится к его ликвидации. При любом чрезвычайном происшествии (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить) виновным будет тот, кто разрабатывал конструкторскую документацию и осуществляет авторский надзор. А единственная лицензия с указанием конкретных проектов ледоколов и ПТАЭС — у ЦКБ «ОСК-Айсберг». Для этого, по всей видимости, и увольнять по-человечески Игоря Чорного с должности генерального директора не хотят. Не своих же сотрудников — Воденникова и Майстренко — потом к ответственности привлекать. Так что ясно, на кого можно будет «перевести стрелки».

Казалось бы, не проще ли договориться, что всё, например, касающееся строительства атомных ледоколов, отдать ЦКБ «Айсберг», а линию плавучих АЭС оставить за ЦКБ «ОСК-Айсберг»? Это Игорь Чорный, будучи у руля ЦКБ «ОСК-Айсберг», кому только не предлагал. К этой же мысли, насколько нам известно, пришли и в «Росатоме».

Многое из происходящего вокруг «Айсбергов» мы не написали.

Про уголовное дело, заведённое на прежних, до 2023 года, руководителей ЦКБ «ОСК-Айсберг», которые довели его до простоя и прозябания.

Про совещание в конце 2023 года с участием «Росатома», «Главного управления Северного морского пути», ОСК, «Роснефти», ЦКБ «Айсберг» и ЦКБ «ОСК-Айсберг» и его итоги.

Про приказ «Росатома» №1/36-НПА от 29 декабря 2023 года, где «ОСК-Айсберг» сохранило действующий статус головной конструкторской организации по проектам 22220, 20870, 10521, 10580.

Про аферу по продаже «Крыловскому государственному научному центру» 62,22% акций «ЦКБ «Айсберг» за 306 млн руб., из активов которого еще до расчетов по сделке «испарились» здание по Большому проспекту Васильевского острова в Санкт-Петербурге, дом 36, так и довольно дорогостоящие проекты ледоколов 20870, 22220.

Про проработку слияния ЦКБ «ОСК-Айсберг» с «Невским проектно-конструкторским бюро». В конце концов «Невское ПКБ» бежало от этой затеи, «как чёрт от ладана», сосредоточившись на своих собственных проектах, видимо, прекрасно понимая, что может последовать на дно вслед за ЦКБ «ОСК-Айсберг».

Не хотелось бы приводить аналогий, но, возвращаясь к словам президента на Международном атомном форуме, они возникают непроизвольно.

В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме бывший министр промышленности и торговли, а ныне вице-премьер правительства России Денис Мантуров обещал российским авиакомпаниям 1000 отечественных самолетов к 2030 году.

Видимо, опираясь на его обещания, в декабре 2023 года Владимир Путин на прямой линии и пресс-конференции заявил, что Россия планирует произвести более тысячи собственных самолетов к 2030 году.

Однако с учётом того, сколько по факту ежегодно выпускается гражданских самолётов, а анонсированная Мантуровым программа постоянно сдвигается «вправо», даже не специалистам в области авиастроения ясно, что она нереальна и будет провалена. Ведь для того, чтобы выполнить заявленную программу, нужно выпускать не менее 125 бортов в год. О том, что «Ростех» и его составляющие, особенно ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация»), с треском провалят план-стратегию по выпуску гражданских самолетов, неоднократно писало и «Военное обозрение».

Крайне нежелательно, чтобы процесс создания серийных плавучих атомных электростанций развивался по аналогии с авиастроением.

Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси на уже упомянутом атомном форуме в сентябре текущего года назвал Россию «пионером» в разработке плавучих АЭС, что особенно интересно для развивающихся стран.».

В то же время, ещё в 2017 году входящая в China National Nuclear Cooperation (Китайская национальная ядерная корпорация) компания New Energy объявила о планах построить порядка 20 плавучих атомных электростанций с использованием реакторов ACP100S в Южно-Китайском море. Информации о том, в какой стадии находится реализация данного проекта, очень мало, но американцы ещё полтора года назад выразили свою озабоченность.

Если китайцы в ближайшее время в этом направлении «выстрелят», то о первенстве в экспортной составляющей «Росатому» придётся забыть.