Боевые машины «Аякс» — вёдра с болтами за миллиарды евро
Когда все крупные средства массовой информации у нас и за рубежом кричали об отмене производства американского «Букера», предназначенного для десантных подразделений, казалось, что это крупнейший провал западного танкопрома за последние несколько лет. Однако в конце ноября, будто в качестве подарка на Новый год, ещё более жёстким скандалом выстрелили британцы.
Речь о боевых машинах «Аякс» — знаменитом британском «долгострое» от компании General Dynamics UK. Эти изделия уже давно стали предметом споров и рассуждений из-за высокой стоимости разработки, затянутых сроков и фундаментальных проблем по типу запредельной вибрации корпуса и шума внутри обитаемых отделений. Но, как оказалось, это лишь вершина айсберга.
Немного предыстории
Конечно, большинство тех, кто интересуется зарубежной бронетанковой техникой, знают про «Аякс», но краткий экскурс в историю для тех, кто не понимает, что вообще происходит, сделать нужно. Тем более, что ситуация с этой боевой машиной, а точнее целым семейством, весьма показательна в плане зажравшихся до безобразия производителей и потворствующих им военных.
Дело в том, что ещё в конце ХХ века британские военные чины и правительство решили постепенно выводить из эксплуатации целое семейство боевых гусеничных машин CVR(T), в число которых входили, например, лёгкий танк «Скорпион» и самоходный противотанковый комплекс «Страйкер». Дескать, устаревают изделия — ещё с семидесятых годов небо коптят.
Но, как часто это бывает, искать замену тому, что ещё отцы/деды построили, оказывается сложно. Именно поэтому, потерпев неудачу в совместном американском проекте, а затем долго мучаясь с тендерами среди заокеанских компаний, господа с туманного Альбиона более-менее определились с проектом и подрядчиком лишь в 2010-х годах.
Этим подрядчиком (генеральным) стал General Dynamics UK, предложивший, с учётом всех требований британских военных, проект нового семейства боевых машин на базе модернизированной платформы ASCOD (ASCOD 2) — той, которая стала основой для злополучного американского «Букера», недавно отменённого администрацией Трампа.
Само семейство будущих машин, названное впоследствии «Аякс», включало в себя шесть типов изделий на единой платформе: разведывательно-ударную машину «Аякс» с 40-мм автоматической пушкой, бронетранспортёр «Арес», командно-штабную машину «Афина», ремонтную машину «Аполлон», БРЭМ «Атлас» и инженерно-разведывательную машину «Аргус».
Заказ на производство этой сборной солянки с общим количеством изделий в 589 единиц был подписан в начале осени 2014 года. При этом General Dynamics обязались выпустить первые машины в 2017 году, а первый эскадрон оснастить ими в 2019 году, что в принципе является откровенным враньём, поскольку решить все проблемы целой многофункциональной платформы за такой краткий период времени просто невозможно.
Ожидаемо, все сроки были сорваны. На сегодняшний день заказ по численности машин не выполнен даже наполовину. При этом на всю программу разработки и производства данной техники заложено более 6 млрд фунтов.
Когда тряска достигла настоящего скандала
В первой половине ноября сего года британцы таки объявили, что семейство «Аякс» наконец-то достигло начальной оперативной готовности. По сути, это означает, что машины пригодны к «покатушкам» на полигонах и даже, в случае чего, использованию в различных операциях. Иными словами, изделия сырыми прототипами уже не являются, хотя их доводка будет продолжаться по мере эксплуатации.
Кажется, от первоначальных обещаний выпустить первые машины в 2017 году до начальной оперативной готовности растянулся промежуток в почти 8 лет. Поэтому производитель должен исправить все хотя бы фундаментальные изъяны, которые были выявлены в ходе испытаний отдельных образцов своих поделок. Тем более, что этих самых изъянов было выявлено огромное количество.
Эксплуатанты изначально жаловались на течи технологических жидкостей и топлива, указывали на низкое качество изготовления отдельных узлов и агрегатов «Аякса», а уж запредельная вибрация (по сути, дикая тряска) и шум внутри обитаемых отделений при езде на скорости выше 30 км в час и вовсе стали своеобразной притчей во языцех.
Производитель уверял, что к моменту достижения статуса начальной оперативной готовности все основные проблемы машин будут решены. Только по факту не было решено вообще ничего — General Dynamics прибегли к мерзкой тактике замалчивания и затыкания ртов, кто позволит себе кричать о недостатках их поделки. Но вся подноготная вскрылась буквально недавно — на прошедших недавно учениях с боевыми машинами «Аякс».
Интернет-мем, который ходит сейчас по западному сегменту Интернета. Как получить повышение в звании из-за тряски в «Аяксе»
В ходе них несколько десятков военных, проведя в «Аяксах» сравнительно небольшое время, потребовали госпитализации из-за неукротимой рвоты (по сути, их просто укачало) и проблемами со слухом — звоном в ушах.
Из-за этих обстоятельств учения пришлось прекратить. Господа из британского Министерства обороны в связи с этим официально объявили, что эксплуатация семейства «Аякс» будет приостановлена до выяснения всех нюансов сложившейся ситуации, а те проклятые вояки и чинуши, которые скрывали эту проблему, будут наказаны. Только пошедшую следом волну было уже не остановить.
Волна недовольств
Произошедшее стало причиной того, что начали высказываться те, кто был связан с разработкой и эксплуатацией «Аякса» и долгое время молчал. Пользователь под ником MilitaryBanter в запрещённой соцсети Х стал собирать их свидетельства и выкладывать в открытый доступ. Приведём некоторые из них.
Ну и начать нужно с внутренней политики самой компании General Dynamics, поскольку один из менеджеров этого оборонного гиганта (против него уже начато внутреннее расследование) весьма недвусмысленно ответил на претензии, по сути посмеявшись над пострадавшими военными.
«...демонстрируя, что экипаж вообще ничего не понимает в бронетехнике. Утечка охлаждающей жидкости — единственное, что здесь не является ошибкой экипажа, некомпетентностью или плохим обслуживанием, не говоря уже о дерьмовом командовании экипажем. Браво автору — ты только что выставил себя полным клоуном...»
Ну а далее весьма характерный отзыв (на условиях анонимности) одного из сотрудников General Dynamics:
...Машины регулярно сходят с производственной линии примерно со 150 неисправностями...
...Мы не в состоянии производить технику, которая соответствовала бы испытательному стандарту, который мы сами же и разработали. Если армия выявляет слишком много отказов, то либо стандарт испытаний просто меняют так, чтобы машина «проходила» всегда, либо руководство суетливо бежит к гражданским чиновникам из DE&S, работающим на площадке, и просит их подписать так называемую «концессию», чтобы машина могла покинуть завод и отправиться в часть уже с этими неисправностями, несмотря на то что она формально новая...
...У нас работает несколько бывших военных; один из них — бывший ****** из REME, и его единственная функция, по сути, — спорить с солдатами, когда те находят неисправности, и искать способы доказать им, что они неправы, тем самым избавляя нас (General Dynamics) от необходимости устранять дефекты...
...Иногда, когда машина уже прошла приёмку и официально перешла в собственность армии, менеджеры низшего звена в General Dynamics поощряют нас снимать с неё детали, чтобы починить другую машину, не прошедшую инспекцию...
...Мы не в состоянии производить технику, которая соответствовала бы испытательному стандарту, который мы сами же и разработали. Если армия выявляет слишком много отказов, то либо стандарт испытаний просто меняют так, чтобы машина «проходила» всегда, либо руководство суетливо бежит к гражданским чиновникам из DE&S, работающим на площадке, и просит их подписать так называемую «концессию», чтобы машина могла покинуть завод и отправиться в часть уже с этими неисправностями, несмотря на то что она формально новая...
...У нас работает несколько бывших военных; один из них — бывший ****** из REME, и его единственная функция, по сути, — спорить с солдатами, когда те находят неисправности, и искать способы доказать им, что они неправы, тем самым избавляя нас (General Dynamics) от необходимости устранять дефекты...
...Иногда, когда машина уже прошла приёмку и официально перешла в собственность армии, менеджеры низшего звена в General Dynamics поощряют нас снимать с неё детали, чтобы починить другую машину, не прошедшую инспекцию...
В корпусах «Аякса» есть полости, куда скапливается вода и вообще все жидкости при утечке. Можно даже руки помыть.
Интересная, в общем-то, позиция. Здесь сразу вспоминается недавнее заявление высших военных чинов США, которые вознамерились буквально на ходу доделывать танк М1Е3 в сокращённом режиме. Сколько проблем с ним скроет производитель — тот же General Dynamics — и подумать страшно. Учитывая, как они эти проблемы проверяют. Цитата:
...В последнее время в подразделениях работают сотрудники GD, которые проводят осмотры и испытания парка AJAX. Они «извлекают данные» и проверяют машины, заявляя, что проблемы якобы связаны не с техникой, а с экипажем — мол, водитель и командир не пристёгиваются ремнями или неправильно сидят в кресле.
Также они утверждают, что нашли ослабленные болты — «ну вот поэтому и вибрации». При этом речь идёт о болтах, которые они сами установили, которые разболтались от вибрации и просто выпали во время движения экипажей.
— Они вывозят машины на «испытательные заезды» с виброизмерительным оборудованием: примерно 5 км на низкой скорости, с плавными маневрами по стерильным участкам, после чего заявляют, что «сгенерируют» данные, которые будут представлять пробег, необходимый для полноценных испытаний.
Похоже, сейчас они отчаянно пытаются найти любые поводы свалить вину на пользователей техники. Их инженеры заявляют, что не понимают, как люди могут заболевать из-за вибраций или проблем платформы, потому что «с машиной всё в порядке». При этом они не рискуют посадить своих сотрудников в машины и испытывать их в тех же условиях и временных режимах, в которых техника используется военнослужащими на учениях...
Также они утверждают, что нашли ослабленные болты — «ну вот поэтому и вибрации». При этом речь идёт о болтах, которые они сами установили, которые разболтались от вибрации и просто выпали во время движения экипажей.
— Они вывозят машины на «испытательные заезды» с виброизмерительным оборудованием: примерно 5 км на низкой скорости, с плавными маневрами по стерильным участкам, после чего заявляют, что «сгенерируют» данные, которые будут представлять пробег, необходимый для полноценных испытаний.
Похоже, сейчас они отчаянно пытаются найти любые поводы свалить вину на пользователей техники. Их инженеры заявляют, что не понимают, как люди могут заболевать из-за вибраций или проблем платформы, потому что «с машиной всё в порядке». При этом они не рискуют посадить своих сотрудников в машины и испытывать их в тех же условиях и временных режимах, в которых техника используется военнослужащими на учениях...
О высочайшем качестве сборки «Аякса» говорит приложенное ниже видео. Утверждается, что снято оно буквально «с колёс» — после поставки этой машины с завода General Dynamics. Неудивительно, что один из причастных к разработке и эксплуатации «Аякса» человек писал, что во время обкатки машин он с товарищами собирал кучу отвалившихся на ходу деталей. Они даже играли в игру: кто больше деталей сумеет собрать.
Комичный случай, касающийся качества, произошёл при перегоне четырёх «Аяксов» с завода до полигона:
...Недавно ATDU получила задачу доказать, что AJAX может пройти путь от завода до полигона и выполнить стрельбу. Сначала они не смогли смазать гусеницы, потому что штатный шприц для смазки не работал, и пришлось использовать шприц от Warrior (GD позже «переизобрела» его и сделала собственную, ещё худшую версию).
Затем началась проверка связи: экипажи обнаружили неправильную внутреннюю проводку, отсутствие и поломку оборудования, которое пришлось снимать с других машин. Следующим препятствием стала юстировка вооружения — для этого пришлось вызывать специалиста GD. В итоге из четырёх машин только одна смогла произвести 10 выстрелов...
Затем началась проверка связи: экипажи обнаружили неправильную внутреннюю проводку, отсутствие и поломку оборудования, которое пришлось снимать с других машин. Следующим препятствием стала юстировка вооружения — для этого пришлось вызывать специалиста GD. В итоге из четырёх машин только одна смогла произвести 10 выстрелов...
На этом проблемы отнюдь не заканчиваются. Взять хотя бы аккумуляторы и вспомогательную силовую установку:
...Аккумуляторы машины не могут обеспечивать её работу в обычном режиме, а вспомогательный силовой агрегат (APU), установленный на варианте AJAX, так склонен к отказам, что подразделения запрещают военнослужащим его использовать. В качестве обходного решения (COA — Course of Action) на учениях носят с собой манпак (портативный источник питания), чтобы избежать необходимости заводить машину, но это также влияет на обучение — курсанты не могут получать полные уроки...
По топливу тоже проблем хватает, в том числе технических:
...Топливные баки выходят из строя, из-за чего экипажи вынуждены использовать топливный насос из CES для перекачки топлива внутри машины и между машинами. И раз уж речь зашла о баках: мы смеёмся над русскими за баки на задних дверях, но сами допустили ровно ту же ошибку...
...Машина не выдерживает даже логистическую цепочку Challenger 2 G4. Один эскадрон израсходовал 15 000 литров топлива за 35 часов перемещения 27 машин. Расход составляет около 16 литров в час, при объёме бака 795 литров — это примерно 50 часов движения до полного опустошения. Это машина, задуманная как средство глубинной разведки, но она не может устойчиво обеспечиваться ГСМ даже в своей категории...
...Машина не выдерживает даже логистическую цепочку Challenger 2 G4. Один эскадрон израсходовал 15 000 литров топлива за 35 часов перемещения 27 машин. Расход составляет около 16 литров в час, при объёме бака 795 литров — это примерно 50 часов движения до полного опустошения. Это машина, задуманная как средство глубинной разведки, но она не может устойчиво обеспечиваться ГСМ даже в своей категории...
По вооружению тоже есть проблемы:
...При задержке стрельбы из 40-мм пушки система принудительно блокирует машину на 30 минут. В это же время невозможно использовать и цепную пушку, так как у неё отсутствует какой-либо механический способ стрельбы. Очевидным решением было бы установить L37, чтобы при задержке можно было продолжать вести огонь из COAX, устранять неисправности на уровне экипажа и иметь съёмный GPMG для часовых...
Кроме того, машины «Аякс» сложны в плане обучения экипажей. И это касается не столько сложности оборудования, с которым военным приходится контактировать, сколько объёма и невнятности учебного материала в виде многостраничных талмудов, для изучения которых требуется отдельный курс обучения.
...Техническая документация насчитывает более 20 тысяч страниц и, по сути, требует отдельного курса, чтобы просто научиться в ней ориентироваться...
...Учебные L-specs, используемые инструкторами, представляют собой хаотичную компиляцию, скопированную с других машин. Это приводит к опасной путанице на занятиях...
...Учебные L-specs, используемые инструкторами, представляют собой хаотичную компиляцию, скопированную с других машин. Это приводит к опасной путанице на занятиях...
Особые опасения у эксплуатантов вызывает безопасность «Аякса». Например, при отключении аккумуляторного отсека он всё равно продолжает находиться под напряжением, что грозит поражением электрическим током ремонтника или члена экипажа. И это не всё.
Немало опасностей таит в себе автоматическая кормовая дверь. Она имеет систему безопасности, которая не позволяет ей закрыться в том случае, если на ее пути что-то находится. Например, солдат, который по нерасторопности или из-за иных причин не успел залезть целиком в отсек. Только эта самая система безопасности срабатывает не всегда — во многих ситуациях человека просто раздавит дверью или переломает конечности. То, как это происходит, показано в приложенном ниже видео.
При этом в некоторых ситуациях систему клинит так, что дверь нельзя открыть с помощью электронного механизма. Только вручную — с помощью насосной системы. Для этого требуется наличие двух человек внутри машины, которые должны демонтировать часть стеллажей для доступа к насосу, на что у подготовленного экипажа уходит около 15 минут.
Некоторые выводы
Разумеется, приведённые в данном материале свидетельства — это лишь небольшая часть из всего списка недовольств. Но, по сути, этим General Dynamics наглядно показала, как она умеет пилить бюджеты на «долгостроях», которые можно доделывать чуть ли не десятилетиями, получая за это большие деньги. При этом урвать лишнюю копеечку они умудряются и на ремонте поломанных «Аяксов».
Например, на одном из «Аяксов» в варианте БТР («Арес») военные случайно помяли кормовой контейнер. Его ремонт мог бы обойтись не так уж и дорого, но General Dynamics настояла на том, что нужно менять весь модуль целиком, включая камеры заднего вида и фонари, что обошлось в 90 с лишним тысяч фунтов. И особо, видимо, совесть их не гложет — денежки же не пахнут.
Трудно сказать, чем всё же закончится скандал с «Аяксом»: либо полностью откажутся от производства, как это было с «Букером», либо заставят General Dynamics за свой счёт исправлять недостатки этого поистине ведра с болтами. Но одно ясно точно: доверять разжиревшему и охамевшему монополисту без твёрдых гарантий нельзя. А это повод задуматься в первую очередь для США, ведь новую генерацию «Абрамса» будут делать именно General Dynamics.
Автор: Эдуард Перов