Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)
Первоначальные планы подразумевали приобретение 1714 машин (ну, нравится мне немецкая пунктуальность во всем, не 1700, а 1714). С целью экономии бюджетных средств и сокращения времени проектирования было принято решение рассмотреть существующие на рынке автомобили в качестве базы для новой боевой разведывательной машины. Так, в 1986-м году в техническом центре Бундесфера в Трире французская компания Panhard представила автомобиль Véhicule Blindé Légère (VBL). Однако VBL не соответствовал всем требованиям предъявленным к новой машине. Параллельно с исследованием рынка, было выпущено техническое задание на автомобиль, предназначенный для замены Scout. Техническое задание было разработано совместно консорциумом включающем Gesellschaft für Systemtechnik (GST), Daimler Benz (DB), Thyssen- Henschel (THK) и MaK.
В результате предварительного анализа технического задания консорциум пришел к выводу:
-На рынке существуют различные транспортные средства пригодные для разведывательного автомобиля, но все они нуждаются в значительной адаптации для удовлетворения изложенных требований.
-Концепция разведывательного автомобиля представленная компанией GST Zobel наилучшим образом удовлетворяет предъявленным требованиям.
Требования военных были уточнены и на машине были дополнительно установлены:
-Встроенная навигационная система;
-Крупнокалиберный пулемет;
-Тепловизор;
-Дальномер;
-Датчики для обнаружения мин.
На этом этапе в машине заинтересовалась Голландия и предложила принять участие в её разработке и производстве. В результате двусторонних обсуждений выяснилось, что существуют разногласия по следующим основным требованиям: плавучесть, защита от оружия массового поражения путем создания избыточного давления и уровень баллистической защиты. По мнению голландской стороны, не было необходимости в первых двух требованиях для их транспортного средства, и они заинтересованы в более низкой баллистической защите. В середине 1993-го года был достигнут компромисс, Нидерланды настояли на своих требованиях к баллистической защите и защите от ОМП, Германия в свою очередь настояла на сохранении плавучести. Вследствие изменения требований возникла необходимость нового тендера. Он должен был проводиться на основе немецкого предложения от 1993-го год, но с той разницей, что только два первых претендента подадут свои заявки. К концу марта 1994-го года компании DAF/Wegmann и Krauss-Maffei/Mercedes представили свои предложения. Победителем стала компания Wegmann. Важно отметить, что Kraus-Maffei/Mercedes предложила две концепции автомобиля. Они были названы K2 и K1. К1 основана на разработках 1993-го года, в то время как K2 оказалась совершенно новой разработкой основанной на Unimog. Таким образом, можно считать, что K2 стал прообразом для автомобиля Динго.
Тем не менее, несмотря на выдающиеся характеристики Соболь так и остался в единичном экземпляре в качестве экспериментального автомобиля.
Технические особенности
Zobel обладает цельносварным бронированным стальным корпусом обеспечивающим защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Расположение членов экипажа традиционное, слева спереди водитель, права от него командир и за ними наблюдатель. Окна командира и водителя пуленепробиваемые. Каждый из них обладает открываемыми вперед дверьми с пуленепробиваемыми небольшими окнами в верхней её части. В кормовой части корпуса находится большая открывающаяся влево дверь также оснащенная пуленепробиваемым окном и бойницей для ведения огня из легкого оружия. Кроме того, имеются два люка в крыше автомобиля, один для командира машины, другой для наблюдателя.
Zobel выполнен по схеме 4×4 с рулевым приводом на все четыре колеса. Благодаря гидропневматической подвеске возможна независимая регулировка каждого колеса и изменение дорожного просвета.
Автомобиль является плавающим и приводится в движение на воде двумя винтами установленными в передней части корпуса, по одному с каждой стороны. Управление на воде происходит за счет поворота этих винтов. Уникальность этого автомобиля заключается в том, что по воде он передвигается кормой вперед!
Стандартное оборудование автомобиля включает в себя полный спектр средств связи, защиту от ОМП, передне расположенную лебедку для самовытаскивания и систему центрального регулирования давления в шинах позволяющую водителю регулировать давление в шинах на ходу. В качестве разведывательного оборудования предполагалось оснастить машину выдвижной мачтой с телевизионной камерой, тепловизором, РЛС и лазерным дальномером.
Тактико-технические характеристики:
Модель: Zobel (Соболь)
Тип: Опытный легкобронированный разведывательный автомобиль
Разработчик: Gesellschaft für Systemtechnik mbH, Essen (GST)
Производитель: Industriewerke Saar (IWS)
Год постройки: 1989
Наибольшая длина, мм: 4690
Наибольшая ширина, мм: 2300
Наибольшая высота, мм: 1830
Масса снаряженного, кг: 5310
Двигатель: четырехтактный 6-и цилиндровый турбодизель Daimler-Benz OM 603A
Объем двигателя, куб.см: 2996
Диаметр на ход поршня, мм: 87на84
Частота вращения, об/мин: 4600
Максимальный крутящий момент, Нм@2400 об/мин: 265
Максимальная мощность, л.с: 143 (105 кВт)
Трансмиссия: ZF 4 HP 22, гидродинамическая планетарная с постоянным полным приводом, 4 передних и одна задняя передачи
Сцепление: гидротрансформатор с блокирующей муфтой
Подвеска: гидропневматическая, независимая
Наибольшая скорость по шоссе, км/ч: 125
Наибольшая скорость по пересеченной местности, км/ч: 45 км
Рулевое управление: усилитель рулевого управления на передние колеса
Радиус разворота, м: 12 (9.5 со всеми четырьмя колесами)
Тормоза: дисковые, пневматические
Дорожный просвет мин/макс, мм: 250/600
Шины: Michelin 12.5 R 20 XL или Conti 305/55 R 675
Объем топливного бака, л: 125
Расход топлива по шоссе, л/100 км: 15.6
Запас хода по шоссе, км: 800
Преодолеваемый градиент, %: 100
Высота преодолеваемого препятствия, мм: 400
Скорость движения на воде, км/ч: 10
Экипаж: 3
Баллистическая защита: способность выдержать выстрел из снайперской винтовки калибра 7.62 с расстояния 30 м
Основное вооружение: крупнокалиберный пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, РПГ
Дополнительное вооружение: по желанию заказчика
Количество произведенных: 1
Автор: профессор