Август 2008 года. Война в воздухе
Информационная война сопровождалась беспрецедентными военными приготовлениями. Военный бюджет был увеличен в несколько раз, армия стала переводиться на контрактную основу, начались масштабные закупки вооружения и военной техники за рубежом. Наиболее крупными партнёрами в поставках оружия стали Украина и Израиль.
США оказали значительную безвозмездную военную помощь в оснащении грузинской армии современными средствами связи, стрелковым оружием и вертолётами. А так же в подготовке личного состава. В обновлении и усилении грузинской ПВО участвовали также государства Восточной Европы.
Ситуация в зоне присутствия российских миротворческих сил начала накалятся задолго до перехода в стадию полномасштабного конфликта.
Регулярные обстрелы и провокации сопровождались разведывательными полётами над территорией Южной Осетии и Абхазии БПЛА "Hermes-450", израильского производства.
Этот комплекс предназначен для обнаружения воздушных целей по излучению их радаров и средств связи. Входящие в него три станции, размещенные на автомобильных шасси, способны перекрыть фронт до 1000 километров. Максимальная, дальность обнаружения, в зависимости от режима работы, составляет от 200 до 600 километров.
Кроме того, в 2007 году украинская корпорация «Аэротехника» связала все грузинские военные и гражданские РЛС, а также комплекс «Кольчуга-М» в единую сеть контроля за воздушным пространством ASOC (AirSovereigntyOperationsCenters). Центральный командный пункт ASOCрасположен в Тбилиси и с весны 2008 года подключен к НАТОвской системе обмена данными о воздушной обстановке ASDE(AirSituationDataExchange).
Не известно, насколько эффективной на практике оказалась «Кольчуга» и каковы результаты ее применения, поскольку грузинское военное командование по вполне понятным причинам не разглашает подобные сведения. Отсутствует информация даже о том, удалось ли грузинам сохранить эту систему или же она была уничтожена в ходе боевых действий. Среди многочисленных трофеев, захваченных российской армией в «пятидневной войне», эта система и ее отдельные компоненты не числятся.
НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ответ на вторжение грузинских войск руководство России приняло решение о начале «операции по принуждению к миру» силами 58-й армии Северокавказского военного округа, размещенными в Северной Осетии.
Примерно в 8 часов утра 8 августа 2008 года первая колонна российских войск прошла сквозь Рокский тоннель и вступила на югоосетинскую территорию, а авиация СКВО получила приказ о нанесении ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения, маршрутам движения и огневым позициям грузинской армии в районе конфликта. Истребители МиГ-29 взяли под контроль воздушное пространство над Южной Осетией. В общем, случилось то, что не входило в планы грузинского руководства, которое почему-то надеялось, что Россия не станет всерьез воевать за осетин, ограничившись дипломатическими протестами, экономическими санкциями и, возможно, «символическими» действиями авиации.
С российской стороны в боевых действиях были задействованы следующие части ВВС из состава 4-й Воздушной Армии Северокавказского Военного округа:
368-й отдельный штурмовой авиаполк из Буденновска (Су-25 и Су-25СМ, командир - полковник Сергей Кобылаш);
461-й штурмовой авиаполк из Краснодара (Су-25, командир -полковник Валерий Кушнерев);
559-й бомбардировочный авиаполк из Морозовска (Су-24М, командир - полковник Сергей Бородачев);
959-й бомбардировочный авиаполк из Ейска (Су-24М);
11-й отдельный гвардейский Витебский разведывательный авиаполк из Мариновки (Су-24МР, командир - гвардии полковник Василий Нейжмак);
19-й гвардейский истребительный авиаполк из Миллерово (МиГ-29,командир - гвардии полковник Вячеслав Кудинов);
31-й гвардейский Никопольский истребительный авиаполк из Зернограда (МиГ-29, командир – гвардии полковник Олег Соловьев);
55-й отдельный Севастопольский вертолетный полк из Кореновска (Ми-8, Ми-24, командир - подполковник Дмитрий Сергеев);
325-йотдельный транспортно-боевой вертолетный полк из Егорлыкской (Ми-8, Ми-26, командир - полковник Владимир Григорян);
487-й отдельный вертолетный полк из Буденновска (Ми-8, Ми-24П и Ми-24ПН, командир - полковник Евгений Федотов);
Кроме того, были привлечены отдельные самолеты и экипажи из авиачастей, не входящих в 4-ю ВА:
52-го гвардейского ТБАП (Ту-22МЗ, аэродром «Шайковка»);
929-го ГЛИЦ (Ахтубинск, Су-24МР);
4-го ЦБП и ПЛС им. Чкалова (Липецк, Су-24М, Су-25СМ) и некоторых других.
Впрочем, этот довольно длинный список авиачастей не должен вводить в заблуждение.
Зачастую из состава указанных здесь частей в зоне боевых действий присутствовали единичные машины. Общая численность российских боевых и разведывательных самолетов и вертолётов, принимавших непосредственное участие в конфликте, не превышала сотни машин.
Наземная ПВО частей 58-й российской армии, вступивших на территории Южной Осетии в бой с грузинскими войсками, состояла из самоходных зенитных установок ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРПК 2К22 «Тунгуска», и переносных зенитно-ракетных комплексов. На вооружении десантников, помимо ПЗРК, имелись самоходные зенитные установки БТР-ЗД «Скрежет» с зенитными автоматами ЗУ-23
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что российская авиация во время войны в Осетии превосходила грузинскую как в количественном, так и в качественном отношении. Однако грузинские зенитные средства при поддержке развитой системы радиоэлектронного обнаружения были вполне способны оказать ей весьма серьезное противодействие. К сожалению, наше авиационное командование недооценило эту угрозу...
В утренние и дневные часы первого дня войны, когда колонна бронетехники 58-й армии шла по горному «серпантину» от Рокского тоннеля на юг, в сторону Дзау, единственным, кто мог оказать содействие защитникам Цхинвала в отражении грузинского наступления, была российская боевая авиация. Первыми в бой вступили Су-25 и Су-25СМ из 368-го Отдельного штурмового авиаполка под командованием полковника Сергея Кобылаша.
Су-25 368-й ОШАП один из самых боевых полков российских ВВС.
Сформированный в 1984 году на аэродроме «Жотневое», он в 1986-87 годах воевал в Афганистане, затем успел побывать на территории ГДР в составе Группы советских войск в Германии, а с1993 года базируется на Северном Кавказе, в Будёновске.
Полк прошел обе чеченские войны, в 1995 году пережил нападение террористов Шамиля Басаева, но никогда за всю свою историю он не встречал такого сильного зенитного противодействия и не нес столь тяжелых одномоментных потерь, как за первые два дня «осетинской» войны - 8 и 9 августа 2008 года.
В одном из первых боевых вылетов, при атаке на колонну грузинских войск к югу от Цхинвала зенитной ракетой был сбит самолет заместителя командира эскадрильи подполковника Олега Теребунского – опытного пилота, имеющего на своем счету 120 боевых вылетов в чеченских войнах. Летчик катапультировался и вышел к своим. 22 августа указом президента России он был награжден Орденом мужества.
Кроме того, в течение дня получили серьезные повреждения штурмовики капитана Ивана Нечаева и полковника Олега Молоствова, но обоим пилотам удалось вернуться на свой аэродром и благополучно совершить посадки. На самолете Нечаева был полностью разрушен левый двигатель, правый поврежден.
После приземления самолета оказалось, что керосин из перебитого топливного шланга вытекает прямо на взлетно-посадочную полосу, и его пришлось заливать противопожарной пеной. На самолете же Молоствова техники по возвращении насчитали 88 осколочных пробоин.
Несмотря на потери, российские летчики своими действиями значительно снизили наступательную активность грузинских войск и тем самым помешали противнику установить полный контроль над Цхинвалом.
Грузины о своих потерях от авианалетов, понесенных в первый день войны в районе столицы Южной Осетии, сообщают весьма скупо. В пресс-сводке Минобороны Грузии за 8 августа есть информация лишь об уничтожении грузовика с боеприпасами.
Пока «грачи» и Ми-24 действовали на подступах к Цхинвалу, бомбардировщики Су-24М наносили удары по целям в глубине грузинской территории.
Первоочередной задачей у них была изоляция района боевых действий - недопущение подхода подкреплений со стороны противника. Выполняя эту задачу, «сухие» в полдень 8 августа атаковали автоколонну 4-й бригады ВС Грузии, которая двигалась по шоссе из Гори в сторону Цхинвала. В результате бомбардировки было уничтожено пять грузовиков и несколько джипов, убито более 20 солдат и офицеров, включая командира одного из батальонов 4-й бригады майора Шалву Долидзе. Еще несколько десятков человек получили ранения.
Со стороны Грузии, это оказались самые большие одномоментные потери грузинской армии за всю войну. Большинство попавших под удар было деморализовано и в значительной мере утратило боеспособность. Примечательно, что 4-я бригада считалась элитой грузинской армии, она была подготовлена американскими инструкторами и вооружена американским оружием.
Первоначально грузины утверждали, что при атаке на колонну использовались кассетные боеприпасы. Потом их мнение изменилось и появились сообщения, что российский самолет якобы сбросил боеприпас объемного взрыва - так называемую
«вакуумную бомбу». Но наши военные отрицают применение как кассетных, так и объемно-детонирующих бомб в конфликте с Грузией, так что вопрос о типе примененных боеприпасов остается открытым.
Действия российской авиации характеризовались следующими просчетами:
- не учитывалось возможное расположение активных средств ПВО Грузии и их зон обнаружения и поражения;
- не использовался рельеф местности;
- неоднократно выполнялись повторные заходы на цели (причем с одних и тех же направлений);
- не учитывалось положение солнца и освещенных им предметов;
- не выполнялись противозенитные и противоракетные маневры;
- полет до целей и обратно 8 и 9 августа выполнялся по одному маршруту;
- отсутствие самолетов-разведчиков, способных вести детальную радиотехническую разведку в реальном масштабе времени с высокой точностью определения координат РЛС;
- несовпадение диапазонов частот РГС ракет «воздух-РЛС» и РЛС ЗРК ПВО советского производства, отсутствие аппаратуры управления и целеуказания;
- недостаточная численность постановщиков помех, малое время их нахождения в зоне постановки помех;
- недостаточная высота максимального потолка полета вертолетов – постановщиков помех, вследствие чего невозможно было их применять в условиях гористой местности Южной Осетии;
- отсутствие средств РЭП групповой защиты из боевых порядков.
Действия грузинской авиации были довольно пассивными. По итогам первого дня войны грузины объявили, что их авиация уже в 8 часов утра разбомбила российскую танковую колонну, вышедшую из Рокского тоннеля, уничтожив десятки единиц бронетехники, а затем – разрушила Гуфтинский мост, сделав невозможным продвижение российских войск от Дзау к Цхинвалу. Однако оба эти сообщения оказались ложными. И колонна не пострадала, и мост остался целым.
Пассивность грузинских «соколов» в то время, когда они еще обладали способностью повлиять на исход конфликта, объяснить довольно сложно.
Возможно, грузинское командование объективно оценивало уровень подготовки своих пилотов, чтобы отдать им приказ атаковать малоразмерные цели в узких горных ущельях. А может быть, грузины опасались российских средств ПВО и
истребителей-перехватчиков. Или же они просто недооценили угрозу, исходившую от Рокского тоннеля.
УСПЕХИ ГРУЗИНСКОЙ ПВО
В отличие от ВВС Грузии, чьи действия никак нельзя назвать эффективными, грузинские зенитчики в первый период войны сумели добиться значительных успехов. Особо отличился дивизион «буков», действовавший в районе Гори. Уже утром ему удалось сбить российский разведчик Су-24МР, который пилотировал экипаж 929-го ГЛИЦ из Ахтубинска в составе пилота полковника Игоря Зинова и штурмана полковника Игоря Ржавитина. Самолет упал на грузинской территории в 17 километрах от Гори. Летчики успели катапультироваться, но Игорь Ржавитин погиб. Полковник Зинов, получив при катапультировании травмы головы и позвоночника, не мог передвигаться. Грузинские солдаты нашли его и отвезли в тбилисский госпиталь.
До сих пор не ясно, зачем на разведку отправили экипаж, состоящий из двух полковников летно-испытательного центра, тем более что в распоряжении командования 4-й Воздушной армии есть 11-й Гвардейский разведывательный авиаполк, оснащенный такими же Су-24МР и укомплектованный опытными летчиками. Как бы там ни было, эта потеря стала для наших ВВС одной из самых болезненных в ходе конфликта
Но еще более тяжелый удар ждал их ночью. Около полуночи 8 августа над Грузией был сбит дальний бомбардировщик Ту-22МЗ из 52-го гвардейского ТБАП. Бомбардировщиков такого класса советско-российская авиация не теряла в боевой обстановке с момента окончания Второй мировой войны.
Обломки самолета, пораженного прямым попаданием зенитной ракеты, упали у деревни Карели в районе осетино-грузинской границы, на территории, контролируемой в тот момент грузинскими войсками. Из четырех человек экипажа выжил только один - второй пилот майор Вячеслав Малков, который оказался в плену. Командир экипажа подполковник Александр Ковенцов, а также майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли.
Наиболее достоверной представляется информация о том, что сбитый Ту-22М3, специально оборудованный для аэрофотосъемки, замыкал группу из 9 бомбардировщиков. В задачу группы входило поражение грузинских объектов.
Разведывательный Ту-22М3 также имел бомбовую нагрузку. Он должен был оценивать результаты бомбежек и, в случае необходимости, наносить дополнительные удары. Противодействия ПВО противника в этом районе не ожидалось.
Скорее всего, российские бомбардировщики попали под обстрел украинского комплекса «Бук-М1». Ударные Ту-22М3, используя штатные средства РЭБ и противоракетный маневр, смогли уклониться от поражения ракетами, а разведчик оказался сбит.
Всего же в ходе боевых действий ВВС России потеряли три Су-25, два Су-24 и один Ту-22М3. Также было установлено, что уже по завершении конфликта в Южной Осетии произошла авиакатастрофа - разбились два вертолета Ми-8МТКО и Ми-24. Возможно, часть штурмовиков была поражена «дружественным огнём».
Не смотря на потери, российская авиация смогла выполнить все поставленные задачи, но в то же время анализ действий ВВС в ходе этой войны вынуждает серьезно задуматься и сделать некоторые и нелицеприятные выводы. И главный из них – ВВС в полной мере не готовы в полной мере к ведению боевых действий в условиях противодействия современной ПВО. Кроме того, учитывая слабую помехозащищенность своих аналогичных средств ПВО (в первую очередь, РЛС РТВ и РЭС войсковой ПВО – не готовы к отражению современных средств воздушного нападения. При противодействии современных средств ПВО противника боевые потери будут существенно выше.
По материалам:
http://army.lv/ru/su-24/405/19768
http://newsland.com/news/detail/id/541199/
http://www.rusarmy.com/forum/topic7040.html
http://www.arms-expo.ru/050055049057124051057050054.html
Автор: Bongo