Во имя высших интересов Великобритании
Западные историки, перечисляя крупнейшие военно-морские сражения II Мировой войны, битву у Мерс-эль-Кебира стыдливо обходят стороной. И этому есть причины: 3 июля 1940 года у побережья Северной Африки в жестоком бою сошлись британская и французская эскадры. Что же произошло, по какой причине вчерашние союзники в борьбе против гитлеровской Германии стали смертельными врагами?
Итоги
В целом итогами операции «Катапульта» в Лондоне были довольны: Великобритания обеспечила себе бесспорное господство на морских просторах. 7 французских линкоров, 4 крейсера, 8 подводных лодок, не считая других судов, тем или иным способом были выведены из игры. Королевский военно-морской флот пополнился новыми боевыми судами. И все это – не потеряв ни одного судна! Когда Черчилль докладывал о результатах операции в парламенте, депутаты устроили ему овацию.
Режим Виши после событий 3-6 июля разорвал дипломатические отношения с Лондоном и усилил антибританскую пропаганду. Генерал де Голль осудил нападение британцев на французский флот, но большего он позволить себе не мог, в своей борьбе за освобождение родины он всецело зависел от поддержки Великобритании. Рядовые французы события 3-6 июля восприняли как предательство со стороны вчерашних союзников. Возросло число коллаборационистов и добровольцев, желающих служить в войсках вермахта.
В своих мемуарах Черчилль писал: «Это был жестокий, но необходимый удар по вчерашним союзникам». История не подтвердила опасений англичан. 26 ноября 1942 года, когда в Тулон вошли немецкие танки, французские моряки затопили стоявшие в гавани суда. На дно ушли 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, 18 сторожевиков и прочие суда – всего около 77 кораблей. Ни один французский корабль не достался гитлеровцам.
Но англичане никогда не подвергали сомнению целесообразность операции «Катапульта», а гибель более 1300 французских моряков, британских и французских летчиков относили к неизбежным издержкам за торжество высших интересов Великобритании.
Эсминец "Лав". Затоплен 27 ноября 1942 года. Поднят итальянцами в 1943 году, переименован в FR-21. Затоплен в порту Ла-Специя 9 сентября 1943 года.
На переднем плане затоплен лидер эсминцев "Жерфо", на заднем плане "Ла Галисонье" и "Жан де Вьен".
Останки линкора "Дюнкерк" взорванного и затопленного в сухом доке Тулона.
Тяжелый крейсер "Алжир" был подорван и подожжен своей командой 27 ноября, сел на грунт и горел до 16 декабря. Попытки итальянцев поднять крейсер успеха не принесли. Поднят он был лишь в 1949 году и в 1956 разделан на металл.
Останки тяжелого крейсера "Алжир"
Тяжелый крейсер "Кольбер".
Полузатопленный крейсер "Марсельез".
Горящие и затонувшие французские корабли у причальных стенок в Тулоне. Фото сделано с британского самолета.
Слева направо:
— линейный крейсер «Страсбург» класса «Дюнкерк» — затоплен экипажем, лёг на грунт на ровном киле.
— тяжёлый крейсер «Кольбер» класса «Суффрен» — затоплен, несмотря на присутствие немецких офицеров. Впоследствии на нём сдетонировали погреба.
— тяжёлый крейсер «Альжери», построен в единственном числе в ответ на появление итальянских тяжёлых крейсеров класса «Зара» — был взорван, горел 20 дней.
— лёгкий крейсер «Марсельеза» класса «Ла Галиссонье» — кингстоны по приказу капитана были открыты экипажем с одной стороны, крейсер перевернулся и взорвался, горел 7 дней.
Носовые башни тяжелого крейсера "Алжир" после окончания пожара.
Немецкие солдаты отдыхают на побережье близ Тулона на фоне живописного вида в виде уничтоженного французского эсминца "L'Adroit"
Операция "Катапульта". 3 июля 1940 года. Оран. Гибель линкора "Бретань".
Линкор "Бретань" заваливается набок.
Пожар на корме линкора "Бретань". Хорошо виден дифферент на корму.
Эсминец "Могадор" выходя из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.
Горящий линкор "Прованс" в Марс-эль-Кабире. 3 июля 1940 года.
Хорошо виден сильный пожар в районе кормовой надстройки "Прованса".
Итоги
В целом итогами операции «Катапульта» в Лондоне были довольны: Великобритания обеспечила себе бесспорное господство на морских просторах. 7 французских линкоров, 4 крейсера, 8 подводных лодок, не считая других судов, тем или иным способом были выведены из игры. Королевский военно-морской флот пополнился новыми боевыми судами. И все это – не потеряв ни одного судна! Когда Черчилль докладывал о результатах операции в парламенте, депутаты устроили ему овацию.
Режим Виши после событий 3-6 июля разорвал дипломатические отношения с Лондоном и усилил антибританскую пропаганду. Генерал де Голль осудил нападение британцев на французский флот, но большего он позволить себе не мог, в своей борьбе за освобождение родины он всецело зависел от поддержки Великобритании. Рядовые французы события 3-6 июля восприняли как предательство со стороны вчерашних союзников. Возросло число коллаборационистов и добровольцев, желающих служить в войсках вермахта.
В своих мемуарах Черчилль писал: «Это был жестокий, но необходимый удар по вчерашним союзникам». История не подтвердила опасений англичан. 26 ноября 1942 года, когда в Тулон вошли немецкие танки, французские моряки затопили стоявшие в гавани суда. На дно ушли 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, 18 сторожевиков и прочие суда – всего около 77 кораблей. Ни один французский корабль не достался гитлеровцам.
Но англичане никогда не подвергали сомнению целесообразность операции «Катапульта», а гибель более 1300 французских моряков, британских и французских летчиков относили к неизбежным издержкам за торжество высших интересов Великобритании.
Эсминец "Лав". Затоплен 27 ноября 1942 года. Поднят итальянцами в 1943 году, переименован в FR-21. Затоплен в порту Ла-Специя 9 сентября 1943 года.
На переднем плане затоплен лидер эсминцев "Жерфо", на заднем плане "Ла Галисонье" и "Жан де Вьен".
Останки линкора "Дюнкерк" взорванного и затопленного в сухом доке Тулона.
Тяжелый крейсер "Алжир" был подорван и подожжен своей командой 27 ноября, сел на грунт и горел до 16 декабря. Попытки итальянцев поднять крейсер успеха не принесли. Поднят он был лишь в 1949 году и в 1956 разделан на металл.
Останки тяжелого крейсера "Алжир"
Тяжелый крейсер "Кольбер".
Полузатопленный крейсер "Марсельез".
Горящие и затонувшие французские корабли у причальных стенок в Тулоне. Фото сделано с британского самолета.
Слева направо:
— линейный крейсер «Страсбург» класса «Дюнкерк» — затоплен экипажем, лёг на грунт на ровном киле.
— тяжёлый крейсер «Кольбер» класса «Суффрен» — затоплен, несмотря на присутствие немецких офицеров. Впоследствии на нём сдетонировали погреба.
— тяжёлый крейсер «Альжери», построен в единственном числе в ответ на появление итальянских тяжёлых крейсеров класса «Зара» — был взорван, горел 20 дней.
— лёгкий крейсер «Марсельеза» класса «Ла Галиссонье» — кингстоны по приказу капитана были открыты экипажем с одной стороны, крейсер перевернулся и взорвался, горел 7 дней.
Носовые башни тяжелого крейсера "Алжир" после окончания пожара.
Немецкие солдаты отдыхают на побережье близ Тулона на фоне живописного вида в виде уничтоженного французского эсминца "L'Adroit"
Операция "Катапульта". 3 июля 1940 года. Оран. Гибель линкора "Бретань".
Линкор "Бретань" заваливается набок.
Пожар на корме линкора "Бретань". Хорошо виден дифферент на корму.
Эсминец "Могадор" выходя из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.
Горящий линкор "Прованс" в Марс-эль-Кабире. 3 июля 1940 года.
Хорошо виден сильный пожар в районе кормовой надстройки "Прованса".
Автор: Смирнов Вадим