Проекты повышения живучести основного боевого танка Chiftain
Уже к началу семидесятых годов стало ясно, что основные боевые танки Chieftain в имеющемся виде смогут оставаться в лидерах только при условии постоянного улучшения и совершенствования. Развитие вооружений за рубежом, прежде всего в Советском Союзе, требовало создавать новую бронетехнику и модернизировать старую. В поиске новых идей и конструкторских решений участвовали несколько частных и государственных организаций, имеющих самое прямое отношение к танкостроению. В результате длительной научной и конструкторской работы появилось несколько проектов повышения живучести ОБТ Chiftain на поле боя. Причем улучшать этот параметр предлагалось разными способами.
В ходе проработки конфигурации дополнительных модулей комбинированной брони Burlington в общей сложности рассмотрели около десятка вариантов их размещения. От части вариантов отказались почти сразу, другие же продержались почти до самого конца проекта. Также стоит отметить, что строившиеся прототипы танка Chieftain Mk.5/2 оснащались разными модулями для проверки различных конфигураций. Всего в этот вариант было переоборудовано девять серийных танков модели Mk.5. Точные данные об их испытаниях отсутствуют, но из имеющихся отрывочных сведений можно сделать некоторые выводы. Очевидно, британские танкостроители подтвердили принципиальную возможность использования дополнительных бронемодулей. В то же время им не удалось найти оптимальное соотношение уровня защиты, веса и стоимости модулей.
Ориентировочно в середине семидесятых годов проект «Чифтен» Mk.5/2 закрыли, а полученные наработки использовали чуть позже. Во второй половине десятилетия Великобритания по заказу Ирана создавала ОБТ Shir-2, в конструкции которого широко использовалась комбинированная броня. На новом экспортном танке предлагалось использовать встроенную броню типа Chobham, представлявшую собой дальнейшее развитие идей и наработок по проекту Burlington.
Стелс-технологии
После проекта F.V.4211 британцы развернули новую исследовательскую программу, целью которой также было повышение живучести танка на поле боя. Однако на этот раз предлагалось улучшить возможности боевой машины не при помощи вооружения, электроники или бронирования, но путем снижения его заметности. В конце семидесятых годов ведущие страны мира заинтересовались так называемыми стелс-технологиями, позволявшими уменьшать заметность техники в том или ином диапазоне. Не обошла эта «мода» и английских танкостроителей. Так появился проект Chieftain SID (Signature Integration Demonstrator).
Для изучения всех признаков, по которым можно обнаружить танк, использовалась бронемашина одной из поздних модификаций. Перед испытаниями ее оснастили набором дополнительного оборудования и несколькими навесными модулями. Примечательно, что часть такого оснащения танка изготовлялась из простых и доступных материалов: большое количество модулей дополнительного «бронирования» собрали из самой обычной фанеры. Танк Chieftain SID не предназначался для ведения боевых действий и был сугубо исследовательской машиной, что позволило таким образом упростить подготовку прототипа. На лобовой части, бортах и крыше корпуса прототипа Chieftain SID установили большое количество дополнительных блоков, которые придали танку специфический «прямоугольный» вид. Такие же агрегаты установили на бортах и кормовой части башни, что визуально расширило и удлинило ее. Авторы проекта не обошли своим вниманием и ходовую часть, из-за чего на опорных катках появились диски, похожие на автомобильные.
Также ходовая часть получила еще одно оригинальное оснащение, призванное снизит вероятность обнаружения танка. При этом данное нововведение могло снизить не только радиолокационную или инфракрасную заметность по агрегатам ходовой части, но и по облаку пыли, образующемся при движении. Для этого на прототипе Chieftain SID смонтировали приспособления, из-за своего сходства с народным костюмом некоторых африканских и азиатских народностей получившие название Grass skirt («Травяная юбка»). Основной элемент этой системы – многочисленные тонкие синтетические нити, образующие некое подобие щетки. Как видно из фотографий прототипа, на одном танке проверялись сразу две конфигурации такой «юбки».
Левую гусеницу танка прикрыли в передней и задней частях, а средние опорные катки остались незакрытыми. Нити «щеток» свободно свисали с подвесных устройств и образовывали своеобразную шторку вокруг передней и задней частей гусеницы. По правому борту танка-прототипа находилась «Травяная юбка» иной конструкции. Над передней части гусеницы установили подпружиненную конструкцию из металлических деталей, две из которых свисали вниз и вперед. На них крепились сравнительно короткие и жесткие нити. Таким образом, в передней проекции правая гусеница «Демонстратора» закрывалась двумя соприкасающимися «щетками». Еще одно различие прикрывающих устройств гусениц заключалось в отсутствии каких-либо агрегатов по правому борту, возле ведущего колеса.
Точные сведения об испытаниях прототипа Chieftain SID отсутствуют до сих пор, что оказывается благодатной почвой для появления разных слухов и домыслов. Судя по дальнейшему развитию английской бронетехники, не все нововведения, разработанные в ходе программы Signature Integration Demonstrator, имели хорошие перспективы. Очевидно, закрытая ходовая часть усложняла эксплуатацию танка, но при этом не давала особых преимуществ перед стандартной конфигурацией. Что касается изменения формы корпуса и башни, то внешний вид основного танка Challenger 2 подтверждает полезность таких решений. В то же время, характерные обводы корпуса и башни «Челленджера-2», образованные прямыми поверхностями, в основном обоснованы необходимостью установки брони с достаточным уровнем защиты.
Задел на будущее
Оба варианта повышения живучести танков Chieftain, при всей своей оригинальности, не дали ожидаемых результатов. Модернизация бронемашин этого типа продолжила идти по старому пути: обновление оборудования, силовой установки и т.п. Бронирование при этом оставалось старым. Все новые идеи лишь проверялись и отрабатывались на базе «Чифтена». До практического применения некоторых технических решений дело дошло позже, при создании танков новых моделей. Таким образом, задуманная глубокая модернизация основного танка Chieftain на практике обернулась проведением нескольких исследовательских и конструкторских работ, результатом которых стали новые технологии и ноу-хау.
К моменту окончания проектов обновления танка «Чифтен» уже началась разработка новой бронемашины Challenger, которая получила особый приоритет. Основные силы английского танкостроения были брошены на разработку нового танка, из-за чего все работы по усовершенствованию предыдущей техники со временем были свернуты. Все сохранившиеся к этому времени прототипы усовершенствованных ОБТ Chieftain были переделаны в соответствии с исходным проектом и отправлены в войска, либо переданы музеям. К примеру, единственный прототип танка Chieftain SID в настоящее время хранится в музее города Бовингтон. Время от времени бронемашина демонстрируется на различных выставках, в том числе и на ходу.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://jedsite.info/
http://hmvf.co.uk/
http://secretprojects.co.uk/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
В ходе проработки конфигурации дополнительных модулей комбинированной брони Burlington в общей сложности рассмотрели около десятка вариантов их размещения. От части вариантов отказались почти сразу, другие же продержались почти до самого конца проекта. Также стоит отметить, что строившиеся прототипы танка Chieftain Mk.5/2 оснащались разными модулями для проверки различных конфигураций. Всего в этот вариант было переоборудовано девять серийных танков модели Mk.5. Точные данные об их испытаниях отсутствуют, но из имеющихся отрывочных сведений можно сделать некоторые выводы. Очевидно, британские танкостроители подтвердили принципиальную возможность использования дополнительных бронемодулей. В то же время им не удалось найти оптимальное соотношение уровня защиты, веса и стоимости модулей.
Ориентировочно в середине семидесятых годов проект «Чифтен» Mk.5/2 закрыли, а полученные наработки использовали чуть позже. Во второй половине десятилетия Великобритания по заказу Ирана создавала ОБТ Shir-2, в конструкции которого широко использовалась комбинированная броня. На новом экспортном танке предлагалось использовать встроенную броню типа Chobham, представлявшую собой дальнейшее развитие идей и наработок по проекту Burlington.
Стелс-технологии
После проекта F.V.4211 британцы развернули новую исследовательскую программу, целью которой также было повышение живучести танка на поле боя. Однако на этот раз предлагалось улучшить возможности боевой машины не при помощи вооружения, электроники или бронирования, но путем снижения его заметности. В конце семидесятых годов ведущие страны мира заинтересовались так называемыми стелс-технологиями, позволявшими уменьшать заметность техники в том или ином диапазоне. Не обошла эта «мода» и английских танкостроителей. Так появился проект Chieftain SID (Signature Integration Demonstrator).
Chiftain S.I.D.
Для изучения всех признаков, по которым можно обнаружить танк, использовалась бронемашина одной из поздних модификаций. Перед испытаниями ее оснастили набором дополнительного оборудования и несколькими навесными модулями. Примечательно, что часть такого оснащения танка изготовлялась из простых и доступных материалов: большое количество модулей дополнительного «бронирования» собрали из самой обычной фанеры. Танк Chieftain SID не предназначался для ведения боевых действий и был сугубо исследовательской машиной, что позволило таким образом упростить подготовку прототипа. На лобовой части, бортах и крыше корпуса прототипа Chieftain SID установили большое количество дополнительных блоков, которые придали танку специфический «прямоугольный» вид. Такие же агрегаты установили на бортах и кормовой части башни, что визуально расширило и удлинило ее. Авторы проекта не обошли своим вниманием и ходовую часть, из-за чего на опорных катках появились диски, похожие на автомобильные.
Также ходовая часть получила еще одно оригинальное оснащение, призванное снизит вероятность обнаружения танка. При этом данное нововведение могло снизить не только радиолокационную или инфракрасную заметность по агрегатам ходовой части, но и по облаку пыли, образующемся при движении. Для этого на прототипе Chieftain SID смонтировали приспособления, из-за своего сходства с народным костюмом некоторых африканских и азиатских народностей получившие название Grass skirt («Травяная юбка»). Основной элемент этой системы – многочисленные тонкие синтетические нити, образующие некое подобие щетки. Как видно из фотографий прототипа, на одном танке проверялись сразу две конфигурации такой «юбки».
Левую гусеницу танка прикрыли в передней и задней частях, а средние опорные катки остались незакрытыми. Нити «щеток» свободно свисали с подвесных устройств и образовывали своеобразную шторку вокруг передней и задней частей гусеницы. По правому борту танка-прототипа находилась «Травяная юбка» иной конструкции. Над передней части гусеницы установили подпружиненную конструкцию из металлических деталей, две из которых свисали вниз и вперед. На них крепились сравнительно короткие и жесткие нити. Таким образом, в передней проекции правая гусеница «Демонстратора» закрывалась двумя соприкасающимися «щетками». Еще одно различие прикрывающих устройств гусениц заключалось в отсутствии каких-либо агрегатов по правому борту, возле ведущего колеса.
Точные сведения об испытаниях прототипа Chieftain SID отсутствуют до сих пор, что оказывается благодатной почвой для появления разных слухов и домыслов. Судя по дальнейшему развитию английской бронетехники, не все нововведения, разработанные в ходе программы Signature Integration Demonstrator, имели хорошие перспективы. Очевидно, закрытая ходовая часть усложняла эксплуатацию танка, но при этом не давала особых преимуществ перед стандартной конфигурацией. Что касается изменения формы корпуса и башни, то внешний вид основного танка Challenger 2 подтверждает полезность таких решений. В то же время, характерные обводы корпуса и башни «Челленджера-2», образованные прямыми поверхностями, в основном обоснованы необходимостью установки брони с достаточным уровнем защиты.
Задел на будущее
Оба варианта повышения живучести танков Chieftain, при всей своей оригинальности, не дали ожидаемых результатов. Модернизация бронемашин этого типа продолжила идти по старому пути: обновление оборудования, силовой установки и т.п. Бронирование при этом оставалось старым. Все новые идеи лишь проверялись и отрабатывались на базе «Чифтена». До практического применения некоторых технических решений дело дошло позже, при создании танков новых моделей. Таким образом, задуманная глубокая модернизация основного танка Chieftain на практике обернулась проведением нескольких исследовательских и конструкторских работ, результатом которых стали новые технологии и ноу-хау.
К моменту окончания проектов обновления танка «Чифтен» уже началась разработка новой бронемашины Challenger, которая получила особый приоритет. Основные силы английского танкостроения были брошены на разработку нового танка, из-за чего все работы по усовершенствованию предыдущей техники со временем были свернуты. Все сохранившиеся к этому времени прототипы усовершенствованных ОБТ Chieftain были переделаны в соответствии с исходным проектом и отправлены в войска, либо переданы музеям. К примеру, единственный прототип танка Chieftain SID в настоящее время хранится в музее города Бовингтон. Время от времени бронемашина демонстрируется на различных выставках, в том числе и на ходу.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://jedsite.info/
http://hmvf.co.uk/
http://secretprojects.co.uk/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Glenn Witcher