Танки-гибриды, или Экономия и характеристики
Не секрет, что военная техника с высокими характеристиками всегда стоит дорого, а приемлемая по цене далеко не всегда удовлетворяет требованиям. Кроме того, в таких условиях выбор нередко ограничивается некоторыми дополнительными условиями, например, стоимостью разработки новых моделей или сложностью и дороговизной запуска производства. В итоге появляются многочисленные модернизации устаревающих образцов, целью которых становится получение максимально возможных характеристик ценой минимальных затрат различного характера.
В контексте танкостроения такой подход приводит к появлению самых разных новых проектов, каждый из которых оказывается чуть более совершенным, чем предыдущий. В большинстве случаев каждая новая модернизация касается всех основных систем бронемашины – вооружения, силовой установки, вспомогательного оборудования и т.п. Однако не всегда военное ведомство той или иной страны имеет возможность заказать и оплатить полноценную разработку нового танка. Или же такая возможность есть, но дальнейшее начало производства боевой машины обернется неприемлемыми расходами.
В таких случаях иногда появляются самые настоящие танки-гибриды, в конструкции которых используются готовые элементы имеющихся машин. Рассмотрим некоторые танки, созданные не просто на базе готовой техники, но состоящие из ее компонентов и изготовленные, в первую очередь, по экономическим причинам.
На базе «Чаффи»
Пожалуй, самым «успешным» в аспекте количества произведенных на его базе танков-гибридов стал американский легкий танк M24 Chaffee. По состоянию на конец сороковых годов второй по численности парк этих бронемашин имелся у Франции. Не желая терять столь массовую, но уже не вполне удовлетворяющую требованиям времени технику, французы в первой половине пятидесятых годов начали проект, целью которого стала разработка нового танка с большей огневой мощью.
К середине того же десятилетия французская промышленность освоила производство легкого танка AMX-13 с оригинальной качающейся орудийной башней. Имея пушку такого же калибра, что и у Chaffee (75 миллиметров), благодаря большей длине ствола (71 калибр) новый французский танк обладал большим боевым потенциалом. В 1955-56 годах в порядке эксперимента французские танкостроители построили первый танк-гибрид на базе M24 и AMX-13, в котором использовались готовые агрегаты обеих бронированных боевых машин.
С серийного строевого «Чаффи» сняли родную башню, а на ее место после соответствующих доработок установили боевой модуль FL10, заимствованный с AMX-13. Как и ожидалось, огневые возможности танка-гибрида на базе M24 оказались заметно выше, чем у оригинального «Чаффи» с американской пушкой. Однако ходовые качества получившейся бронемашины оставляли желать лучшего, да и перспективы такого танка смотрелись неоднозначно. При всех преимуществах перед оригинальным M24, танк-гибрид в свете ресурса имеющихся танковых шасси выглядел сомнительно. Поэтому вскоре единственный прототип M24 с башней FL10 сняли с испытаний. О серийном переоборудовании имевшихся Chaffee речи уже не шло.
Немного позже французские танкостроители с использованием агрегатов танка M24 собрали еще один прототип, однако на этот раз с «Чаффи» заимствовали башню. Дело в том, что во время войны в Алжире французским танкистам редко приходилось бороться с бронетехникой противника. Кроме того, мощность орудия танка AMX-13 была избыточной для уничтожения укреплений и пехоты. По этой причине французское военное ведомство заказало разработку дешевой и простой боевой машины, способной эффективно использовать осколочно-фугасные боеприпасы.
Результатом этих работ стал танк-гибрид следующего вида. На освоенное в производстве шасси танка AMX-13 установили оригинальную башню от M24. Ствол пушки M6, использовавшейся на Chaffee, был почти в два раза короче, чем у орудия AMX-13 – около 37 калибров против 71. Поэтому, проигрывая в бронепробиваемости французскому орудию, американское было более эффективным против пехоты, сооружений и незащищенной техники.
О боевом применении гибридов танка и САУ точных сведений нет. В ряде источников, говорящих о югославских корнях, упоминается, что в ходе одного из боев несколько таких машин в качестве трофеев достались войскам Боснии и Герцеговины. До недавнего времени, как минимум, один такой танк-гибрид находился на хранении вместе с другими имевшимися в войсках САУ M18 в различном состоянии. Вне зависимости от происхождения этой «помеси» самоходки Hellcat и танка Т-55, можно сделать вывод о недостаточной ее эффективности. Как часто случается с вынужденно построенной бронетехникой, югославская/боснийская бронемашина не смогла оправдать ожидания.
«Абрамс» для бедных
В конце девяностых годов американская компания General Dynamics Land System (GDLS) начала новый проект, призванный дополнить в экспортном отношении основной танк M1A1 Abrams. При всех своих преимуществах «Абрамс» получался достаточно дорогим и далеко не все желающие могли купить его. Поэтому в GDLS стартовали работы по созданию нового основного боевого танка с минимальной ценой и максимально возможными характеристиками. Для удешевления разработки и производства его решили делать по схеме «танк-гибрид».
С расчетом на возможности потенциальных покупателей в качестве основы для новой боевой машины был выбран старый танк M60 Patton. Из-за этого новый проект рассматривался как его глубокая модернизация. Проект получил название M60-2000. Немного позже в силу некоторых причин проект переименовали в 120S. В ходе проектирования преследовалась цель создать не просто новый основной танк на базе имеющегося, но сделать комплект для его обновления. В этот комплект вошел ряд агрегатов, значительно улучшавших характеристики базового танка.
В список нового оборудования для шасси танка M60 включили новый двигатель Continental AVDS-1790-9A мощностью 1200 лошадиных сил и новую трансмиссию производства фирмы Allison, рассчитанную под большие нагрузки. Кроме того, проект M60-2000 подразумевал установку новых компонентов ходовой части, также приспособленных для работы с двигателем большей мощности. При этом использовались опорные катки и ведущие колеса танка M1A1. Утверждалось, что все обновления ходовой части и силовой установки ощутимо поднимут возможности модернизированного M60. На испытаниях потяжелевший до 55,5 тонн прототип M60-2000 благодаря большей удельной мощности показал лучшие характеристики скорости и проходимости.
В комплект обновления также входил новый боевой модуль. Именно он позволяет считать M60-2000 танком-гибридом. Дело в том, что для удешевления производства и обеспечения необходимых характеристик башня, вооружение и сопутствующая электроника были почти без изменений заимствованы у танка M1A1 Abrams. Таким образом, M60-2000/120S был вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой M256, двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а также одним крупнокалиберным. Система управления вооружением, прицелы, тепловизоры, системы связи и т.п. также полностью соответствуют использовавшимся на «Абрамсе».
Таким образом, танк M60-2000 представлял собой боевую машину на базе доработанного шасси M60 с боевыми возможностями современных M1A1, что считалось большим преимуществом для продвижения на международном рынке. Проект M60-2000/120S регулярно демонстрировался на выставках конца девяностых годов. В это же время новым танком заинтересовалась Турция и благодаря этому событию компания GDLS собрала первый его прототип. Предполагалось, что в скором времени США и Турция совместными усилиями переделают некоторое количество турецких машин M60A3 в 120S.
Однако проект M60-2000/120S так и не вышел из стадий испытаний опытной машины. Кроме Турции никто не заинтересовался таким вариантом улучшения старых M60, а вскоре официальная Анкара отказалась от возможных закупок модернизационных комплектов. Компания General Dynamics Land System в течение некоторого времени продолжала развивать свой проект, а Турция, в свою очередь, немного позже занялась созданием танка Altay. Возможно, проект 120S в будущем мог бы пробиться на международный рынок, но вероятность этого с каждым годом уменьшалась. К середине двухтысячных годов проект модернизации танков M60 был заморожен и фактически закрыт.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://chars-francais.net/
http://globalsecurity.org/
http://military-today.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://waronline.org/
В контексте танкостроения такой подход приводит к появлению самых разных новых проектов, каждый из которых оказывается чуть более совершенным, чем предыдущий. В большинстве случаев каждая новая модернизация касается всех основных систем бронемашины – вооружения, силовой установки, вспомогательного оборудования и т.п. Однако не всегда военное ведомство той или иной страны имеет возможность заказать и оплатить полноценную разработку нового танка. Или же такая возможность есть, но дальнейшее начало производства боевой машины обернется неприемлемыми расходами.
В таких случаях иногда появляются самые настоящие танки-гибриды, в конструкции которых используются готовые элементы имеющихся машин. Рассмотрим некоторые танки, созданные не просто на базе готовой техники, но состоящие из ее компонентов и изготовленные, в первую очередь, по экономическим причинам.
На базе «Чаффи»
Пожалуй, самым «успешным» в аспекте количества произведенных на его базе танков-гибридов стал американский легкий танк M24 Chaffee. По состоянию на конец сороковых годов второй по численности парк этих бронемашин имелся у Франции. Не желая терять столь массовую, но уже не вполне удовлетворяющую требованиям времени технику, французы в первой половине пятидесятых годов начали проект, целью которого стала разработка нового танка с большей огневой мощью.
К середине того же десятилетия французская промышленность освоила производство легкого танка AMX-13 с оригинальной качающейся орудийной башней. Имея пушку такого же калибра, что и у Chaffee (75 миллиметров), благодаря большей длине ствола (71 калибр) новый французский танк обладал большим боевым потенциалом. В 1955-56 годах в порядке эксперимента французские танкостроители построили первый танк-гибрид на базе M24 и AMX-13, в котором использовались готовые агрегаты обеих бронированных боевых машин.
С серийного строевого «Чаффи» сняли родную башню, а на ее место после соответствующих доработок установили боевой модуль FL10, заимствованный с AMX-13. Как и ожидалось, огневые возможности танка-гибрида на базе M24 оказались заметно выше, чем у оригинального «Чаффи» с американской пушкой. Однако ходовые качества получившейся бронемашины оставляли желать лучшего, да и перспективы такого танка смотрелись неоднозначно. При всех преимуществах перед оригинальным M24, танк-гибрид в свете ресурса имеющихся танковых шасси выглядел сомнительно. Поэтому вскоре единственный прототип M24 с башней FL10 сняли с испытаний. О серийном переоборудовании имевшихся Chaffee речи уже не шло.
Корпус AMX-13 + башня M24 CHAFFEE
Немного позже французские танкостроители с использованием агрегатов танка M24 собрали еще один прототип, однако на этот раз с «Чаффи» заимствовали башню. Дело в том, что во время войны в Алжире французским танкистам редко приходилось бороться с бронетехникой противника. Кроме того, мощность орудия танка AMX-13 была избыточной для уничтожения укреплений и пехоты. По этой причине французское военное ведомство заказало разработку дешевой и простой боевой машины, способной эффективно использовать осколочно-фугасные боеприпасы.
Результатом этих работ стал танк-гибрид следующего вида. На освоенное в производстве шасси танка AMX-13 установили оригинальную башню от M24. Ствол пушки M6, использовавшейся на Chaffee, был почти в два раза короче, чем у орудия AMX-13 – около 37 калибров против 71. Поэтому, проигрывая в бронепробиваемости французскому орудию, американское было более эффективным против пехоты, сооружений и незащищенной техники.
О боевом применении гибридов танка и САУ точных сведений нет. В ряде источников, говорящих о югославских корнях, упоминается, что в ходе одного из боев несколько таких машин в качестве трофеев достались войскам Боснии и Герцеговины. До недавнего времени, как минимум, один такой танк-гибрид находился на хранении вместе с другими имевшимися в войсках САУ M18 в различном состоянии. Вне зависимости от происхождения этой «помеси» самоходки Hellcat и танка Т-55, можно сделать вывод о недостаточной ее эффективности. Как часто случается с вынужденно построенной бронетехникой, югославская/боснийская бронемашина не смогла оправдать ожидания.
«Абрамс» для бедных
В конце девяностых годов американская компания General Dynamics Land System (GDLS) начала новый проект, призванный дополнить в экспортном отношении основной танк M1A1 Abrams. При всех своих преимуществах «Абрамс» получался достаточно дорогим и далеко не все желающие могли купить его. Поэтому в GDLS стартовали работы по созданию нового основного боевого танка с минимальной ценой и максимально возможными характеристиками. Для удешевления разработки и производства его решили делать по схеме «танк-гибрид».
С расчетом на возможности потенциальных покупателей в качестве основы для новой боевой машины был выбран старый танк M60 Patton. Из-за этого новый проект рассматривался как его глубокая модернизация. Проект получил название M60-2000. Немного позже в силу некоторых причин проект переименовали в 120S. В ходе проектирования преследовалась цель создать не просто новый основной танк на базе имеющегося, но сделать комплект для его обновления. В этот комплект вошел ряд агрегатов, значительно улучшавших характеристики базового танка.
В список нового оборудования для шасси танка M60 включили новый двигатель Continental AVDS-1790-9A мощностью 1200 лошадиных сил и новую трансмиссию производства фирмы Allison, рассчитанную под большие нагрузки. Кроме того, проект M60-2000 подразумевал установку новых компонентов ходовой части, также приспособленных для работы с двигателем большей мощности. При этом использовались опорные катки и ведущие колеса танка M1A1. Утверждалось, что все обновления ходовой части и силовой установки ощутимо поднимут возможности модернизированного M60. На испытаниях потяжелевший до 55,5 тонн прототип M60-2000 благодаря большей удельной мощности показал лучшие характеристики скорости и проходимости.
В комплект обновления также входил новый боевой модуль. Именно он позволяет считать M60-2000 танком-гибридом. Дело в том, что для удешевления производства и обеспечения необходимых характеристик башня, вооружение и сопутствующая электроника были почти без изменений заимствованы у танка M1A1 Abrams. Таким образом, M60-2000/120S был вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой M256, двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а также одним крупнокалиберным. Система управления вооружением, прицелы, тепловизоры, системы связи и т.п. также полностью соответствуют использовавшимся на «Абрамсе».
Таким образом, танк M60-2000 представлял собой боевую машину на базе доработанного шасси M60 с боевыми возможностями современных M1A1, что считалось большим преимуществом для продвижения на международном рынке. Проект M60-2000/120S регулярно демонстрировался на выставках конца девяностых годов. В это же время новым танком заинтересовалась Турция и благодаря этому событию компания GDLS собрала первый его прототип. Предполагалось, что в скором времени США и Турция совместными усилиями переделают некоторое количество турецких машин M60A3 в 120S.
Однако проект M60-2000/120S так и не вышел из стадий испытаний опытной машины. Кроме Турции никто не заинтересовался таким вариантом улучшения старых M60, а вскоре официальная Анкара отказалась от возможных закупок модернизационных комплектов. Компания General Dynamics Land System в течение некоторого времени продолжала развивать свой проект, а Турция, в свою очередь, немного позже занялась созданием танка Altay. Возможно, проект 120S в будущем мог бы пробиться на международный рынок, но вероятность этого с каждым годом уменьшалась. К середине двухтысячных годов проект модернизации танков M60 был заморожен и фактически закрыт.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://chars-francais.net/
http://globalsecurity.org/
http://military-today.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://waronline.org/
Автор: Glenn Witcher