Экспортные модификации танка Chieftain
В конце шестидесятых и начале семидесятых годов английский основной боевой танк Chieftain («Вождь») считался одной из лучших машин своего класса. В этом танке объединялись все новейшие достижения британской оборонной промышленности, благодаря чему он регулярно получал самые лестные оценки. Естественно, высокие заявленные характеристики довольно быстро привлекли внимание третьих стран. Некоторые ближневосточные государства, имевшие хорошие отношения с Великобританией, выказали желание приобрести для себя определенное количество танков «Чифтен». Одним из первых потенциальных покупателей стал Израиль. Но уже в 1969 году, после очередного вооруженного противостояния с соседними странами он лишился возможности обновить парк техники бронетанковых войск, поскольку Лондон решил не нарушать эмбарго на поставку вооружений Израилю.
125 танков из следующей партии уже носили новое название: Shir-1 (FV 4030/2). Они получили новую усиленную подвеску и обновленную гидромеханическую трансмиссию. Однако дизель CV-12TCA все еще не был готов и пришлось обойтись имевшимися на тот момент двигателями приемлемой мощности. Согласно разным источникам, танки «Шир-1» оснащались дизелями мощностью 850-900 л.с. Обновление защиты и боевого модуля отложили на следующую модификацию.
Для танков Shir-2 (FV 4030/3) разработали обновленный бронекорпус и сварную башню. Интересным нововведением в конструкции стало использование комбинированной брони Chobham. В дополнение к оставшемуся прежним вооружению танка предусмотрели использование новой системы управления огнем, в состав которой вошел комбинированный дневной/ночной перископический прицел и т.п. компоненты. На танке «Шир-2» применялась новая гидропневматическая подвеска, созданная фирмой Dunlop. Силовая установка с 1200-сильным двигателем все еще находилась на стадии испытаний.
К сожалению иранской армии, британцы успели построить лишь семь прототипов танка Shir-2. Проектирование и испытания этой бронемашины длились до 1979 года. После исламской революции новая власть Ирана разорвала контракт на поставку английских танков. В результате этого вооруженные силы ближневосточного государства успели получить лишь 700 танков нескольких модификаций. Проект «Шир-2» был закрыт за ненадобностью, но некоторые наработки по нему впоследствии использовались в других разработках.
Khalid
В середине семидесятых свой интерес к британским танкам «Чифтен» проявила Иордания. Переговоры по контракту затянулись до конца десятилетия, но в итоге странам удалось найти общий язык и определить облик танка, необходимого Иордании. Перспективный танк для этой страны получил название Khalid и индекс FV 4030P2J.
Фактически «Халид» представлял собой небольшую модернизацию танка Shir-1. Незначительным доработкам подверглась конструкция корпуса, поскольку бронемашина получила новый двигатель. После нескольких лет работы танк семейства Chieftain наконец получил дизель мощностью 1200 л.с. Им стал форсированный вариант двигателя Perkins CV-12 1000. Также к этому времени завершилась доводка гидромеханической трансмиссии TN-37. В боевом отделении танка Khaled установили новую систему управления огнем фирмы Markoni Space and Defense. При этом, несмотря на все изменения в составе оборудования, обновленный танк внешне практически ничем не отличался от «Чифтена» в версии Mk.5. Две бронемашины различало лишь расположение коробов для снаряжения на башне и несколько других незначительных деталей.
В соответствии с первым договором от 1979 года, Великобритания построила и поставила Иордании 274 танка «Халид». Позже усилиями английских и иорданских предприятий количество этих машин в вооруженных силах ближневосточного королевства возросло до 350 единиц.
Chieftain-800/900
В начале восьмидесятых англичане создали новую модификацию танка «Чифтен», изначально предназначавшуюся для экспортных поставок. Авторы проекта из компании Vickers постарались учесть все имевшиеся на тот момент пожелания заказчиков и существующие тенденции в области основных боевых танков. В результате появился проект под названием Chieftain-800/900.
Новый танк для третьих стран представлял собой дальнейшее развитие линейки модификаций модели Mk.5. Он получил еще более мощное бронирование обновленных корпуса и башни. Как и «Шир-1», Chieftain-800/900 предлагалось оснащать комбинированной броней Chobham. Примечательно, что лобовая часть корпуса была выполнена по считающейся устаревшей схеме «щучий нос», использовавшейся на некоторых танках середины прошлого века. Демонстрировавшийся на выставках вооружения прототип нового «Чифтена» имел характерные обводы, сформированные сопряженными плоскими деталями. Вероятно, это было обусловлено широким использованием комбинированной многослойной брони.
После обновления корпуса и башни танк потяжелел до 56 тонн, в связи с чем понадобилась достаточно мощная силовая установка. Заказчикам предлагались два варианта танка, отличавшиеся друг от друга мощностью дизельного двигателя. Так, на «Чифтен-800» предполагалось устанавливать 800-сильный дизель, а на «Чифтен-900» – двигатель мощностью 900 л.с. В обоих вариантах поставщиком двигателя являлась компания Rolls-Royce. Для упрощения и удешевления конструкции экспортные танки имели механическую трансмиссию TN-12/1000, одинаковую для обоих вариантов. Танк оснастили вспомогательным двигателем мощностью 30 л.с., связанным с электрогенератором. Вспомогательный двигатель и генератор должны были снабжать боевую машину электроэнергией при выключенном основном дизеле. Вооружение и электронное оборудование соответствовали танку Chieftain Mk.5.
Впервые ОБТ Chieftain-800/900 был показан в 1982 году, после чего в течение нескольких лет демонстрировался на международных выставках вооружений и военной техники. Однако задумка английских танкостроителей не привела к ожидаемому результату. Танк, разработанный специально для экспортных поставок, лишь привлекал внимание потенциальных покупателей. Зарубежные военные ограничивались ничего не значащими похвалами и не спешили инициировать переговоры о поставках. Вероятно, возможных покупателей отталкивали недостаточные ходовые качества бронемашины, которая при 900-сильном двигателе могла разгоняться лишь до 52 км/ч, причем только на шоссе. Так или иначе, за отсутствием контрактов и каких-либо перспектив проект Chieftain-800/900 был закрыт в середине восьмидесятых. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в танковом музее города Бовингтон.
По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://army-guide.com/
http://armor.kiev.ua/
http://preservedtanks.com/
125 танков из следующей партии уже носили новое название: Shir-1 (FV 4030/2). Они получили новую усиленную подвеску и обновленную гидромеханическую трансмиссию. Однако дизель CV-12TCA все еще не был готов и пришлось обойтись имевшимися на тот момент двигателями приемлемой мощности. Согласно разным источникам, танки «Шир-1» оснащались дизелями мощностью 850-900 л.с. Обновление защиты и боевого модуля отложили на следующую модификацию.
Для танков Shir-2 (FV 4030/3) разработали обновленный бронекорпус и сварную башню. Интересным нововведением в конструкции стало использование комбинированной брони Chobham. В дополнение к оставшемуся прежним вооружению танка предусмотрели использование новой системы управления огнем, в состав которой вошел комбинированный дневной/ночной перископический прицел и т.п. компоненты. На танке «Шир-2» применялась новая гидропневматическая подвеска, созданная фирмой Dunlop. Силовая установка с 1200-сильным двигателем все еще находилась на стадии испытаний.
К сожалению иранской армии, британцы успели построить лишь семь прототипов танка Shir-2. Проектирование и испытания этой бронемашины длились до 1979 года. После исламской революции новая власть Ирана разорвала контракт на поставку английских танков. В результате этого вооруженные силы ближневосточного государства успели получить лишь 700 танков нескольких модификаций. Проект «Шир-2» был закрыт за ненадобностью, но некоторые наработки по нему впоследствии использовались в других разработках.
Khalid
В середине семидесятых свой интерес к британским танкам «Чифтен» проявила Иордания. Переговоры по контракту затянулись до конца десятилетия, но в итоге странам удалось найти общий язык и определить облик танка, необходимого Иордании. Перспективный танк для этой страны получил название Khalid и индекс FV 4030P2J.
Фактически «Халид» представлял собой небольшую модернизацию танка Shir-1. Незначительным доработкам подверглась конструкция корпуса, поскольку бронемашина получила новый двигатель. После нескольких лет работы танк семейства Chieftain наконец получил дизель мощностью 1200 л.с. Им стал форсированный вариант двигателя Perkins CV-12 1000. Также к этому времени завершилась доводка гидромеханической трансмиссии TN-37. В боевом отделении танка Khaled установили новую систему управления огнем фирмы Markoni Space and Defense. При этом, несмотря на все изменения в составе оборудования, обновленный танк внешне практически ничем не отличался от «Чифтена» в версии Mk.5. Две бронемашины различало лишь расположение коробов для снаряжения на башне и несколько других незначительных деталей.
В соответствии с первым договором от 1979 года, Великобритания построила и поставила Иордании 274 танка «Халид». Позже усилиями английских и иорданских предприятий количество этих машин в вооруженных силах ближневосточного королевства возросло до 350 единиц.
Chieftain-800/900
В начале восьмидесятых англичане создали новую модификацию танка «Чифтен», изначально предназначавшуюся для экспортных поставок. Авторы проекта из компании Vickers постарались учесть все имевшиеся на тот момент пожелания заказчиков и существующие тенденции в области основных боевых танков. В результате появился проект под названием Chieftain-800/900.
Новый танк для третьих стран представлял собой дальнейшее развитие линейки модификаций модели Mk.5. Он получил еще более мощное бронирование обновленных корпуса и башни. Как и «Шир-1», Chieftain-800/900 предлагалось оснащать комбинированной броней Chobham. Примечательно, что лобовая часть корпуса была выполнена по считающейся устаревшей схеме «щучий нос», использовавшейся на некоторых танках середины прошлого века. Демонстрировавшийся на выставках вооружения прототип нового «Чифтена» имел характерные обводы, сформированные сопряженными плоскими деталями. Вероятно, это было обусловлено широким использованием комбинированной многослойной брони.
После обновления корпуса и башни танк потяжелел до 56 тонн, в связи с чем понадобилась достаточно мощная силовая установка. Заказчикам предлагались два варианта танка, отличавшиеся друг от друга мощностью дизельного двигателя. Так, на «Чифтен-800» предполагалось устанавливать 800-сильный дизель, а на «Чифтен-900» – двигатель мощностью 900 л.с. В обоих вариантах поставщиком двигателя являлась компания Rolls-Royce. Для упрощения и удешевления конструкции экспортные танки имели механическую трансмиссию TN-12/1000, одинаковую для обоих вариантов. Танк оснастили вспомогательным двигателем мощностью 30 л.с., связанным с электрогенератором. Вспомогательный двигатель и генератор должны были снабжать боевую машину электроэнергией при выключенном основном дизеле. Вооружение и электронное оборудование соответствовали танку Chieftain Mk.5.
Впервые ОБТ Chieftain-800/900 был показан в 1982 году, после чего в течение нескольких лет демонстрировался на международных выставках вооружений и военной техники. Однако задумка английских танкостроителей не привела к ожидаемому результату. Танк, разработанный специально для экспортных поставок, лишь привлекал внимание потенциальных покупателей. Зарубежные военные ограничивались ничего не значащими похвалами и не спешили инициировать переговоры о поставках. Вероятно, возможных покупателей отталкивали недостаточные ходовые качества бронемашины, которая при 900-сильном двигателе могла разгоняться лишь до 52 км/ч, причем только на шоссе. Так или иначе, за отсутствием контрактов и каких-либо перспектив проект Chieftain-800/900 был закрыт в середине восьмидесятых. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в танковом музее города Бовингтон.
По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://army-guide.com/
http://armor.kiev.ua/
http://preservedtanks.com/
Автор: Glenn Witcher