ЮАР и Родезия против мин. Часть II
Как уже говорилось в первой части нашего рассказа, в ходе войны в Южной Родезии различные мины и самодельные взрывные устройства стали настоящей бедой для войск Родезии и Южно-Африканской Республики. Счет уничтоженных взрывами автомобилей и другой самоходной техники постоянно увеличивался, а вместе с ним росло количество погибших и раненых, в том числе и гражданских. Наиболее очевидным способом спасения людей от мин было создание соответствующей бронетехники. Развивая эту концепцию, конструкторы ЮАР и Родезии создали массу различных бронемашин, имевших несколько общих черт.
Однако такой подход к защите солдат и мирного населения не мог обеспечить должный уровень безопасности. Кроме того, он был невыгоден с экономической точки зрения, ведь дешевое взрывное устройство, могло вывести из строя или даже уничтожить броневик, стоимость которого была эквивалентна сотням или тысячам мин. Таким образом, одновременно с эксплуатацией бронетехники класса MPV (Mine protected vehicle – «Машина, защищенная от мин») родезийским и южноафриканским войскам приходилось уделять большое внимание поиску и уничтожению мин. Стоит отметить, огромная протяженность оборудованных шоссе и простых грунтовых дорог делала поиск мин крайне сложной задачей. Саперы с ручными миноискателями работали слишком долго и рисковали попасть в засаду, а специальная техника для разминирования попросту отсутствовала.
Pookie
Первой родезийской специальной машиной, предназначенной для обнаружения мин, стал легкий броневик Pookie («Пуки»), созданный в середине семидесятых. Как и другие южноафриканские бронемашины того времени, новый образец был назван в честь местного животного. Словом Pookie в некоторых диалектах Южной Африки обозначаются приматы семейства галаговых. Возможно, облик нового саперного броневика кому-то напомнил этих зверушек, что и повлияло на выбор имени проекта.
С колесами бронемашины для саперов была связана интересная история, похожая на шпионский детектив. Поскольку официальные поставки каких-либо комплектующих для техники в Родезию были запрещены, представителям родезийской промышленности и армии приходилось инкогнито «внедряться» на Гран-при Южной Африки. Там они заводили знакомства с техническим персоналом команд и скупали использованные покрышки. Это продолжалось в течение нескольких лет и, к счастью для родезийских саперов, никто не догадался, зачем заключаются подобные негласные «контракты». Бывшие в употреблении шины активно использовались для оснащения машин Pookie, а местные условия способствовали сравнительно низкому их износу.
В результате всех принятых мер бронеавтомобили Pookie получили возможность быстро передвигаться по любым дорогам Родезии со скоростью до 80 км/ч и обеспечивать безопасность автоколонн. Для поиска взрывных устройств саперную машину оснастили двумя рамками металлоискателя, прикрытыми кожухами цилиндрической или коробчатой формы. Они крепились в нижней части бортов корпуса и в рабочем положении опускались параллельно земле. В походном положении приспособления для поиска мин поднимались и удерживались под углом к горизонту.
За четыре года, начиная с 1976-го, в Родезии собрали 75 машин типа Pookie, незначительно отличавшихся друг от друга некоторыми деталями конструкции. К примеру, часть броневиков оснащалась крупным ветровым бронестеклом, а в других водителю приходилось наблюдать за местностью через небольшое окно. Также менялась форма кожухов металлоискателя и эхолота. При этом, независимо от конструкции конкретного экземпляра, все 75 броневиков отлично справлялись со своими обязанностями. За несколько лет эксплуатации машины Pookie в общей сложности обнаружили около 550 противотанковых мин и самодельных взрывных устройств различных типов. За это время было потеряно всего 12 броневиков, причем ни одна из уничтоженных противником машин не стала жертвой исключительно мин. Чаще всего саперные броневики попадали в засаду и расстреливались из гранатометов. К счастью, ни один водитель не погиб.
FU-2
Высокая эффективность легких броневиков Pookie заставила саперов партизанских формирований изменить тактику. Они начали минировать не только дороги, но и площадки, пригодные для использования в качестве аэродромов. Такое минирование позволило решить сразу две тактические задачи. Во-первых, взрывные устройства уничтожали взлетающие или садящиеся самолеты, а во-вторых, проверка многочисленных импровизированных грунтовых аэродромов отнимала у родезийских инженерных подразделений массу сил и времени.
Один из вариантов FU-2
Все имевшиеся на тот момент Pookie использовались для проверки дорог и сопровождения автоколонн, поэтому требовался некий новый тип техники. Специально для поиска мин и самодельных взрывных устройств на больших посадочных площадках военные Родезии создали простейшую, но удобную и эффективную версию «самоходного миноискателя» под названием FU-2. Основой для новой модели специальной техники стал обычный велосипед, на который монтировался набор специального оборудования. Вернее, часть конструкции двухколесного транспорта присоединялась к тележке с аппаратурой и служила рабочим местом оператора-водителя. На небольшой двухколесной тележке устанавливались аккумулятор и блок электроники. Сбоку подвижно крепились рамки металлоискателя. Таким образом, единовременно одна «машина» FU-2 могла обследовать полосу земли шириной около двух метров.
К сожалению, данные об этом техническом средстве крайне скудны и поэтому, к примеру, точно неизвестно, как родезийцы защитили FU-2 от риска наехать на мину колесами. Вероятно, в передней части тележки с аппаратурой находилась еще одна рамка, следившая за центральным сектором. Несмотря на ярко выраженный кустарный характер, миноискатель на базе велосипеда оказался достаточно эффективным и полезным. Судя по тому, что использование в качестве аэродромов неподготовленных площадок продолжалось до самого конца войны, саперы на FU-2 смогли найти немало мин и спасти множество жизней. Кроме того, FU-2 считается самой массовой «машиной» родезийских саперов. По различным оценкам, было собрано не менее 100-150 таких систем.
Spinnekop
Последним саперным броневиком, которому удалось принять участие в войне в Южной Родезии, стала машина Spinnekop («Паук»). Этот образец, разработанный в ЮАР, полностью оправдывал свое название, поскольку для уменьшения риска уничтожения инженеры подняли бронекорпус на максимально возможную высоту, создав оригинальную ходовую честь. Бронированный корпус с характерным V-образным днищем разделили на два отсека. В переднем располагались водитель и оператор миноискателя. В заднем – двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Через нижнюю часть корпуса по всей длине машины проходила закрытая кожухом рама, соединявшая все элементы конструкции. В средней части рамы крепились опоры двух «лыж», предотвращавших переворачивание машины на бок. Максимальная длина семитонного саперного броневика Spinnekop – около семи метров. Высота порядка 3 и ширина, в зависимости от комплектации, около 3,3 метра.
Spinnekop, серийный экземпляр
В передней, средней и задней частях продолговатой рамы крепились длинные рычаги, на концах которых устанавливались колеса с сопутствующими системами. Из-за столь сложной конструкции ходовой части броневик Spinnekop получил гидравлическую трансмиссию. Только такая система могла надежно передавать крутящий момент двигателя на колеса и располагаться в раме сложной конструкции. При использовании 90-сильного шестицилиндрового двигателя бронемашина могла разгоняться на шоссе до 60 километров в час. Интересен тот факт, что максимальная скорость движения зависела от режима работы гидротрансмиссии. 60 километров в час достигались при двух ведущих колесах из шести. При переключении на колесную формулу 4х6 этот показатель падал на 10 км/ч. Наконец, в полноприводном варианте Spinnekop разгонялся лишь до 40 километров в час. Во время поиска мин рекомендовалось двигаться со скоростью не более 16-18 км/ч.
Миноискатели машины Spinnekop устанавливались на съемной раме, крепившейся к передним колесам. Согласно разным источникам, в блоке аппаратуры присутствовали как приборы, использующие электромагнитное излучение, так и эхолокационное оборудование. Управляемая одним из членов экипажа установка могла обследовать полосу дороги шириной около 2,5-3 метров.
Машина Spinnekop, оснащенная системами поиска мин
Известно, что первый экземпляр саперного броневика Spinnekop, построенный в 1979 году, недолгое время испытывался на территории Родезии. После испытаний, показавших эффективность работы миноискателей и правильность использованных технических решений, началось серийное производство новой бронемашины. За несколько лет промышленность ЮАР построила всего 18 броневиков Spinnekop. Столь малое количество серийных машины было обусловлено особенностями их применения – война закончилась, вследствие чего основной задачей инженерных подразделений стало обследование территорий, на которых могли находиться вражеские взрывные устройства.
Неоднозначные итоги
После окончания войны в Южной Родезии все построенные саперные броневики были поделены участниками конфликта и активно использовались для очистки территорий, густо «засеянных» противотанковыми и противопехотными минами или самодельными взрывными устройствами. На этой службе было потеряно большинство построенных машин, а немногие сохранившиеся экземпляры позже попали в музеи военной техники. Так, один или два броневика Pookie в настоящее время служат музейными экспонатами. Переоборудованные из велосипедов миноискатели FU-2, к сожалению, сохранились лишь на нескольких фотографиях плохого качества и в воспоминаниях участников той войны. Наконец, немногочисленные машины Spinnekop выработали свой ресурс в составе подразделений армии ЮАР, после чего были списаны и утилизированы.
До сих пор в земле Зимбабве и некоторых районов Южно-Африканской Республики остаются десятки или даже сотни тысяч мин и других взрывных устройств. Разминирование территорий, на которых шли боевые действия, остается одной из главных проблем Южной Африки. Тем не менее, несмотря на важность вопроса, саперы южноафриканских стран в последние десятилетия вынуждены использовать имеющуюся технику, возможности и эффективность которой оставляют желать лучшего. Основными средствами обнаружения мин по-прежнему остаются ручные миноискатели и щупы. Время от времени предпринимаются попытки построить самоходную машину наподобие Pookie или Spinnekop, но все они завершаются неудачей. В результате мины продолжают убивать людей, а саперы Зимбабве и других бедных южноафриканских государств вынуждены искать боеприпасы при помощи устаревших малоэффективных систем.
По материалам сайтов:
http://rhodesians.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://armourbook.com/
http://africancrisis.org/
http://rhodesianforces.org/
Однако такой подход к защите солдат и мирного населения не мог обеспечить должный уровень безопасности. Кроме того, он был невыгоден с экономической точки зрения, ведь дешевое взрывное устройство, могло вывести из строя или даже уничтожить броневик, стоимость которого была эквивалентна сотням или тысячам мин. Таким образом, одновременно с эксплуатацией бронетехники класса MPV (Mine protected vehicle – «Машина, защищенная от мин») родезийским и южноафриканским войскам приходилось уделять большое внимание поиску и уничтожению мин. Стоит отметить, огромная протяженность оборудованных шоссе и простых грунтовых дорог делала поиск мин крайне сложной задачей. Саперы с ручными миноискателями работали слишком долго и рисковали попасть в засаду, а специальная техника для разминирования попросту отсутствовала.
Pookie
Первой родезийской специальной машиной, предназначенной для обнаружения мин, стал легкий броневик Pookie («Пуки»), созданный в середине семидесятых. Как и другие южноафриканские бронемашины того времени, новый образец был назван в честь местного животного. Словом Pookie в некоторых диалектах Южной Африки обозначаются приматы семейства галаговых. Возможно, облик нового саперного броневика кому-то напомнил этих зверушек, что и повлияло на выбор имени проекта.
С колесами бронемашины для саперов была связана интересная история, похожая на шпионский детектив. Поскольку официальные поставки каких-либо комплектующих для техники в Родезию были запрещены, представителям родезийской промышленности и армии приходилось инкогнито «внедряться» на Гран-при Южной Африки. Там они заводили знакомства с техническим персоналом команд и скупали использованные покрышки. Это продолжалось в течение нескольких лет и, к счастью для родезийских саперов, никто не догадался, зачем заключаются подобные негласные «контракты». Бывшие в употреблении шины активно использовались для оснащения машин Pookie, а местные условия способствовали сравнительно низкому их износу.
В результате всех принятых мер бронеавтомобили Pookie получили возможность быстро передвигаться по любым дорогам Родезии со скоростью до 80 км/ч и обеспечивать безопасность автоколонн. Для поиска взрывных устройств саперную машину оснастили двумя рамками металлоискателя, прикрытыми кожухами цилиндрической или коробчатой формы. Они крепились в нижней части бортов корпуса и в рабочем положении опускались параллельно земле. В походном положении приспособления для поиска мин поднимались и удерживались под углом к горизонту.
За четыре года, начиная с 1976-го, в Родезии собрали 75 машин типа Pookie, незначительно отличавшихся друг от друга некоторыми деталями конструкции. К примеру, часть броневиков оснащалась крупным ветровым бронестеклом, а в других водителю приходилось наблюдать за местностью через небольшое окно. Также менялась форма кожухов металлоискателя и эхолота. При этом, независимо от конструкции конкретного экземпляра, все 75 броневиков отлично справлялись со своими обязанностями. За несколько лет эксплуатации машины Pookie в общей сложности обнаружили около 550 противотанковых мин и самодельных взрывных устройств различных типов. За это время было потеряно всего 12 броневиков, причем ни одна из уничтоженных противником машин не стала жертвой исключительно мин. Чаще всего саперные броневики попадали в засаду и расстреливались из гранатометов. К счастью, ни один водитель не погиб.
FU-2
Высокая эффективность легких броневиков Pookie заставила саперов партизанских формирований изменить тактику. Они начали минировать не только дороги, но и площадки, пригодные для использования в качестве аэродромов. Такое минирование позволило решить сразу две тактические задачи. Во-первых, взрывные устройства уничтожали взлетающие или садящиеся самолеты, а во-вторых, проверка многочисленных импровизированных грунтовых аэродромов отнимала у родезийских инженерных подразделений массу сил и времени.
Один из вариантов FU-2
Все имевшиеся на тот момент Pookie использовались для проверки дорог и сопровождения автоколонн, поэтому требовался некий новый тип техники. Специально для поиска мин и самодельных взрывных устройств на больших посадочных площадках военные Родезии создали простейшую, но удобную и эффективную версию «самоходного миноискателя» под названием FU-2. Основой для новой модели специальной техники стал обычный велосипед, на который монтировался набор специального оборудования. Вернее, часть конструкции двухколесного транспорта присоединялась к тележке с аппаратурой и служила рабочим местом оператора-водителя. На небольшой двухколесной тележке устанавливались аккумулятор и блок электроники. Сбоку подвижно крепились рамки металлоискателя. Таким образом, единовременно одна «машина» FU-2 могла обследовать полосу земли шириной около двух метров.
К сожалению, данные об этом техническом средстве крайне скудны и поэтому, к примеру, точно неизвестно, как родезийцы защитили FU-2 от риска наехать на мину колесами. Вероятно, в передней части тележки с аппаратурой находилась еще одна рамка, следившая за центральным сектором. Несмотря на ярко выраженный кустарный характер, миноискатель на базе велосипеда оказался достаточно эффективным и полезным. Судя по тому, что использование в качестве аэродромов неподготовленных площадок продолжалось до самого конца войны, саперы на FU-2 смогли найти немало мин и спасти множество жизней. Кроме того, FU-2 считается самой массовой «машиной» родезийских саперов. По различным оценкам, было собрано не менее 100-150 таких систем.
Spinnekop
Последним саперным броневиком, которому удалось принять участие в войне в Южной Родезии, стала машина Spinnekop («Паук»). Этот образец, разработанный в ЮАР, полностью оправдывал свое название, поскольку для уменьшения риска уничтожения инженеры подняли бронекорпус на максимально возможную высоту, создав оригинальную ходовую честь. Бронированный корпус с характерным V-образным днищем разделили на два отсека. В переднем располагались водитель и оператор миноискателя. В заднем – двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Через нижнюю часть корпуса по всей длине машины проходила закрытая кожухом рама, соединявшая все элементы конструкции. В средней части рамы крепились опоры двух «лыж», предотвращавших переворачивание машины на бок. Максимальная длина семитонного саперного броневика Spinnekop – около семи метров. Высота порядка 3 и ширина, в зависимости от комплектации, около 3,3 метра.
Spinnekop, серийный экземпляр
В передней, средней и задней частях продолговатой рамы крепились длинные рычаги, на концах которых устанавливались колеса с сопутствующими системами. Из-за столь сложной конструкции ходовой части броневик Spinnekop получил гидравлическую трансмиссию. Только такая система могла надежно передавать крутящий момент двигателя на колеса и располагаться в раме сложной конструкции. При использовании 90-сильного шестицилиндрового двигателя бронемашина могла разгоняться на шоссе до 60 километров в час. Интересен тот факт, что максимальная скорость движения зависела от режима работы гидротрансмиссии. 60 километров в час достигались при двух ведущих колесах из шести. При переключении на колесную формулу 4х6 этот показатель падал на 10 км/ч. Наконец, в полноприводном варианте Spinnekop разгонялся лишь до 40 километров в час. Во время поиска мин рекомендовалось двигаться со скоростью не более 16-18 км/ч.
Миноискатели машины Spinnekop устанавливались на съемной раме, крепившейся к передним колесам. Согласно разным источникам, в блоке аппаратуры присутствовали как приборы, использующие электромагнитное излучение, так и эхолокационное оборудование. Управляемая одним из членов экипажа установка могла обследовать полосу дороги шириной около 2,5-3 метров.
Машина Spinnekop, оснащенная системами поиска мин
Известно, что первый экземпляр саперного броневика Spinnekop, построенный в 1979 году, недолгое время испытывался на территории Родезии. После испытаний, показавших эффективность работы миноискателей и правильность использованных технических решений, началось серийное производство новой бронемашины. За несколько лет промышленность ЮАР построила всего 18 броневиков Spinnekop. Столь малое количество серийных машины было обусловлено особенностями их применения – война закончилась, вследствие чего основной задачей инженерных подразделений стало обследование территорий, на которых могли находиться вражеские взрывные устройства.
Неоднозначные итоги
После окончания войны в Южной Родезии все построенные саперные броневики были поделены участниками конфликта и активно использовались для очистки территорий, густо «засеянных» противотанковыми и противопехотными минами или самодельными взрывными устройствами. На этой службе было потеряно большинство построенных машин, а немногие сохранившиеся экземпляры позже попали в музеи военной техники. Так, один или два броневика Pookie в настоящее время служат музейными экспонатами. Переоборудованные из велосипедов миноискатели FU-2, к сожалению, сохранились лишь на нескольких фотографиях плохого качества и в воспоминаниях участников той войны. Наконец, немногочисленные машины Spinnekop выработали свой ресурс в составе подразделений армии ЮАР, после чего были списаны и утилизированы.
До сих пор в земле Зимбабве и некоторых районов Южно-Африканской Республики остаются десятки или даже сотни тысяч мин и других взрывных устройств. Разминирование территорий, на которых шли боевые действия, остается одной из главных проблем Южной Африки. Тем не менее, несмотря на важность вопроса, саперы южноафриканских стран в последние десятилетия вынуждены использовать имеющуюся технику, возможности и эффективность которой оставляют желать лучшего. Основными средствами обнаружения мин по-прежнему остаются ручные миноискатели и щупы. Время от времени предпринимаются попытки построить самоходную машину наподобие Pookie или Spinnekop, но все они завершаются неудачей. В результате мины продолжают убивать людей, а саперы Зимбабве и других бедных южноафриканских государств вынуждены искать боеприпасы при помощи устаревших малоэффективных систем.
По материалам сайтов:
http://rhodesians.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://armourbook.com/
http://africancrisis.org/
http://rhodesianforces.org/
Автор: Glenn Witcher