Морская авиация России. Что дальше?

К началу 90-х российский флот располагал 2-мя авиадивизиями, 23-мя отдельными авиационными полками, 8-ю отдельными авиационными эскадрильями,1-й авиагруппой. В их составе находились: 145 Ту-22М2 и М3,67 Ту-142,45 Ил-38,223 Ка-27, Ка-25 и Ми-14,41 Ка-29. Всего более 500 боевых самолётов и вертолётов, без учёта транспортных, разведывательных, спасательных и РЭБ. По состоянию на 2012 г. в морской авиации осталось 7 авиабаз и один отдельный 279-й корабельный авиаполк, приписанный к "Кузнецову".

Парк авиатехники насчитывает около 300 летательных аппаратов: 24 Су-24М/МР,21 Су-33 (в лётном состоянии не более 12), 16 Ту-142 (в лётном состоянии не более 10), 4 Су-25 УТГ(279-й корабельный авиаполк),16 Ил-38(в лётном состоянии не более 10), 7 Бе-12 (в основном на ЧФ, будут списаны в ближайшее время), 95 Ка-27 (исправны не более 70), 10 Ка-29 (приписаны к морпехам), 16 Ми-8, 11 Ан-12(несколько в разведвариантах и РЭБ), 47 Ан-24 и Ан-26, 8 Ан-72, 5 Ту-134, 2 Ту-154, 2 Ил-18, 1 Ил-22, 1 Ил-20, 4 Ту-134УБЛ. Из них технически исправными, способными выполнять боевую задачу в полном объёме не более 50%. Годовой налёт, в среднем на экипаж, в пределах 30 часов.






Вообще, будущее морской авиации в нашей стране, весьма туманно. Каких либо внятных прогнозов со стороны власть имущих, на фоне предстоящего массового списания летательных аппаратов по старости, о её развитии на перспективу не озвучено. На ближайшее время намечена замена из-за износа, палубных Су-33 на МиГ-29К.

А также модернизация части Ил-38. И это пока всё…

Кто-то может сказать, что нашей стране вообще не нужна морская авиация, все задачи можно решить в рамках ВВС.
Но посмотрим, как обстоят дела у наших ближайших «вероятных друзей».

Авиация ВМС США, с учётом находящихся в резерве, насчитывает около 2000 летательных аппаратов, что сравнимо со всем парком отечественных ВВС, из них только противолодочных Р-3 «Орион» (аналог Ил-38), более 150.


В полёте базовые патрульные: Р-8 "Посейдон" и Р-3 "Орион"
Началась поставка в ВМС нового базового - патрульного Р-8 «Посейдон», созданного на базе Боинг-737. Активно развивается тема морских беспилотников.



Командование ВМС США намерено заключить контракты на создание палубных беспилотных летательных аппаратов (UCLASS) с четырьмя американскими компаниями: Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Как сообщает Flightglobal, контракты будут заключены в рамках тендера на создание и поставку палубного беспилотника.

Китай тоже укрепляет свою морскую авиацию. Численность парка морской авиации, без учёта транспортных и вспомогательных превышает 400 самолётов и вертолётов. Происходит замена и модернизация устаревших образцов. Самыми боеспособными считаются поставленные нашей страной и построенные на месте: 50 Су-30МК2, истребители собственной разработки: 24 J-10А, истребители-бомбардировщики, адаптированные для ударов по морским целям: 54 JH-7A.

Создаётся своя палубная авиация, для базирования на авианосцах. Бомбардировщики авиации флота представлены китайским аналогом Ту-16- Хун-6 (H-6). Хун-6 в морской модификации стал называться Хун-6D и может нести ракеты класса «воздух-корабль» С-601 и С-611 с дальностью до 200 км.



Кроме того, авиация флота имеет модификацию самолета-заправщика Хун-6D, который может заправлять технику в воздухе.

Индия также уделяет большое внимание своей морской авиации. Особенно примечательно, что на вооружении авиации ВМС этой страны состоит техника советской и российской постройки. Недавно заключены контракты с Россией на модернизацию имеющихся Ту-142 и Ил-38 с оснащением бортовым поисково-прицельным комплексом "Морской змей".


Ту-142 ВМС Индии


Спутниковый снимок Google Earth: Ил-38, Ту-142 ВМС Индии, аэродром Гоа

Также, на базе P-8A «Poseidon» создан экспортный вариант P-8I для ВМС Индии.


P-8I"Посейдон" ВМС Индии

Первые 12 машин должны поступить на вооружение индийской морской авиации в 2013 году. Всего индийцы планируют получить до 24 «Морских богов»
Закуплена партия МиГ-29К для базирования на авианосцах.

Как видим, морская авиация за рубежом продолжает активно развиваться, поскольку без неё ВМС не способны адекватно и в полной мере выполнять поставленные задачи.

Источники:
http://topwar.ru/5642-den-rozhdeniya-morskoy-aviacii-vmf-rossii-morskaya-aviaciya-rossii-i-ss
http://www.samoupravlenie.ru/28-12.php
http://periscope2.ru/2012/03/12/5373/
http://structure.mil.ru/structure/forces/navy/structure/naval_aviation.htm
http://ru.zero.wikipedia.org/wiki/Военно-морские_силы_США
http://mirror.flot.com/nowadays/concept/opposite/uavspecialists.htm
К.В Чуприн : «ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАН СНГ И БАЛТИИ». Справочник.
Автор: Bongo