Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II «Уходящая легенда»
Производство самолетов «Фантом-2»для ВВС и ВМС США продолжалось до 1976 г. (было поставлено 1218 самолетов для ВМС, 46 - корпусу морской пехоты и 2712 для ВВС). Кроме того, на экспорт поставлено 1384 самолета (Австралия получила 24 истребителя, Великобритания - 185, Греция - 64, Египет - 35, Израиль - 216, Иран - 225, Испания - 40, Турция - 95, ФРГ - 273, Южная Корея - 73 и Япония - 2; часть самолетов была передана из состава вооруженных сил США). Таким образом, F-4 стал наиболее массовым зарубежным реактивным истребителем: всего в США было построено 5195 «Фантомов». Кроме того, в Японии в 1971-1980 гг. по американской лицензии выпускался самолет F-4EJ - вариант истребителя F-4E (построено 138 самолетов).
Мобильный ЗРК советского производства "КВАДРАТ" (SA-6) нанёсший наибольшие потери ВВС Израиля в 1973 году
«Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в Ирано-иракской войне 1980-1988 гг., однако подробности боевого применения самолетов F-4 в этом конфликте не известны (впрочем, следует отметить факт первого в истории авиации воздушного боя самолета и вертолета, когда иракский Ми-24 сбил атаковавший его F-4E).
Крайняя боевая потеря самолёта этого типа самолёта была 22-го июня 2012 года, когда сирийские средства ПВО сбили в своём воздушном пространстве тактический разведчик RF-4E ВВС Турции.
На сегодняшний день самолёты этого типа состоят на вооружении ВВС: Египта (около 20 F-4E ), Греции(около 50 модернизированных фирмой DASA F-4E PI-2000 и RF-4E ), Ирана (количество исправных не известно, все постройки конца 60-х),Турции( около 150 F-4E и RF-4E), Южной Кореи (около 50 F-4E), Японии (около 100 F-4EJ и RF-4EJ собственной постройки ).
Имеющиеся на хранении в США «Фантомы» переоборудуются в радиоуправляемые беспилотные летательные аппараты (БПЛА), для использования их в качестве мишеней.
Как пишет сайт авиабазы Эглин, 17 апреля 2013 г. полностью восстановленный 309-й группой по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group - AMARG) самолет F-4 Phantom II совершил свой последний полет над авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне (шт. Аризона), прежде чем отправиться в Мохаве, шт. Калифорния.
Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал.
Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.
Компания BAE Systems будет конвертировать эту машину в самолет-мишень QF-4C и в конечном итоге будет передана 82-й эскадрилье воздушных мишеней (Aerial Targets Squadron - ATRS) на авиабазе Тиндалл, шт. Флорида.
Cпутниковый снимок Google Earth: самолёты F-4 подготавливаемые для переоборудования в радиоуправляемые QF-4, авиабаза Девис-Монтан
Cпутниковый снимок Google Earth: радиоуправляемые QF-4, авиабаза Тиндалл
Отличительным внешним признаком таких самолётов, являются окрашенные в красный цвет законцовки крыла и кили. Всего заказано 200 таких аппаратов. Предусмотрено и боевое применение этих машин.
Беспилотный QF-4
9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля».
Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» — подавление средств ПВО противника. Предполагается, что использование беспилотных модификаций «Фантомов» позволит сократить потери пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.
Нет сомнения, что в ближайшие 10 лет основные эксплуатанты снимут с вооружения самолёты этого типа. И этот легендарный летательный аппарат можно будет увидеть только в музее или в частной коллекции.
По материалам:
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft32636.htm
http://pvo.guns.ru/kub/kub3.htm
http://vpk.name/news/89142_poslednii_f4_fantom_2_pokinul_devismontan.html
http://www.arms-expo.ru/049051051056124050056050052.html
Автор: Bongo