15 января 1966 года группа молодых офицеров игбо организовала военный переворот, на короткое время захватив власть в стране. Юруба и хауса ответили на это погромами и кровавой резней, жертвами которой стали несколько тысяч человек в основном из племени игбо. Другие народности и значительная часть армии также не поддержали путчистов, в результате чего 29 июля произошел контрпереворот, приведший к власти мусульманина полковника Якубу Говона из небольшого северного племени ангас.
Один из вертолетов «Хилер» UH-12E, захваченных биафрийцами в Харикорте
Биафрийский «Доув» использовался для патрулирования побережья, пока не был выведен из строя, столкнувшись на рулежке с автомобилем
Шведские летчики в Биафре у своих самолетов
Граф Карл Густав фон Розен
Это была весьма примечательная личность – храбрец, пилот «от Бога» и авантюрист в первоначальном смысле слова. Еще в середине 1930-х годов он летал в составе миссии Красного Креста в Эфиопии во время итальянской агрессии против этой страны. Затем, в 1939-м, после начала Зимней войны между СССР и Финляндией фон Розен записался добровольцем в финскую армию. По окончании Второй Мировой он стал организатором возрожденных эфиопских ВВС. И вот теперь 60-летний граф решил «тряхнуть стариной» и записался простым пилотом в авиакомпанию «Трансэйр», чтобы совершать рискованные полеты в осажденную Биафру.
Но фон Розен не был бы самим собой, если б удовлетворился только этим, – он хотел воевать. Граф напрямую обратился к лидеру повстанцев Оджукву с предложением организовать в Биафре штурмовую эскадрилью. Идея была такова – он нанимает шведских пилотов и закупает в Швеции (естественно, на биафрийские деньги) несколько легких учебных самолетов «Мальмё» МFI-9В «Милитрейнер». Выбор именно этих учебных машинок был далеко не случайным: таким образом граф собирался обойти эмбарго на поставки оружия в Биафру. В то же время он прекрасно знал, что MFI-9B, несмотря на свои небольшие размеры (размах – 7,43, длина – 5,45 м), изначально приспособлен для подвески двух блоков 68-миллиметровых НАР MATRA, что делает почти игрушечный с виду самолетик неплохой ударной машиной.
К идее отнеслись положительно, и фон Розен энергично взялся задело. Уже в апреле 1969 года через несколько подставных фирм он закупил и доставил в Габон пять «Мальмё». Надо отметить, что правительство Габона весьма активно поддерживало мятежников: например, транспортными самолетами габонских ВВС перебрасывалось оружие и военное снаряжение, закупленные Оджукву в «третьих странах».
Вместе с фон Розеном прибыли и четверо «диких гусей» из Швеции: Гуннар Хаглунд, Мартин Ланг, Сигвард Торстен Нильсен и Бенгст Вейтц. Сразу закипела работа по сборке и дооборудованию «Милитрейнеров» (в Африке самолет получил еще одно прозвище «Миникон» – искаженное английское MiniCOIN, производное от COIN – антипартизанский. Любопытно, что антипартизанские, антиповстанческие машины использовали против правительственных войск сами повстанцы).
Самолеты оснастили приобретенными отдельно блоками НАР и электрооборудованием для пуска ракет. В кабинах установили прицелы с устаревших шведских истребителей SAAB J-22, купленные где-то по дешевке. Для увеличения дальности полета вместо сидений вторых пилотов поставили дополнительные топливные баки.
Работа была достойно завершена нанесением боевого камуфляжа. Специальной авиационной краски под руками не оказалось, поэтому самолеты покрасили зеленой автомобильной эмалью двух оттенков, найденной на ближайшей станции автотехобслуживания. Красили кистью без трафаретов, поэтому каждый самолет представлял собой уникальный образец малярного искусства.
Позже закупили еще четыре «Миникона». Их уже не перекрашивали, оставив гражданские обозначения (М-14, М-41, М-47 и М-74), и не оснащали дополнительными бензобаками, так как они предназначались для обучения биафрийских пилотов. Таким образом, общее число «Миниконов» в ВВС Биафры составило девять машин.
В середине мая пять самолетов перегнали на полевой аэродром Орлу неподалеку от линии фронта. Первая повстанческая боевая эскадрилья под командованием фон Розена за малые размеры своих машин получила неофициальное прозвище «Биафран бэбиз» («Младенцы Биафры»). Ее боевое крещение состоялось 22 мая, когда вся пятерка атаковала аэропорт в Харикорте. По сообщению наемников в результате было выведено из строя три нигерийских самолета и уничтожено «большое количество» живой силы. Нигерийцы в ответ заявили, что при налете было повреждено крыло одного МиГ-17 и взорвано несколько бочек бензина.
В налете шведы применили тактику подхода к цели на сверхмалой (2-5 метров) высоте, что резко затрудняло ведение зенитного огня. Запуск ракет производился с горизонтального полета. Со взлета и до момента атаки летчики соблюдали радиомолчание. Зениток шведы вообще не опасались, тем более, что согласно мемуарам уже знакомого нам генерала Обасанджо на весь юго-восточный участок фронта от реки Нигер до Калабара (а это почти 200 километров) у федералов имелись всего два старых «Эрликона». Гораздо более серьезную угрозу представлял огонь стрелкового оружия. Нередко «Миниконы» возвращались из боя с пулевыми прострелами, а на одной из машин однажды насчитали 12 пробоин. Впрочем, ни одна из пуль не задела жизненно важных частей самолета.
24 мая атаке подвергся аэропорт Бенин-Сити. Здесь по сообщению наемников им удалось уничтожить МиГ-17 и повредить Ил-28. На самом деле был уничтожен пассажирский «Дуглас» DC-4 авиакомпании «Пан Африкан». Ракета попала в носовую часть самолета.
26 мая шведы атаковали аэродром в Энугу. Данные о результатах налета опять-таки весьма противоречивы. Летчики утверждали, что на стоянке тяжело поврежден или уничтожен Ил-28, а нигерийские власти заявили, что на самом деле был окончательно добит бывший биафрийский «Инвэйдер», захваченный в неисправном виде еще в 1967 году и с тех пор мирно стоявший на краю летного поля.
28 мая шведы «посетили» электростанцию в Угели, снабжавшую электроэнергией всю юго-восточную часть Нигерии. По столь крупной цели промахнуться невозможно, и станция была выведена из строя почти на полгода.
После этого терпение федералов лопнуло. На поиск и уничтожение зловредных «Миниконов» перенацелили едва ли не всю нигерийскую авиацию. По предполагаемым местам базирования «кукурузников» было нанесено несколько десятков бомбоштурмовых ударов. Особенно досталось самой крупной авиабазе повстанцев в Ули. 2 июня ракетами с МиГ-17 там был уничтожен транспортник DC-6. Но настоящего аэродрома «младенцев Биафры» нигерийские летчики так и не обнаружили.
Между тем, первые атаки «Миниконов» вызвали бурную реакцию в международных СМИ. О том, что в Нигерии успешно воюют наемники из Швеции, трубили газеты всего мира. Шведский МИД, вовсе не заинтересованный в подобной «рекламе», настойчиво потребовал от своих граждан вернуться на родину (тем более, что официально все они, кроме фон Розена, числились в штате ВВС, а в Биафре «проводили свой отпуск»). Совершив 30 мая еще один «прощальный» боевой рейд, посвященный 2-й годовщине независимости Биафры, законопослушные шведы начали паковать чемоданы.
Для Биафры это стало серьезным ударом, так как к тому моменту, на «Миниконах» обучились летать только трое местных пилотов, причем ни один из них не имел опыта боевых стрельб.
5 июня 1969 нигерийские ВВС одержали первую и единственную на сегодняшний день «воздушную победу», сбив транспортный «Дуглас» DC-7, принадлежавший шведскому Красному кресту. Возможно, в этом отразилось желание отомстить шведам за действия их наемников в Биафре. По официальной версии дело обстояло так. Капитан Гбадамо-си Кинг вылетел на МиГ-17Ф на поиски «самолета мятежников», примерно зная направление полета авиалайнера, его скорость и время вылета из Сан-Томе. Когда горючее уже подходило к концу, летчик обнаружил цель. Пилот «Дугласа» не подчинился приказу сесть для досмотра в Калабаре или Харкорте, и нигериец его сбил.
Погибли все находившиеся на борту самолета – летчик американец Дэвид Браун и трое членов экипажа – шведов. Нигерийцы впоследствии объявили, что среди обломков авиалайнера найдено оружие. Шведы заявили протест, утверждая, что никаких военных грузов на борту не было, но, как известно, победителей не судят…
После этого инцидента биафрийцы стали искать возможность закупки истребителей для сопровождения так необходимых им транспортных «бортов». Выход, казалось, был найден после того как через подставную фирму «Темплвуд Эвиэйшн» в Великобритании удалось приобрести два истребителя «Метеор» NF.11. Однако в Биафру они так и не попали. Один «Метеор» бесследно исчез при перелете из Бордо в Биссау, а второй 10 ноября упал в воду из-за нехватки горючего неподалеку от мыса Кабо Верде. Летчик-наемник, голландец по национальности, спасся. Эта история имела свое продолжение: четыре сотрудника «Темплвуд Эвиэйшн» в апреле 1970-го были арестованы английскими властями и осуждены за контрабанду оружия.
Тем временем, правительственная армия, собравшись с силами, вновь перешла в наступление. Территория Биафры медленно, но неуклонно сокращалась. 16 июня 1969 года был захвачен аэродром Авгу. У биафрийцев осталась всего одна ВПП с твердым покрытием, пригодная для взлета и посадки тяжелых самолетов. Участок федерального шоссе Ули-Ихалиа, также известный известный как «аэропорт Аннабель», стал своеобразным символом независимости Биафры и одновременно главной целью для правительственных войск. Все понимали, что если падет Ули, то без помощи извне повстанцы долго не продержатся.
«Охота» федеральных ВВС на иностранные авиалайнеры, которые, вопреки всем запретам, продолжали прибывать в «Аннабель», не прекращалась до самого конца войны. Приведем «хронику достижений» нигерийских летчиков в этом деле. В июле 1969-го ракетами с МиГ-17Ф был уничтожен на стоянке транспортный С-54 «Скаймастер». 2 ноября бомбами накрыло еще один транспортник – DC-6, а 17 декабря также под бомбами погиб транспортно-пассажирский «Супер Констеллейшн».
Всего же за два года существования «биафрского воздушного моста» на территорию непризнанной республики было совершено 5513 авиарейсов и доставлено 61000 тонн различных грузов. Шесть или семь самолетов разбились в авариях и катастрофах, еще пять были уничтожены нигерийцами.
В июле фон Розен с еще одним шведским пилотом вернулся в Биафру, но в боевых вылетах они уже не участвовали, сосредоточившись на обучении местных кадров. До конца войны они успели подготовить к полетам на «Миниконах» девять африканцев. Двое из них погибли в боях, а один стал впоследствии шеф-пилотом авиакомпании «Нигериан Эйруэйз». На одном из «Миниконов» в конце войны летал также известный немецкий наемник «Фред Херц».
В августе биафрийцы начали операцию по подрыву экспорта нефти из Нигерии путем разрушения инфраструктуры нефтяной отрасли. Наибольшую известность получил налет пятерки «Миниконов» на нефтеперекачивающую станцию кампании «Галф Ойл» и вертолетную площадку федеральных ВВС в устье реки Эскравос.
В ходе налета была выведена из строя насосная станция, разбито нефтехранилище и повреждены три вертолета. Кроме того совершались атаки на нефтеналивные баржи и нефтеперекачивающие станции в Угели, Квале, Кокори и Харикорте. Но по большому счету все эти «булавочные уколы» не могли серьезно повлиять на нефтяной бизнес нигерийских властей, дававший им средства для продолжения войны.
Сохранилась официальная биафрская сводка по первым 29 боевым вылетам, совершенным на «Миниконах» африканскими и шведскими пилотами с 22 мая по конец августа 1969 года. Из нее следует, что «младенцы Биафры» выпустили по врагу 432 ракеты, уничтожив три МиГ-17Ф (еще один поврежден), один Ил-28, один двухмоторный транспортный самолет, один «Интрудер», одну «Канберру» (в Нигерии их не было, – прим. автора), два вертолета (один поврежден), две зенитные установки, семь грузовиков, один радар, один командный пункт и более 500 солдат и офицеров противника. Из длинного перечня «уничтоженной» авиатехники можно с уверенностью подтвердить разве что давно списанный «Интрудер» и транспортник, правда, не двух-, а четырехмоторный.
Первую потерю «младенцы Биафры» понесли 28 ноября, когда во время атаки на позиции федеральных войск у деревни Обиофу к западу от Оверри один из «Миниконов» был сбит пулеметным огнем. Пилот Алекс Абгафуна погиб. В следующем месяце федералам все же удалось «вычислить» взлетную площадку «младенцев». При налете МиГов на аэродром Орлу удачно сброшенная бомба уничтожила два MFI-9B и повредила еще один, но его все же удалось отремонтировать.
Четвертый «Миникон» погиб 4 января 1970-го. В очередной атаке, которая, как всегда, совершалась на бреющем, летчик Иби Браун врезался в дерево. Последний боевой «Миникон», оставшийся у повстанцев, правительственные войска захватили уже после капитуляции Биафры. Сейчас фюзеляж этого самолета выставлен в нигерийском национальном военном музее. Также нигерийцам достались два невооруженных учебных MFI-9B. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Вернемся, однако, немного назад. В июле 1969-го биафрийские ВВС получили существенное пополнение. Португальским «друзьям Биафры» удалось закупить во Франции 12 многоцелевых самолетов T-6G «Харвард» («Тексан»). Эти надежные, неприхотливые и, что немаловажно, – дешевые учебно-боевые машины активно применялись едва ли не во всех партизанских и антипартизанских войнах Африки в 1960-е годы. За 3000 долларов в месяц летать на них изъявили желание португальские пилоты-наемники Артур Алвис Перейра, Гиль Пинто де Сауса, Хосе Эдуарде Перальто и Армандо Кро Брас.
В сентябре первые четыре «Харварда» прибыли в Абиджан. На последнем участке пути до Биафры одному из португальцев не повезло. Гиль Пинто де Сауса сбился с курса и по ошибке сел на территории, контролируемой нигерийскими войсками. Летчик попал в плен и до конца войны пробыл в заключении. Его фотографии нигерийцы использовали в пропагандистских целях, как очередное доказательство того, что биафрийские ВВС пользуются услугами наемников.
Оставшиеся три машины благополучно достигли места назначения. В Биафре их оснастили подкрыльевыми контейнерами с четырьмя пулеметами MAC 52 и универсальными пилонами для подвески двух 50-килограммовых бомб или блоков 68-миллиметровых НАР SNEB. На самолеты нанесли довольно замысловатый камуфляж, однако не потрудились нарисовать опознавательные знаки. Местом базирования «Харвардов» выбрали полевой аэродром Уга (после того, как федералы разбомбили аэродром Орлу, туда же перелетели уцелевшие «Миниконы»).
В октябре в Биафру пригнали остальные самолеты, а к трем португальцам присоединились еще двое – Хосе Мануэль Ферейра и Хосе да Кунья Пинателли.
Из «Харвардов» сформировали штурмовую эскадрилью, которую возглавил Артур Алвис Перейра. Кроме португальцев, в нее вошли и несколько местных пилотов. В начале октября эскадрилья вступила в боевые действия. Из-за усилившейся зенитной обороны правительственных войск и воздушных патрулей МиГов «Харварды» решили использовать только ночью и в сумерках. Первый боевой вылет совершил, как ему и положено, командир эскадрильи Перейра. Стрелком на его самолете был местный механик Джонни Чуко. Перейра сбросил бомбы на казармы нигерийцев в городе Онича.
В дальнейшем наемники бомбили федералов в Ониче, Харикурте, Абе, Калабаре и других населенных пунктах. Для подсветки целей иногда использовали посадочные фары. Наибольшую известность получил рейд четверки «Харвардов» на аэродром Харикорт 10 ноября, где португальцам удалось разрушить здание аэровокзала, уничтожить транспортник DC-4, а также – серьезно повредить МиГ-17 и L-29. В этом налете машину Перейры пытался сбить МиГ-17, дежуривший над аэродромом, но нигерийский летчик промахнулся, а при повторном заходе не смог вновь обнаружить противника. Любопытно, что африканская пресса писала, будто налеты на Харикурт и Калабар совершали… «Тандерболты».
Несмотря на то, что большинство полетов выполнялось в ночное время, потерь избежать не удалось. В декабре на аэродром не вернулся летчик Пинателли. Что с ним произошло, так и осталось невыясненным, то ли попал под огонь зениток, то ли подвела изношенная техника, то ли сам совершил роковую ошибку. В пользу последней версии, кстати, говорит то, что португальцы, дабы «снять стресс», активно налегали на местный самогон «ого-ого».
Один «Харвард» был уничтожен на земле. Вот отрывок из воспоминаний египетского летчика генерал-майора в отставке Набила Шахри, летавшего над Биафрой на МиГ-17:
«Во время своей командировки в Нигерию я выполнил много разведывательных и ударных вылетов. Один вылет я запомнил очень хорошо. Во время налета я обнаружил на взлетной полосе камуфлированный самолет. Несмотря на мощный огонь с земли, я расстрелял его из бортовых пушек. Я думаю, это был один из самолетов графа Розена, которые причиняли нигерийцам много неприятностей». Ошибка Набила Шахри неудивительна: не только он, но и командование нигерийской армии в те дни считало, что все летчики-наемники в Биафре подчиняются графу фон Розену, чье имя было известно по обе стороны линии фронта.
Но главным врагом португальской эскадрильи все же были не МиГи, не зенитки федеральных войск, а банальные поломки и нехватка запчастей. Некоторое время часть самолетов удавалось поддерживать в боеспособном состоянии путем разборки на детали остальных, но постепенно иссяк и этот «резерв». В результате к началу 1970 года в воздух мог подняться только один «Харвард». 13 января, узнав по радио о капитуляции Биафры, Артур Алвес Перейра улетел на нем в Габон.
Падению Биафры предшествовало широкомасштабное наступление правительственной армии под командованием генерала Обасанджо. Операция началась 22 декабря 1969 года. Ее целью было рассечь двумя встречными ударами с севера и юга территорию, находившуюся под конторолем повстанцев, и захватить временную столицу Биафры Умуахию. К операции привлекались войска общей численностью 180 тысяч человек с тяжелой артиллерией, авиацией и броневиками.
Для парирования удара у непризнанной республики уже не оставалось ни сил, ни средств. Армию Биафры составляли к тому времени около 70 тысяч голодных и оборванных бойцов, чей дневной рацион состоял из куска вареной тыквы.
В первый же день федералы прорвали фронт, а 25 декабря северная и южная группировки соединились в районе Умуахии. Вскоре город был взят. Территория повстанцев оказалась рассечена надвое. После этого всем стало ясно, что дни Биафры сочтены.
Для окончательного разгрома мятежников Обасанджо предпринял еще одну, последнюю в войне операцию под кодовым названием «Попутный ветер». 7 января 1970 года нигерийская армия нанесла с юго-востока удар на Ули. 9 января взлетная полоса «Аннабель» оказалась в зоне досягаемости 122-миллиметровых орудий, недавно полученных нигерийцами из Советского Союза. Это был последний день существования «биафрского воздушного моста». А следующим утром на летном поле аэродрома уже танцевали ликующие нигерийские солдаты.
В ночь с 10 на 11 января президент Оджукву с семьей и несколькими членами правительства Биафры бежал из страны на самолете «Супер Констеллейшн», которому каким то чудом удалось в кромешной тьме взлететь с автомобильного шоссе в районе Орлу. В 6 утра 11 января самолет приземлился на военном аэродроме в Абиджане.
12 января генерал Филипп Эфионг, принявший обязанность временного руководителя Биафры, подписал акт о безоговорочной капитуляции своей республики.
Гражданская война завершилась. По разным оценкам в ней погибло от 700 тысяч до двух миллионов человек, большинство из которых составили жители Биафры, умершие от голода и болезней.
Потери авиации Биафры мы уже подробно рассмотрели в статье. Вопрос о потерях федеральных ВВС более сложен. Никаких списков и цифр на этот счет найти не удалось. Официально ВВС Нигерии признали всего один «Дельфин», сбитый зенитным огнем в 1968 году. Между тем, биафрийцы утверждали, что только в районе аэродрома Ули их ПВО сбила 11 нигерийских истребителей и бомбардировщиков. Анализируя различные данные, большинство авторов склоняются к тому, что всего нигерийцы потеряли примерно два десятка боевых и учебно-боевых самолетов, большинство из которых разбилось в авариях. Жертвой авиакатастрофы стал и командующий федеральной авиацией полковник Шитту Алэо, разбившийся при выполнении тренировочного полета на L-29.
В заключение кратко расскажем о дальнейших судьбах некоторых героев нашей статьи. Победитель Биафры генерал Обасанджо в 1999 году был избран президентом Нигерии, недавно он посетил Россию с официальным визитом и встречался с президентом Путиным.
Лидер сепаратистов Оджукву до 1982 года жил в эмиграции, потом был помилован нигерийскими властями, вернулся на родину и даже вступил в правящую Национальную партию.
Командующий авиацией Биафры Годвин Эзелио бежал в Берег Слоновой кости (Кот Д’Ивуар), а оттуда перебрался в Анголу, где организовал небольшую частную авиакомпанию.
Граф Карл-Густав фон Розен вернулся в Швецию, но вскоре его неугомонная натура вновь проявила себя. Узнав о начале эфиопско-сомалийской войны, он прилетел в Эфиопию с миссией шведского Красного Креста. В 1977 году граф был убит в городе Годе сомалийскими коммандос.