Когда же отечественный самолёт МС-21 начнёт перевозить пассажиров


Среднемагистральный отечественный самолет МС-21-300, действительно, обладает высокими техническими характеристиками. По задумке проектировщиков, он должен был стать самым совершенным самолетом в мире в своем классе. Однако его серийный выпуск, после которого уже начнется массовая перевозка пассажиров, неоднократно сдвигался вправо.

Главное преимущество МС-21 перед одноклассниками — его аэродинамические свойства, которые, помимо всего, должны позволить значительно снизить расход топлива при сопоставимой мощности двигателя, полезной нагрузке и скорости.

Казалось, инженеры продумали все. Но очень многое пошло не так. Первоначально серийный выпуск МС-21 был запланирован на 2016 год, а уже через два года первые самолеты должны были поступить российским авиаперевозчикам. Однако в 2018 году иностранные компании отказались поставлять композитные материалы для российского лайнера. В результате начало серийного производства было перенесено на 2020 год.

Проблему удалось решить собственными силами. В 2021 году в воздух поднялся МС-21 с крылом, сделанным полностью из отечественных композитов. Однако российское «черное крыло» оказалось тяжелее, чем планировалось изначально. Кроме того, в следующем году вдруг выяснилось, что требуется замена более 80 систем, которые ранее предполагалось закупать за рубежом. Главной проблемой стала замена американского двигателя PW1400G на российский ПД-14.

При этом важно было, чтобы отечественные двигатель и иные важные компоненты не повлияли на технические характеристики самолета. Оказалось, что добиться этого в рамках проектных характеристик, включая аэродинамику, внутреннее пространство для комфорта пассажиров, внешние габариты, вес и так далее, нереально.

Задачи эти решаются путем поиска инженерных решений, в том числе на уровне компромиссов. Пришлось пожертвовать некоторыми изначально заложенными в проект характеристиками лайнера, но в целом работа, пусть и с существенными задержками, идет успешно.

29 апреля 2025 «Ростех» сообщил о первом испытательном полете МС-21 с новыми российскими системами. Тестировались отечественная авионика, системы электроснабжения, кондиционирования и другие. Этот полет дал старт заводским доводочным испытаниям.

28 октября 2025 года Минпромторг России сообщил о первом тестовом полете импортозамещенного самолета, оснащенного двигателями ПД-14. В ноябре нынешнего года второй импортозамещенный МС-21-310 с отечественными системами совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский (Московская область) для проведения сертификационных испытаний. Производство серийных самолетов уже ведется на Иркутском авиационном заводе Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех». Ожидается, что сертификация самолета завершится в следующем году, что позволит начать его поставки в авиакомпании.

Эксперты отмечают, что, несмотря на снижение некоторых технических характеристик лайнера (в первую очередь, дальность полета и масса), задержки серийного выпуска, МС-21 станет первым в мире самолетом, который практически полностью построен из компонентов, произведенных внутри одной страны.

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации правительства РФ, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Группа «Аэрофлот» получит к этому сроку 108 лайнеров. Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7). В «Ростехе» заявляли, что МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес зарубежных покупателей.



Автор: Alnik53