F-35 проиграл бой
Внутренний бомбоотсек F-35. Внутри видна планирующая бомба AGM-154 JSW
Необходимо отметить гениальную концепцию «три в одном» - американцам удалось создать на базе одного планера легкий истребитель-бомбардировщик для ВВС, палубный самолет для ВМС и «вертикалку» для КМП. Процесс шел с большим скрипом, янки наверное 10 раз пожалели о своем неосторожном решении «сэкономить», тем не менее, довели начатое дело до логического конца. Большие деньги способны творить чудеса – инвестиция размером 56 млрд. долларов заставит летать даже рояль на колесиках.
А дальше начинаются вопросы. Первый из них – зачем вообще создавался F-35? Формально – для замены F-16 и F/A-18, а также специфического AV-8B Harrier II.
В действительности процесс выглядит следующим образом: янки действительно нуждаются в обновлении парка своих легких истребителей – последние из F-16 были переданы ВВС США восемь лет назад. Но, позвольте, как это связано с F-35? Современные модификации «Файтинг Фэлкэнов» отлично справляются со своими функциями (затраты/результат), другое дело, что их уже давно не выпускали, а у существующих F-16 заканчивается ресурс.
Ситуация с F/A-18 еще интереснее – модификации F/A-18E и 18F «Супер Хорнет» находятся в стадии серийного производства и полностью удовлетворяют требованиям моряков.
Что касается «вертикалки» AV-8B, наличие подобной техники в составе авиации КМП вызывает больше вопросов, чем ответов. Не проще ли вызвать звено нормальных истребителей/бомбардировщиков с ближайшей авиабазы, чем пытаться «впихнуть» эти недосамолеты на тесные палубы таких же недоавианосцев (универсальных десантных кораблей типа «Уосп»)? И применение СВВП F-35B здесь не панацея.
Экспериментальный самолет Boeing X-32, главный конкурент X-35 (будущего F-35)
Облик X-32 настолько отвратителен, что нет никакой возможности опубликовать иллюстрацию без риска повредить психику читателя
Облик X-32 настолько отвратителен, что нет никакой возможности опубликовать иллюстрацию без риска повредить психику читателя
Денег было немного – рассчитывать на финансирование со стороны государства не приходилось, все тендеры выиграл «Локхид Мартин». Разработку нового истребителя «с нуля» собственными силами «Боинг» потянуть не мог. Вывод напрашивался очевидный: модернизация имеющихся моделей.
Тут взор специалистов «Боинга» обратился к самолету F/A-18 модификации E/F «Супер Хорнет».
Что это за зверь «Супер Шершень»? Палубный истребитель-бомбардировщик поколения 4+
Легкий, надежный, универсальный. Двухдвигательная компоновка. Полная интеграция в структуру вооруженных сил США. Внушительная история службы - помимо Штатов, семейство «Шершней» стоит на вооружении семи стран мира. Основной боевой самолет авиации КМП и единственный истребитель-бомбардировщик, остающийся на палубах американских авианосцев после списания F-14 «Томкэт» в 2006 году. Есть чем гордиться.
Было кое-что еще: «стеклянная кабина» нового поколения с широкоформатными индикаторами тактической обстановки с возможностью микширования информации (одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков) – как и положено настоящему «истребителю пятого поколения».
На корпусе «Сайлент Хорнета» появились специфические «наплывы» - конформные топливные баки, обеспечивающие межконтинентальную дальность полета. Кроме того, янки обещают новые двигатели и всеракурсную систему обнаружения выпущенных ракет, подобную AN/AAQ-37, что устанавливается на F-35.
Новое поколение Super Hornet будет иметь повышенную боевую живучесть, ситуационную осведомленность и эффективность.
- Вивек Лалл, вице-президент компании «Боинг»
В общем, появление «Сайлент Хорнета» не обещает ничего доброго для F-35. Обновленный в очередной раз F/A-18 имеет аналогичные ЛТХ, боевую нагрузку, БРЭО и стелс-элементы. При этом «Сайлент Хорнет» идет по демпинговой цене, хорошо зарекомендовал себя в бою и имеет репутацию мощного, надежного и универсального самолета. Неслучайно тематические издания мгновенно окрестили машину, как JSF-killer (Joint Strike Fighter – программа по созданию F-35).
Зарубежные операторы истребителей семейства «Хорнет», среди которых в настоящее время числятся Канада, Австралия, Кувейт, Финляндия, Испания, Швейцария и Малайзия, уже имеют подготовленную инфраструктуру и накопленный опыт эксплуатации подобных самолетов, потому с огромным интересом рассмотрят возможность закупки обновленного «Хорнета», чьи возможности соответствуют разрекламированным F-35.
Первый шаг уже сделала Австралия – 29 января 2013 года представители Канберры объявили об отмене планов о закупке истребителей F-35, в пользу F/A-18F Super Hornet (24 истребителя, сумма контракта $2 млрд.). Не исключено, что новые австралийские F/A-18F приобретут многие черты «Сайлент Хорнета».
Что касается самих Штатов, совершенно очевидно, что существующие планы по закупке 327 F-35C для палубной авиации ВМС и 353 «вертикалок» F-35B для авиации КМП не смогут удовлетворить потребности американских военных – половина эскадрилий продолжит летать на «Супер Шершнях», а, в перспективе, на «Сайлент Хорнетах».
Вот такая забавная история – экспромт «Боинга» создал Большие Неприятности программе F-35 JSF, и теперь неизвестно, как два авиастроительных гиганта будут делить между собой рынок тактической авиации.
Эпилог. Российским разработчикам авиационных вооружений стоит проанализировать опыт западных коллег. Возможно, постоянная эволюция истребителей четвертого поколения – ключ на пути к созданию пятого поколения этой великолепной техники.
http://www.militaryparitet.com/
http://www.aex.ru/
http://airwar.ru/
http://www.militaryphotos.net/
Автор: Santa Fe