"Страйк Рэптор" и "Бомбкэт". Огонь с небес


F-105 "Громовержец"

Новое время создало новых героев. Самый тяжелый однодвигательный самолет в истории авиации - истребитель F-105 Thunderchief (Тандерчиф) не снискал славы великого истребителя, зато получил во Вьетнаме говорящее имя «Thud» (Громила).

Другой герой антигерой Вьетнамской войны, наоборот, стал предельным воплощением многофункциональности. Двухместный 20-тонный «Фантом», в одно время ставил мировые рекорды скорости и высоты полета, взмывая свечой на 30 километров высь. Однако, это не помешало ему применяться во Вьетнаме в качестве тактического бомбардировщика, самолета непосредственной поддержки войск и «охотника» за ЗРК противника в составе подразделений «Дикие ласки» (модификация F-4G) - в этой роли «Фантомы» использовались в ВВС США вплоть до середины 1990-х годов. Скоростные броски на предельно малой высоте, тонны бомб и баков с напалмом, противорадарные ракеты «Шрайк» - типичная боевая нагрузка и тактика применения «Фантомов» не оставляла сомнений: под личиной истребителя кроется универсальный ударный самолет.

Помимо машин сухопутного базирования, существовало несколько палубных модификаций «Фантома» для ВМС США и стран НАТО. Часть машин использовались в качестве тактических разведчиков (модификации RF-4B, C и E). Многие из сохранившихся «Фантомов» до сих пор применяются в ВВС США в качестве воздушных мишеней: списанные машины проходят конверсию и превращаются в беспилотные дроны QF-4.



Единственная проблема: тактический ударный самолет с впечатляющими летными характеристиками и совершенным комплексом бортовой электроники оказался чересчур тяжел и неуклюж для ведения ближнего воздушного боя. Маневренные «собачьи свалки» были для «Фантома» заказаны…впрочем, чего еще ожидать от машины, получившей среди летчиков характеристику «победа тяги над аэродинамикой».

На рубеже 1960-70х годов в американской теории «истребительного дуализма» наметился серьезный кризис: новые тенденции в истребительной авиации (в первую очередь – высокая маневренность) вошли в неразрешимое противоречие с возросшими требованиями к ударным машинам, их боевой нагрузке, дальности полета и прицельно-навигационному оборудованию.

Еще на этапе проектирования нового «универсального солдата» F-111 стало понятно, что полноценного истребителя в этот раз не получится – F-111 «Аардварк» оказался чрезмерно огромен, неповоротлив и тяжел. В результате, несмотря на свое причудливое «истребительное» обозначение, F-111 стал ударным «козырем» ВВС США.


"Шестнадцать тонн - опасный груз, а мы летим бомбить Союз"
На самом деле здесь около 11 тонн. F-111C с 48 бомбами Mk.82


Всережимный самолет с крылом изменяемой геометрии, двухместная кабина с поперечным расположением членов экипажа, мощный комплекс БРЭО, впечатляющие для «бомбовоза» летные характеристики и боевая нагрузка 14 тонн – ВВС США получили в свое распоряжение «карманный» стратегический бомбардировщик с боевым радиусом 2000+ км (с дозаправками в воздухе дальность полета F-111 возрастала до совершенно паранормальных значений – «Аардварки» могли шутя провести рейд на Ливию с территории Великобритании, или совершить беспосадочный перелет по маршруту Британские острова – Саудовская Аравия).
«Аардварк» исправно служил в рядах ВВС США до 1996 года (а его модификация – самолет РЭБ EF-111 «Рейвен» до 1998), однако, от истребителя в этой машине сохранилась лишь буква «F» в её обозначении. Вести воздушный бой «Аардварк» был категорически не способен.

В тоже время, созданные на рубеже 60-70-х годов истребители: флотский F-14 «Томкэт» и сухопутный F-15 «Игл» были чистыми перехватчиками и самолетами для завоевания превосходства в воздухе. Хоть сколь-нибудь эффективно применять оружие класса «воздух - поверхность» они не смогли бы даже в теории.

Впрочем, несмотря на фиаско с узкоспециализированными F-111, F-14 и F-15, янки не отказались от идеи подвесить бомбы на истребитель. Уже следующий самолет – легкий истребитель-бомбардировщик F-16 «Файтинг Фэлкен» сохранил и приумножил боевые традиции ВВС США, став основным «бомбовозом» во всех современных локальных конфликтах. Примечательно, что боевой дебют «Фэлкена» состоялся именно в качестве бомбардировщика - F-16 ВВС Израиля нанесли бомбовый удар по иракскому ядерному центру Озирак (операция «Вавилон», 1981 год).

По похожему сценарию развивался флот – наряду с тяжелым перехватчиком F-14, авиация ВМС получила на вооружение легкий истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет», чьи модификации впоследствии заменили собой все типы палубных самолетов. К настоящему времени, семейство машин F/A-18 - единственный тип боевых самолетов на палубах американских авианосцев.

Тем временем, в США велись работы по внедрению оружия класса «воздух-поверхность» на перехватчиках F-15 – столь крупный самолет казался идеальной платформой для размещения ударных вооружений. Помимо самих разработчиков фирмы McDonnell-Douglas, в подобной машине был заинтересован Пентагон, искавший перспективную замену для своего разрушительного F-111.

Результатом исследований по программам ETF (Enhanced Tactical Fighter – конкурс ВВС по созданию универсального ударного самолета на базе серийных истребителей) и AFCD (Advanced Fighter Capability Demonstrator – личная инициатива McDonnell-Douglas), стало появление машины под обозначением F-15E «Страйк Игл», способной с одинаковой эффективностью поражать как воздушные, так и с наземные цели (первый полет – 1986 год).



Наблюдая за успехами ВВС, американский флот также загорелся идеей о превращении тяжелого палубного перехватчика F-14 в многоцелевой ударный истребитель. Действительно, ситуация выглядела странно – такой большой, 30-тонный «кот», а бомбить совершено не умеет. Непорядок!

F-14 «Томкэт» обладал неиспользованными резервами тактического применения, и янки постарались в сжатые сроки ликвидировать сей досадный недостаток. Уже в 1980 году 49 «Томкэтов» были оснащены подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием TARS (Tactical Airborne Reconnaissance Pod System) – была продемонстрирована возможность интеграции специфического оборудования в конструкцию и БРЭО палубного перехватчика.

Следующий шаг был сделан в 1988 году, когда на полигоне Чайна Лейк начались испытания истребителя «Томкэт», увешанного гроздьями бомб вместо ракет на штатных узлах подвески.


F-14B Bombcat

Окончательно решение созрело после операции «Буря в пустыне» - F-14, по аналогии с F-15E, оснастили подвесными блоками прицельно-навигационной системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infra-Red for Night). Как явственно следует из её названия, система LANTIRN позволяет совершать полеты на предельно малых высотах и применять оружие по малоразмерным наземным целям в любое время суток.

Модернизация прошла сравнительно легко, и «Томкэты» быстро превратились «Бомбкэты» - первые машины достигли оперативной готовности к уже 1994 году. Помимо подвесных контейнеров LANTIRN, «Бомбкэты» отличались от обычных F-14 широкоформатными дисплеями тактической обстановки, установленными в кабине экипажа. Всего к концу 1990-х из строевых перехватчиков было модернизировано 67 «Бомбкэтов».

С началом XXI века а США началась разработка новой модификации ударного истребителя «Страйк Игл». Главная особенность новой машины, получившей обозначение F-15SE «Сайлент Игл», - широкое внедрение элементов технологии «стелс» – отклоненные от вертикальной оси кили, четыре внутренних отсека для подвески вооружения, специальное радиопоглощающее покрытие корпуса, зигзагообразные стыки деталей.


F-111 в сравнении с B-52



Истребитель-бомбардировщик F-105 и его арсенал


http://www.sukhoi.ru/
http://airwar.ru/
http://www.infuture.ru/
Автор: Santa Fe