Трофейная бронетанковая техника вермахта. Франция

К маю 1940 года французская армия имела 2637 танков нового типа. В их числе: 314 танков В1, 210 —D1 и D2, 1070 — R35, AMR, АМС, 308 — Н35, 243 — S35, 392 — Н38, Н39, R40 и 90 танков FCM. Кроме того, в парках хранилось до 2000 старых боевых машин FT17/18 (из них 800 боеспособных) периода Первой мировой войны и шесть тяжелых 2С. 600 бронеавтомобилей и 3500 бронетранспортеров и гусеничных тягачей дополняли бронетанковое вооружение сухопутных войск. Практически вся эта техника, как получившая повреждения в ходе боевых действий, так и абсолютно исправная, попала в руки немцев.

Можно смело утверждать, что никогда ранее ни одна армия мира не захватывала столько военной техники и боеприпасов, как Вермахт за время Французской кампании. Не знает история и примера, чтобы трофейное оружие в столь большом количестве принималось на вооружение армии-победительницы. Случай, бесспорно, уникальный! Все это касается и французских танков, точное число которых не называют даже немецкие источники.

Отремонтированные и перекрашенные в германский камуфляж, с крестами на бортах, они воевали в рядах вражеской армии аж до 1945 года. Лишь небольшое их число, находившееся в Африке, а также в самой Франции в 1944 году, смогло вновь встать под французские знамена. Судьба же боевых машин, вынужденных действовать «под чужим флагом», сложилась по-разному.

Некоторые танки, захваченные исправными, использовались немцами еще в ходе боевых действий во Франции. Основная же масса бронетанковой техники после завершения «французского похода» стала свозиться в специально созданные парки, где проходила «техосмотр» с целью выяснения неисправностей. Затем техника направлялась для ремонта или переоборудования на французские же заводы, а оттуда поступала в германские воинские части.

Однако дальше формирования зимой 1941 года четырех полков и штабов двух бригад дело не пошло. Очень скоро выяснилось, что части, вооруженные французской бронетехникой, нельзя применять в соответствии с тактикой танковых войск Вермахта. Причем главным образом из-за технического несовершенства трофейных боевых машин. В результате уже в конце 1941 года все полки, имевшие французские танки, были перевооружены немецкими и чехословацкими боевыми машинами. Высвободившаяся трофейная техника пошла на укомплектование многочисленных отдельных частей и подразделений, несших в основном охранную службу на оккупированных территориях, в том числе частей СС и бронепоездов. География их службы была достаточно обширной: от островов в Ла-Манше на западе до России на востоке и от Норвегии на севере до Крита на юге.- Значительную часть боевых машин переоборудовали в разного рода САУ, тягачи и специальные машины.

На характер использования трофейных машин самым непосредственным образом влияли их тактико-технические характеристики. Непосредственно как танки предполагалось применять только Н35/39 и S35. По-видимому, решающим фактором стала их более высокая, чем у остальных машин, скорость. По первоначальным планам ими должны были быть укомплектованы четыре танковые дивизии.

После окончания боевых действий во Франции все исправные и неисправные танки R35 отправили на завод фирмы Renault в Париже, где проходили ревизию или восстановление. Из-за своей малой скорости R35 не мог использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии немцы направили для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.


Колесные бронетранспортеры, изготовленные в бригаде «Запад» на базе французских полноприводных грузовиков Laffly W15T. Слева — с изъятым вторым мостом, справа — на оригинальном шасси



Легкие бронетранспортеры U304(f). Вверху — штабной бронетранспортер с двумя радиостанциями, внизу — машина командира роты, вооруженная 37-мм противотанковой пушкой Рак 36 и пулеметом MG34 на зенитной установке


Бронетранспортер U304(f) по пути к линии фронта. Нормандия, 1944 год


Зенитная самоходная установка на базе U304(f), вооруженная 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak 38. Машина буксирует прицеп с боеприпасами


Батарея полубронированных ЗСУ на шасси U304(f) во время отработки учебно-боевой задачи. Франция, 1943 год


Боевые машины на базе артиллерийского тягача Somua S307(f): 75-мм самоходная противотанковая пушка


16-ствольный самоходный миномет


Самоходная пусковая установка на шасси тягача S303(f) — 8-cm-Raketenwerfer. Эти машины были изготовлены по заказу войск СС


Поначалу не слишком активно эксплуатировались в Вермахте 300 захваченных гусеничных бронетранспортеров-тягачей Lorraine 37L. Попытка использовать их для перевозки различных грузов оказалась не слишком удачной: при массе 6 т грузоподъемность тягача составляла только 800 кг. Поэтому уже в 1940 году были предприняты первые попытки переоборудования этих машин в САУ: на нескольких тягачах смонтировали 47-мм французские противотанковые пушки. Массовое переоборудование тягачей в самоходные установки началось в 1942 году. На шасси Lorraine 37L изготавливались три типа САУ: 7,5 cm Рак 40/1 auf Lorraine Schlepper(f) Marder I (Sd.Kfz.135) — самоходная 75-мм противотанковая пушка (изготовлено 179 единиц); 15 cm sFH 13/1 auf Lorraine Schlepper(f) (Sd.Kfz. 135/1) — самоходная 150-мм гаубица (изготовлено 94 единицы); 10,5 cm leFH 18/4 auf Lorraine Schlepper(f) — 105-мм самоходная гаубица (изготовлено 12 единиц).

Все эти САУ были конструктивно и внешне похожи между собой и отличались друг от друга в основном лишь артсистемой, которая размещалась в расположенной на корме машины открытой сверху рубке коробчатой формы.

Самоходные орудия на шасси Lorraine также применялись немцами на Восточном фронте и в Северной Африке, а в 1944 году — во Франции.
В состав одного из немецких бронепоездов входила САУ на шасси Lorraine Schlepper(f), в которой в штатной рубке была установлена советская 122-мм гаубица МЗО.

На базе тягача Lorraine немцы создали 30 полностью бронированных машин наблюдения и связи.

Самоходная пусковая установка для 280- и 320-мм реактивных снарядов на шасси трофейного французского легкого тягача Renault UE(f). Второй вариант установки предусматривал крепление пусковых рам по бортам корпуса машины


Подвижной командный и наблюдательный пункт, выполненный на базе легкого тягача UE(f). В прямоугольной рубке, размещенной в корме корпуса машины, находились стереотруба и радиостанция


Наиболее удачный вариант переделки французского легкого тягача Penault UE(f) — самоходная артиллерийская установка, вооруженная 37-мм противотанковой пушкой Рак 36


75-мм самоходная противотанковая пушка на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f). В войсках эти системы получили название Marder I


Машина передовых артиллерийских наблюдателей, подвижной командный пункт на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f). 30 таких машин поступили на вооружение артиллерийских батарей, укомплектованных самоходными орудиями на базе этого французского тягача


75-мм самоходная противотанковая пушка Marder I на огневой позиции. Восточный фронт, 1943 год


150-мм самоходная гаубица 15-cm-sFH 13/1 на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f). На передних стенках броневой открытой сверху рубки навешены запасные опорные катки 105-мм самоходная гаубица


10,5-cm-leFH 18/4 на базе артиллерийского тягача Lorraine-S(f)


Батарея 105-мм самоходных гаубиц на марше. Франция, 1943 год