"Притягивающий удачу". Эпизоды Фолклендской войны



Техническая справка

HMS Plymouth – один из 14 фрегатов типа «Ротсей» (Rothesay), предназначенных для обеспечения эскортных задач, противолодочной обороны конвоев и соединений боевых кораблей в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана. Помимо Королевских ВМС Великобритании, фрегаты типа «Ротсей» эксплуатировались в составе ВМС ЮАР и Новой Зеландии.

Полное водоизмещение – до 2800 тонн;

Экипаж – от 152 (проект) до 235 (после модернизации);

Силовая установка: 2 котла, 2 паровые турбины суммарной мощностью 30 000 л.с.

Скорость полного хода – 28 узлов;

Топливные танки фрегата емкостью 400 тонн мазута обеспечивали дальность плавания 5200 миль на экономической скорости 12 узлов;

Вооружение:
- универсальное спаренное морское орудие Mark VI калибра 114 мм;
- 2 противолодочных бомбомета Limbo (калибр 400 мм, дальность стрельбы до 900 м)
- мелкокалиберная зенитная артиллерия: 40 мм установка «Бофорс» или несколько 20 мм автоматов «Эрликон»;
- противолодочный/многоцелевой вертолет «Уосп», кормовая посадочная площадка, ангар.


На переднем плане - трехствольный бомбомет Limbo, легкий вертолет "Уосп". Странная, игрушечного вида конструкция, торчащая в задней части надстройки, не что иное, как ЗРК "Си Кэт"

Проведенная в конце 1970-х модернизация подразумевала демонтаж одной из установок Limbo – взамен на фрегат устанавливались морской ЗРК «Си Кэт» и современные системы управления огнем. Также, для самообороны корабля от новейших средств поражения – советских ПКР, на фрегате были монтированы две 8-ствольные установки «Небворт/Корвус» для постановки облаков пассивных помех.
Запланированные по проекту 12 торпед калибра 533 мм в реальности никогда установлены не были.

Сам «Плимут» был заложен в 1958 году, спущен на воду в 1959 и принят в состав КВМС Великобритании в начале 1961 года.

Даже беглого взгляда на характеристики «Плимута» достаточно, чтобы признать - к началу 1980-х корабль полностью устарел и был ни на что не годен. Особенно смущает ПВО, состоявшее из ЗРК «Си Кэт», спаренного универсального орудия и пары «Эрликонов» времен Второй мировой войны.

При этом, как и полагается, сектор обстрела 114 мм орудия Mark VI ограничивался носовыми углами. А «грозный» зенитный ракетный комплекс «Си Кэт» уступал по своим возможностям даже ПЗРК «Стингер» - у «Стингера» хотя бы скорость ракеты в 2 раза превышала скорость звука, в то время как британское чудо «Си Кэт» стреляло дозвуковыми (!) ЗУР.
Учитывая все вышеописанное, фрегат «Плимут» был совершенно беззащитен при нападении с воздуха.

По своей «основной специальности» - обеспечение противолодочной обороны, «Плимут» выглядел не менее слабо – рассматривать трехорудийную мортиру Limbo в качестве эффективного противолодочного оружия на начало 1980-х годов не приходится. Ракетоторпед нет, самонаводящиеся противолодочные торпеды в его арсенале также отсутствуют. Единственное внятное средство – легкий вертолет «Уосп», впрочем ожидать от этой «стрекозы» с макс. взлетной массой 2,5 тонны каких-либо подвигов также не приходилось.

Противокорабельные крылатые ракеты? Автоматические зенитки с радарным наведением? Какая-либо серьезная конструктивная защита? Ничего этого на «Плимуте» не было. Британские моряки всерьез рисковали жизнью, отправляясь на этом «ведре» в самую гущу сражений.

Статистика боевого применения

Выйдя в поход в составе передового соединения, «Плимут» опередил основные силы Task Force 317 как минимум на десять суток, прибыв в район боевых действий уже в двадцатых числах апреля 1982 года. Фрегат зря времени не терял и, вместе с ледоколом и эсминцем «Энтрим», он немедленно включился в работу по «зачистке» и возвращению под британский контроль острова Южная Георгия (крошечный клочок суши в открытом океане, к востоку от Фолклендского архипелага).

Жарких боевых действий в том регионе не намечалась – каждая сторона располагала скромным количеством сил, потому дело ограничилось переброской на вертолетах групп спецназа и коротким обстрелом побережья Юж. Георгии, после чего аргентинский гарнизон из полутора сотен человек выбросил белый флаг.


Командир гарнизона капитан де корбета Альфредо Астиц подписывает Акт о капитуляции в кают-компании фрегата «Плимут»

В ходе короткой стычки у Юж. Георгии британцам удалось захватить (уничтожить) единственный аргентинский корабль в том квадрате - субмарину «Санта Фе», используемую для доставки подкрепления. В атаке принял участие и «Плимут» - отправленный на задание вертолет расстрелял «Санта Фе» малогабаритными ПКР AS-12, окончательно повредив лодку и принудив её к сдаче. Впрочем, лодка была старая – «Балао» американской постройки, времен Второй мировой, к тому же, она находилась в ужасающем техническом состоянии и утратила возможность погружаться. Тем не менее, аргентинские ВМС понесли свою первую потерю. Разминка для «Плимута» удалась.

Решив вопрос с Южной Георгией, фрегат переместился на 500 миль западнее, к Фолклендским островам – туда, где начались настоящие боевые действия. Новый район боевого маневрирования располагался в зоне действия аргентинской авиации, и каждый британский корабль ежеминутно рисковал попасть под удар с воздуха. Так и случилось – 4 мая 1982 года британский радиолокационный дозор познакомился аргентинским «вундерваффе» - сверхзвуковыми ракетоносцами «Супер Этандар», вооруженными ПКР AM39 Exocet.

Маленький «Плимут» вовремя обнаружил угрозу и благополучно скрылся под «зонтиком» дипольных отражателей. Сработал профессионализм британской команды + капля везения. В отличие от эсминца ПВО «Шэффилд», чей командир понадеялся на нелетную погоду и отключил поисковый радар (работающая РЛС создавала помехи спутниковым каналам связи). В результате, «Шеффилд» сгорел от неразорвавшейся ракеты, экипаж потерял 20 человек убитыми и имя эсминца навсегда занесено в список военно-морских курьезов.

Что касается чудесно спасшегося «Плимута», единственного, чьи действия в сложившейся обстановке оказались верны … о нем в прессе не было ни слова, ведь корабль боевых повреждений не получал, команда цела … здесь никакой сенсации не получилось.
На счастье экипажа «Плимута», встретиться с AM39 Exocet фрегату более не довелось. Врага видели лишь мельком – темные тени аргентинских самолетов, мчащихся над самой водой.

…«Ардент», «Энтилоуп», «Ковентри», «Броудсворд», «Энтрим», «Глазго», «Сэр Гэлахэд», «Сэр Ланселот», «Атланатик Конвейор»… «картонные» корабли англичан один за другим превращались в пылающие руины, к концу мая эскадра Её Величества поредела на треть.


"Плимут" ведет обстрел аргентинских позиций

Поразительно, но маленький «Плимут» по-прежнему оставался цел и невредим. Зенитчики регулярно отражали атаки аргентинской авиации, увы, все аргентинские самолеты пролетали мимо, как и выпущенные зенитные ракеты комплекса «Си Кэт»… Послевоенные исследования показали, что ни одну из потерь ВВС Аргентины нельзя достоверно приписать «Плимуту» - похоже, что все выпущенные ракеты ушли в «молоко» или их боевые части сработали на слишком большом расстоянии, чтобы нанести противнику фатальный ущерб. Впрочем, что еще ожидать от ЗРК «Си Кэт» с дозвуковыми ЗУР и ручным наведением ракет на цель?

21 мая «Плимут» эвакуировал фрегат Её Величества «Аргонавт» - этот невезучий корабль получил с неба две неразорвавшиеся бомбы. С взорвавшимися котлами, разбитой антенной РЛС и пожаром в погребе зенитного боезапаса, «Аргонавт» полностью утратил боеспособность и обязан своему спасению исключительно вовремя подоспевшему «Плимуту». Моряки с «Плимута» помогли сбить пламя и буквально вытащили поврежденный «Аргонавт» из-под вражеских атак.


Боевые повреждения



"Ржавое ведро". HMS Plymouth в наши дни


http://www.hmsplymouth.co.uk/
http://www.wikipedia.org/
http://www.hmsplymouthtrust.co.uk/