Белорусские БПЛА Sky-Truck и Fly-Truck


Беспилотный вертолёт Sky-Truck (на переднем плане) и опционально пилотируемый Fly-Truck (сзади)


Вслед за другими странами, Республика Беларусь пробует свои силы в создании беспилотной авиации. Несколько месяцев назад её промышленность представила две новые любопытные беспилотные авиационные системы. Изделия Sky-Truck и Fly-Truck похожи друг на друга и предназначаются для перевозки людей или грузов массой в сотни килограммов.

Семейство техники


КБ «Беспилотные вертолёты» ведёт свою историю с середины девяностых годов. Оно занималось разработкой различных беспилотных авиационных систем с теми или иными возможностями. В последние годы предприятие представило несколько новых проектов под брендом UAVHELI.

Первые результаты своей работы КБ представило в прошлом году. На белорусских выставках демонстрировались перспективные БПЛА и сопутствующее оборудование. В этом году показали сразу две новые интересные разработки, предназначенные для использования в сфере воздушных перевозок разного рода.

Так, в мае в Минске прошла военно-техническая выставка MILEX-2025. КБ «Беспилотные вертолёты» представило на этом мероприятии перспективные авиационные комплексы Sky-Truck («Небесный грузовик») и Fly-Truck («Летающий грузовик»). Два БПЛА максимально похожи друг на друга, но имеют существенное различие с точки зрения конструкции и рабочих возможностей.

Оба новых беспилотника предназначаются для перевозки грузов. При этом Fly-Truck отличается наличием кабины с органами управления. В зависимости от потребностей эксплуатанта, он может быть беспилотным или летать под непосредственным управлением лётчика.


Организация-разработчик тогда сообщала, что новая техника создавалась для использования в районе Северного морского пути. Она должна дополнить существующие средства логистики и упростить перевозки различных грузов, а также дать остальные преимущества, свойственные беспилотным авиационным системам.

В двух проектах использовались современные решения и новые компоненты. В частности, беспилотники планировалось оснащать новым турбовальным двигателем российского производства. Также шла отработка других вопросов конструкции.

Планы на будущее


На выставке MILEX-2025 был подписан первый контракт на производство и поставку новой техники. КБ «Беспилотные вертолёты» заключило соглашение с КБ «Раскат» (входит в состав холдинга «Авиаремонтный завод «Внуково») о производстве новых БПЛА на российских мощностях. На тот момент речь шла о 20 машинах.

В конце октября белорусская компания отчиталась об успехах последних месяцев. Так, сообщили, что новые БПЛА успели пройти часть испытаний. Состоялись все необходимые тесты на стендах, наземные испытания и даже стартовали испытательные полёты. В частности, Sky-Truck уже демонстрировал полёт с нагрузкой в сотни килограммов.

Из-за некоторых затруднений формального характера, новый белорусский БПЛА получил временный двигатель. С ним проводились испытания и отработка различных вопросов. Тем не менее, в ближайшем будущем, после оформления необходимых документов, собирались перейти на ранее запланированный двигатель.


Отмечалось, что «Беспилотные вертолёты» имеет заказы на поставку 22 БПЛА типа Sky-Truck. Из них 20 предназначены для российского заказчика, однако его называть не стали. Кто заказал оставшиеся два беспилотника, тоже неизвестно.

Второй вариант транспортного БПЛА под названием Fly-Truck тоже демонстрировался на выставке, но его перспективы пока остаются неизвестными. Возможно, он тоже станет предметом заказа, однако нельзя исключать и другие сценарии, в которых он останется в тени изделия Sky-Truck.

Технические особенности


Два изделия под маркой UAVHELI имеют схожую архитектуру и конструкцию, а также используют общий набор компонентов. Главные различия двух аппаратов кроются в наличии или отсутствии кабины для лётчика в опционально пилотируемом БПЛА.

Оба беспилотника получили фюзеляж характерной формы. Носовая часть выполнена в виде изогнутого агрегата, и за ней находится плоская центральная секция, вмещающая основные узлы и компоненты. К этой секции крепится хвостовая балка с Н-образным оперением. Под носом и на выносных опорах на фюзеляже закрепляется четырёхточечное шасси.

Точные габариты двух БПЛА пока не раскрываются. В целом они похожи на некоторые существующие лёгкие вертолёты. Взлётная масса полностью беспилотной машины — 2,5 т. Опционально пилотируемый на 500 кг тяжелее.

В случае с БПЛА Sky-Truck носовой агрегат, по всей видимости, вмещает систему управления и прочую электронику. В состав бортового комплекса оборудования должны входить автопилот, средства навигации и связи. Они отвечают за автоматический взлёт и посадку, а также за прохождение по заданному маршруту.


В свою очередь, изделие Fly-Truck имеет полноценную одноместную кабину пилота. Она имеет остекление большой площади, дающее хороший обзор. Также предусматривается полный набор органов управления и упрощённая «стеклянная кабина» в виде дисплея. Вероятно, опционально пилотируемый аппарат будет иметь и автоматический режим работы.

Оба беспилотника, по проекту, оснащаются турбовальным двигателем ВК-650В российской разработки и производства. Такое изделие на взлётном режиме выдаёт мощность 650 л.с., на чрезвычайном — 750 л.с. Двигатель соединён с редуктором оригинальной конструкции. Он разработан в КБ «Беспилотные вертолёты» и должен изготавливаться на российских предприятиях.

Сообщается, что опытные БПЛА нового типа пока не получили штатные двигатели из-за продолжающегося процесса сертификации и других процедур. В связи с этим на них используются изделия британской компании Rolls Royce 250-C30 с близкими характеристиками. При первой же возможности, их заменят российскими ВК-650В.

БПЛА имеют несущую систему с двумя соосными винтами противоположного вращения. Используется стандартная для таких конструкций «двойная» втулка с особым автоматом перекоса. Полёт осуществляется при помощи трёхлопастных винтов диаметром 12,8 м.

По данным разработчика, крейсерская скорость Sky-Truck и Fly-Truck достигает 160 км/ч. Беспилотники могут оставаться в воздухе до 4-5 часов. Дальность полёта — 480 км.


На данный момент беспилотники предлагаются в качестве воздушного транспорта. В такой конфигурации под центральной частью фюзеляжа подвешивается прямоугольный контейнер. В нём можно перевозить до 600 кг груза. Возможно, в будущем появятся и другие варианты нагрузки и вспомогательного оснащения.

Воздушные платформы


Таким образом, белорусская компания «Беспилотные вертолёты» разработала достаточно интересный проект беспилотной авиационной техники, способной решать разные практические задачи. Проекты Sky-Truck и Fly-Truck имеют несколько любопытных особенностей, которые могут помочь им найти практическое применение. Более того, как сообщается, эти БПЛА уже стали предметом первого заказа.

С точки зрения общей архитектуры и потенциальной возможности установки сменных модулей, два белорусских БПЛА похожи на вертолёт Ка-26 и его модификации. Практика показала, что подобная воздушная платформа действительно имеет большой потенциал и может использоваться для решения широкого круга задач. Будет ли КБ «Беспилотные вертолёты» использовать эти возможности, станет известно в ближайшем будущем.

Современная электроника вполне способна решать несложные транспортные задачи — выполнять взлёт, лететь к заданной точке и осуществлять посадку. Возможна автономная работа или выполнение команд оператора. От грузового беспилотника не требуются особые возможности, и в этом отношении Sky-Truck должен оправдать ожидания. В то же время, возможна доработка программного и аппаратного обеспечения под новые задачи.

Большой интерес представляет предложение о создании опционально пилотируемой модификации. В зависимости от особенностей конкретной задачи и миссии можно будет выбрать способ управления — человеком на борту, оператором с удалённого пульта или автоматикой. Это повысит гибкость применения и даст некоторые практические преимущества.

Как сообщается, новые белорусские беспилотники уже проходят испытания и демонстрируют свои характеристики и возможности. Кроме того, имеются первые заказы на строительство и поставку такой техники. Ожидается, что в ближайшее время такая техника будет передана заказчику и поступит в эксплуатацию. На этом этапе можно будет сделать выводы, которые повлияют на дальнейшее будущее двух интересных проектов.
Автор: Glenn Witcher