Боевая авиация на пороге масштабного обновления
ВВС России готовятся к серьезной модернизации авиапарка. В ближайшей перспективе строевые части фактически впервые за последние 20 лет получат значительное количество новых самолетов и вертолетов. Боевую авиацию непосредственно затрагивает и нынешний этап военной реформы.
Об итогах деятельности ВВС в 2010 году и перспективах их развития рассказал начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС по авиации генерал-лейтенант Игорь САДОФЬЕВ.
— Игорь Васильевич, каковы итоги работы авиации ВВС в 2010 году? В каких основных мероприятиях боевой учебы в рамках Вооруженных Сил принимали участия экипажи ВВС?
— Работа авиации ВВС в 2010 году была направлена на повышение профессиональной подготовки офицеров в целом и, конечно, летной выучки экипажей в частности, их готовности к ведению боевых действий по предназначению. Особое внимание было уделено вводу в строй и подготовке молодого летного состава, подготовке на квалификационную категорию. Задачи 2010 года авиацией выполнены. Средний налет на одного летчика соответствует требованиям нормативных документов и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9%. Повысилось качество летно-тактической подготовки. Несомненно, повлияло количество летно-тактических учений, которое возросло на 14%, в том числе с боевой стрельбой – на 18%. Возросли в полтора раза объемы подготовки летного состава на класс. Все это результат кропотливого труда руководящего и всего личного состава авиационных объединений, соединений и частей, вузов и центров боевого применения.
Итогом проведенной работы стало успешное участие летных экипажей ВВС в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и совместно с вооруженными силами других государств. Так, с высоким качеством выполнены задачи в рамках учений «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», «Индра-2010» и «Восток-2010».
— Каким образом организовывалась работа авиации в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил России в ходе таких учений, как, например, «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», «Индра-2010»?
— Работа авиации в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил организуется в соответствии с планом на основании заявок из видов и родов войск. В повседневной деятельности авиация выполняет задачи по перевозке личного состава, военной и специальной техники, обеспечивает проведение парашютно-десантной подготовки личного состава. В ходе проведения батальонных, бригадных учений авиация выполняет задачи по огневому воздействию по условному противнику в соответствии с замыслами учений, десантированию личного состава, боевой и специальной техники посадочным и парашютным способами. В ходе крупномасштабных учений, таких как «Восток-2010», «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», авиация не только обеспечивает их проведение, но и участвует в учениях как самостоятельный вид Вооруженных Сил, отрабатывая задачи создания авиационных группировок, организации и ведения боевых действий.
— Давайте остановимся подробнее на участии большого количества авиационной техники в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Какие задачи выполняли летные экипажи, какие командования ВВС и ПВО они представляли?
— Непосредственно летными экипажами, задействованными в учении «Восток-2010», выполнен целый ряд важных задач. Это создание группировки на стратегическом направлении – экипажи совершили беспосадочные перелеты с дозаправкой топливом в воздухе, ведение воздушной разведки, минирование, постановка помех системам обнаружения и наведения, патрулирование и ведение воздушных боев по отражению массированного ракетно-авиационного удара, сопровождение и прикрытие десанта на маршруте и в районе десантирования, авиационная поддержка боевых действий Сухопутных войск тактически и с применением авиационных средств поражения, поисково-разведывательное обеспечение.
Нельзя не сказать о том, что впервые создание группировки авиации осуществлялось с привлечением авиации всех объединений ВВС, с перебазированием техники из европейской части страны – из Липецкой, Ростовской, Воронежской областей. Совершен перелет двух подразделений Су-24М с тремя дозаправками в воздухе. Конечно, в ходе учения отрабатывались вопросы тесного взаимодействия с Сухопутными войсками и Военно-морским флотом.
Об итогах деятельности ВВС в 2010 году и перспективах их развития рассказал начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС по авиации генерал-лейтенант Игорь САДОФЬЕВ.
— Игорь Васильевич, каковы итоги работы авиации ВВС в 2010 году? В каких основных мероприятиях боевой учебы в рамках Вооруженных Сил принимали участия экипажи ВВС?
— Работа авиации ВВС в 2010 году была направлена на повышение профессиональной подготовки офицеров в целом и, конечно, летной выучки экипажей в частности, их готовности к ведению боевых действий по предназначению. Особое внимание было уделено вводу в строй и подготовке молодого летного состава, подготовке на квалификационную категорию. Задачи 2010 года авиацией выполнены. Средний налет на одного летчика соответствует требованиям нормативных документов и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9%. Повысилось качество летно-тактической подготовки. Несомненно, повлияло количество летно-тактических учений, которое возросло на 14%, в том числе с боевой стрельбой – на 18%. Возросли в полтора раза объемы подготовки летного состава на класс. Все это результат кропотливого труда руководящего и всего личного состава авиационных объединений, соединений и частей, вузов и центров боевого применения.
Итогом проведенной работы стало успешное участие летных экипажей ВВС в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и совместно с вооруженными силами других государств. Так, с высоким качеством выполнены задачи в рамках учений «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», «Индра-2010» и «Восток-2010».
Генерал-лейтенант Игорь Васильевич САДОФЬЕВ родился в 1956 г. В 1977 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1987 г. – Военно-воздушную академия им. Ю.А. Гагарина, в 2001 г. – Академию Генерального штаба ВС РФ.
Освоил около десяти типов авиационной техники, имеет налет свыше 2,5 тысяч часов. Совершил более 100 боевых вылетов во время службы в Афганистане.
С 1987 г. старший штурман полка, командир эскадрильи истребительного авиационного полка в Литве.
С 1990 г. служил в Западной группе войск, заместитель командира полка.
С 1993 г. – командир авиаполка в Забайкалье, с 1996 г. – начальник штаба, затем командир соединения в Бурятии.
С 1998 г. – заместитель командира отдельного корпуса ВВС и ПВО в Чите, в 1998-1999 гг. – командир авиадивизии Дальневосточного объединения ВВС и ПВО (Комсомольск-на-Амуре).
С 2001 г. – заместитель командующего объединением ВВС и ПВО в Ростове-на-Дону, с 21 января 2002 г. – командующий 11-й армией ВВС и ПВО (Хабаровск) Дальневосточного объединения ВВС и ПВО.
С 10 мая 2007 г. по настоящее время – начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС по авиации.
Летчик-снайпер, «Заслуженный военный летчик Российской Федерации».
Освоил около десяти типов авиационной техники, имеет налет свыше 2,5 тысяч часов. Совершил более 100 боевых вылетов во время службы в Афганистане.
С 1987 г. старший штурман полка, командир эскадрильи истребительного авиационного полка в Литве.
С 1990 г. служил в Западной группе войск, заместитель командира полка.
С 1993 г. – командир авиаполка в Забайкалье, с 1996 г. – начальник штаба, затем командир соединения в Бурятии.
С 1998 г. – заместитель командира отдельного корпуса ВВС и ПВО в Чите, в 1998-1999 гг. – командир авиадивизии Дальневосточного объединения ВВС и ПВО (Комсомольск-на-Амуре).
С 2001 г. – заместитель командующего объединением ВВС и ПВО в Ростове-на-Дону, с 21 января 2002 г. – командующий 11-й армией ВВС и ПВО (Хабаровск) Дальневосточного объединения ВВС и ПВО.
С 10 мая 2007 г. по настоящее время – начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС по авиации.
Летчик-снайпер, «Заслуженный военный летчик Российской Федерации».
— Каким образом организовывалась работа авиации в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил России в ходе таких учений, как, например, «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», «Индра-2010»?
— Работа авиации в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил организуется в соответствии с планом на основании заявок из видов и родов войск. В повседневной деятельности авиация выполняет задачи по перевозке личного состава, военной и специальной техники, обеспечивает проведение парашютно-десантной подготовки личного состава. В ходе проведения батальонных, бригадных учений авиация выполняет задачи по огневому воздействию по условному противнику в соответствии с замыслами учений, десантированию личного состава, боевой и специальной техники посадочным и парашютным способами. В ходе крупномасштабных учений, таких как «Восток-2010», «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», авиация не только обеспечивает их проведение, но и участвует в учениях как самостоятельный вид Вооруженных Сил, отрабатывая задачи создания авиационных группировок, организации и ведения боевых действий.
— Давайте остановимся подробнее на участии большого количества авиационной техники в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Какие задачи выполняли летные экипажи, какие командования ВВС и ПВО они представляли?
— Непосредственно летными экипажами, задействованными в учении «Восток-2010», выполнен целый ряд важных задач. Это создание группировки на стратегическом направлении – экипажи совершили беспосадочные перелеты с дозаправкой топливом в воздухе, ведение воздушной разведки, минирование, постановка помех системам обнаружения и наведения, патрулирование и ведение воздушных боев по отражению массированного ракетно-авиационного удара, сопровождение и прикрытие десанта на маршруте и в районе десантирования, авиационная поддержка боевых действий Сухопутных войск тактически и с применением авиационных средств поражения, поисково-разведывательное обеспечение.
Нельзя не сказать о том, что впервые создание группировки авиации осуществлялось с привлечением авиации всех объединений ВВС, с перебазированием техники из европейской части страны – из Липецкой, Ростовской, Воронежской областей. Совершен перелет двух подразделений Су-24М с тремя дозаправками в воздухе. Конечно, в ходе учения отрабатывались вопросы тесного взаимодействия с Сухопутными войсками и Военно-морским флотом.
Автор: Смирнов Вадим