Закат Русского мира?
Введение
Когда я определился с названием статьи, я понимал, какой шум может подняться вокруг этого. Но я выражаю только свое мнение, которое, как известно, может не совпадать с мнением других людей. Кроме того, я не претендую на истину в последней инстанции и скажу по секрету, мне не хотелось бы, чтобы мои выводы подтвердились на практике. Тем не менее, быть обитателем страны розовых пони тоже не комильфо. Закрывать глаза на язвы общества — значит помогать тем, кто эти язвы бережно культивирует. И естественно, что надежда на лучшее дает мне право надеяться, что заголовок статьи так и останется лишь альтернативной историей. Потому, чтобы закат русского мира действительно не состоялся, мы должны понять, что надо сделать, чтобы этот мир сохранить.
Часть I. Что такое «Русский мир»
Этнокультурный аспект
Начать придется с некоторых основ. В конце концов, что такое «русский мир»? Просто группа людей по интересам? Представители одной нации? Лица, владеющие русским языком? Кто мы, «русский мир»?
Когда мы произносим слова «Русский мир», то чаще всего возникает ассоциация с русским языком. Но ведь язык, хотя и играет огромную роль, не является единственным критерием принадлежности к миру. Тут важна еще и культура, которая зиждется на прочном фундаменте исторического опыта и традиций. Причем национальная принадлежность играет роль второстепенную, не доминирующую, хотя и ее исключать было бы глупо. Когда человек начинает понимать, что существует культура, с которой он связан независимо от этнического происхождения и гражданства, то это означает более высокий этап развития общества. Ибо общество, замыкающееся только на своей национальности, исповедующее принцип: важно кто ты по нации, а не по духу, неизбежно останавливается в своем духовном развитии, считая всех, кто не вписывается в его прокрустово ложе, врагами.
Например, носители русского языка за пределами России также могут считать себя частью «Русского мира». А благодаря общности жизни сначала в Российской империи, а потом в Советском Союзе, люди начали считать себя частью целого, сохраняя при этом неповторимые признаки своего общества. Недаром во время Великой Отечественной войны гитлеровцы называли нас всех русскими. И недаром среди героев Советского Союза много представителей почти всех национальностей СССР.
Политико-географический аспект
Достаточно ли вышеперечисленных признаков, чтобы определиться с названием? Нет! Культура, традиции и язык образуют только некую общность, объединенную прочными связями, но еще не дающую всей совокупности признаков, которые четко обозначили бы «Русский мир». Необходимо учесть еще и политико-географический аспект. Исходя из географии, мы можем обрисовать территории, которые исторически связаны с Россией или на которых проживает значительное число русскоязычных жителей. Этот аспект может включать регионы бывшего СССР, где русский язык широко распространен и играет важную роль в повседневной жизни. И это очень важно для понимания проблем, которые будут описаны ниже.
Когда мы говорим о состоянии «Русского мира» в настоящее время, не следует забывать величайшую геополитическую катастрофу, а вернее, величайшее преступление всех времен и народов: уничтожение СССР руками трех иуд, трех главнейших предателей своих народов, на чьих душонках лежат все смерти и беды государств, ставших вдруг независимыми от «Русского мира».
Философско-культурологический аспект
Иногда некоторые лица рассматривают «Русский мир» всего лишь как духовную общность, объединенную ценностями, верованиями и мировоззрением. Первые два аспекта для них не имеют никакого значения. Либо они рассматривают их как некие второстепенные факторы. Они уделяют свое внимание на такие немаловажные факторы, как религиозные, нравственные и этические принципы, характерные для русской культуры.
Никто не спорит, что без нравственного, культурного и философского аспектов сама идея «Русского мира» выхолащивается, приобретая контуры этакого клуба по интересам. Но невозможно отделить культуру и нравственность народа ни от политики, ни от территории, ни, наконец, от принадлежности русских к нации. Хотя русский народ привык терпимо относиться к национальному вопросу, в отличие, скажем, от народов Средней Азии и Кавказа, где идентификация «свой-чужой» лежит в первую очередь по принципу принадлежности к той или иной нации, быть русским — это означает принадлежать к русской нации. К тому же «просвещенная и цивилизованная Европа», в которую так стремятся наши либералы и иже с ними, считает нас, Русский мир, варварами, недостойными европейского цветущего сада.
Между прочим, очень хорошо сказал по этому поводу великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский: «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!»
Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, они именно в защиту от России это и сделают. Как всё знакомо, не правда ли? И как это значимо подтверждает важность как философского обоснования важности «Русского мира», так и культурологического аспекта.
А поскольку в мире всё течёт, всё изменяется, то актуальность рассмотрения изменений в современной культуре и цивилизационных процессах важна как воздух.
Часть II. Исторический контекст
Формирование «Русского мира»: от Киевской Руси до Российской империи наших дней
Современная история как никогда подтверждает правило, что уроки истории никого ничему не учат. Именно это и произошло со страной, которая некогда составляла триединое общество славянских народов. Искусственно переписав историю в угоду Западу, современная Украина угодила в страшный капкан, который ей создали химеры «величия» украинства и бандеровские отморозки.
Когда-то было смешно читать опусы, в которых рассказывалось о «величии» протоукров и прочих укропитеков, которые якобы и создали всю современную цивилизацию. Вот только смех сейчас сквозь слезы. Безобидные, на первый взгляд, антиисторичные писульки привели украинский народ в состояние национального чванства. Всё точно по лекалам рейхсминистра пропаганды Геббельса. А ведь культура — это как раз то, что отличает человека от зверя. Потому следует хотя мельком пройтись по истории государства Российского. Возможно, кому-то покажется, что я повторяю прописные истины, но без этого не обойтись.
Основное «доказательство» верховенства «украинства» — это название Киевская Русь. Раз Киевская — значит, там уже укры. И никаких русских там нет и быть не может. Вот только история говорит совсем о другом. Еще до крещения Руси на территории России, а до этого СССР и Российской империи, жили различные славянские племена. Государственность только начинала складываться, формирование единой нации только-только зарождалось. И говорить о уже существующих нациях — русские, украинцы и белорусы — просто смешно. Русская народность начала формироваться из славянских племён с возникновением русских княжеских государств в Киевской, Новгородской, Галицкой, Владимирской, Московской Руси и некоторых других княжествах. Именно тогда (в IX—XII веках) сложились основные составляющие народности: общий язык, устойчивые территории, общие обычаи, религия, нравственные устои и культура отношений.
А вот разделение языков, а потом и разделение на отдельные, но близкие друг другу народы, началось после нашествия татаро-монголов и продолжилось в Смутное время, когда Польша и прочие «цивилизаторы» пытались подчинить себе Русь. Следовательно, сам аргумент в виде названия «Киевская Русь» не имеет под собой никакой исторической почвы. В плане доказательства верховенства «украинства» в истории России.
Можно по-разному относиться к фигуре Петра Первого, но он, после Ивана Грозного, стал формировать образ единого русского народа. Его дело продолжила Екатерина Вторая, которая не только продолжила расширять пределы государства Российского, но и принимала важнейшие решения. Которые позволяли русским практически бескровным путем дойти до берегов Тихого океана. Да, период правления этой неординарной личности богат противоречиями, непродуманными решениями, провалами в политике, но благодаря ей наше государство приобрело значительные территории.
И заслуга в расширении принадлежит и «Русскому миру». Русский человек, приходя на чужие территории, становился не колонизатором, а соседом. Да, правительство «драло» налоги, подавляло национальные движения, подчиняло духовную и культурную жизнь, но колонизатором оно никогда не было. И хотя основную работу по развитию национального самосознания, становления как нации, овладению культурными богатствами мира совершила Советская власть, нельзя не признать, что и до революции в приобретенных территориях открывались школы, больницы, театры, музеи.
Роль Советского Союза в распространении русской культуры и языка
После революции 1917 года В.И. Ленин и Советское правительство предпринимало отчаянные попытки создать единое культурное и национальное пространство. Не удалось, к сожалению. И не удалось не потому, что действовали по ложным послам, а потому, что 70 лет — это очень мало для формирования исторической общности людей. Но и этот срок показал, насколько успешными были результаты. Достаточно только посмотреть на списки Героев Советского Союза и на списки лауреатов Сталинских и Ленинских премий, где представлены практически все народы бывшего СССР, но главенствующую роль играли именно представители славянских народов.
Будет неверным утверждать, что Русский мир именно тогда сформировался как органичное целое. По моему мнению, он сформировался как явление после золотого века Екатерины Второй, а в советское время он просто окреп и перешел в более качественное состояние, плоды которого мы видим до сих пор. Даже более чем тридцатилетнее тлетворное влияние либерализма и антисоветизма не смогло разрушить до конца самосознание русского человека – а к таковому мы можем смело включить все народы России, отождествляющих себя исключительно с совместным проживанием, творчеством и бытием с русским народом.
Иное дело Украина. Там, действуя по методичкам Геббельса, народу на всем протяжении существования недогосударства вколачивались примитивные, но действенные нарративы: Украина превыше всего (знакомо, не правда ли?), мы европейцы, весь мир за нас, мы — первые на земле, мы… мы… мы… В результате, при попустительстве России, там удалось оторвать большую часть населения от русского мира, внушив ему, что, отказавшись от советской истории, украинец станет истинным арийцем и будет допущен до общеевропейского корыта с самыми жирными помоями. Не встал на этот путь только Донбасс. И недаром там не только сохранили памятники Ленину, но и восстановили некоторые из них. Всё это позволяет говорить, что советский период значительно развил самосознание русского мира, увеличил его и сохранил преемственность.
Часть III. Современные тенденции
Современный мир уже не тот, каковым он был на момент уничтожения СССР. Даже 11 лет назад все было иначе. Глобализация и влияние западных ценностей на молодежь достигло своего апогея к 2014 году, когда Крым вернулся на Родину. С того момента начался обратный отсчет, но успокаивать себя пока рано. Верхний Ларс показал, насколько сильны прозападные тенденции в головах молодежи, которую усиленно пичкали, да и продолжают пичкать, антисоветчиком Солженицыным, поклонником фашизма Ильиным и прочими деятелями из антикоммунистической когорты.
Нежелание власти принять идеологию, на основе которой могла бы произойти консолидация народа, привело к тому, что идеологический вакуум быстро заполнился метастазами частной собственности, которая отрицает само существование духовного начала в человеке. Свою роль сыграла и церковь, которая не нашла ничего лучше, как бороться с Лениным и советским прошлым. Вероятно, церковь уже решила все насущные задачи общества, остается только закопать Ленина, и всё! Наступит мир и благодать.
Но почему-то упускаются из виду опасные тенденции, грозящие новыми катастрофами. Тут и бесконтрольная миграция, и усиление влияния исламских радикалов, ковидобесие и разрушение медицины вкупе с образованием, нежелание власти установить жесткий контроль за исполнением своих собственных решений. Я уже не говорю за невнятную позицию с 100500 красных линий и какими-то непонятными законными целями, которые все до единой попадают нетронутыми на линию фронта.
На этом фоне желание сохранить традиции и культурное наследие в условиях глобализации и распространения информационной войны за будущее России выглядит всего лишь желанием, а не программой действий. Кто ее может выработать? Я, честно говоря, не вижу ни одного политика, который бы имел стальную волю на проведение коренной перестройки общества и экономики. Русский мир, если он хочет выжить, должен вернуться к своим истокам. Под этим я подразумеваю не всевозможные косплеи в виде бояр и казаков, а духовную основу русского народа. Недаром большевики смогли победить войну за души народа, потому что опирались на глубинное сознание, в основе которого лежит коллективизм.
Стоит только отринуть, отказаться от этого, как общество впадает в кризис. Вспомним того же Столыпина. Безусловно, Петр Аркадьевич руководствовался экономическими интересами России, стремился вывести ее в лидеры. Но только он делал ставку на индивидуализм, на западные лекала, которые русский народ, в своей массе, отторгал на интуитивном уровне. И наоборот, большевики во главе с Лениным, а позже Сталиным, смогли, образно говоря, вспахать, перевернуть огромный пласт общества, при этом опираясь на коллективизм, что в итоге вывело СССР на второе место в мире по экономическим показателям. А уж в духовном плане и говорить не надо, достаточно только посмотреть на цифры тиражей книг, которые выходили ежегодно.
Как ни прискорбно, вынужден признать, что пока мы войну с западничеством проигрываем. Верхний Ларс оказался намного сильнее, нежели призывы отнестись ко всему происходящему с пониманием. Негативные демографические изменения и миграция населения Средней Азии с немедленным предоставлением им русского гражданства приводят к сокращению базы Русского мира. Нет внятной программы, которая бы показала путь к светлому будущему. Вместо этого вводятся тотальные запреты на всё, до чего только может дотянуться «Единая Россия». WhatsApp? Ну что вы, граждане! Запретим! Языковая политика и сохранение русского языка за рубежом? Как можно, что вы! Партнеры обидятся! Уничтожение одиозных нацистов на Украине, как это делали Кузнецов и Судоплатов? Низзя! Мы воюем в белых перчатках, мы рыцари…
Как результат, расшатываются основы Русского мира. Молодежь разочаровывается в жизни, поскольку им не прививают духовные ценности, вместо этого их превращают в идеальных потребителей по Фурсенко. Церковь вместо воспитания ударилась в борьбу с Лениным и СССР. Власть продолжает воровать, как ни в чем не бывало, иначе откуда бы взялось столько коррупционеров, которых чуть ли не каждую неделю разоблачают.
В обществе растет спрос на Сталина. Но, к моему великому сожалению, Сталина в ближайшее время не предвидится, а потому негативная тенденция на закат Русского мира продолжится в обозримом будущем.
Автор: roosei