Леди за штурвалом палубного истребителя. Жизнь и смерть Кары Халтгрин
Женщина рождается и остается свободной и имеет равные с мужчиной права. Женщина имеет право взойти на гильотину; она также должна иметь право взойти на трибуну. («Декларация прав женщины и гражданки»)
- Олимпия де Гуг, 1791 год
Мечтам свойственно сбываться. Американка Кара Халтгрин с детства грезила космосом и мечтала повторить подвиги героев своего детства – Гагарина, Армстронга, Салли Райд… Скорость и предельная высота – что может быть прекраснее?
Но в отряд астронавтов NASA просто так, «с улицы» не берут – нужно иметь пилотскую лицензию или, как минимум, быть кандидатом наук. Перспектива зубрения скучных формул пришлась Каре не по душе – девочка сделала выбор в пользу карьеры пилота. Стать военным летчиком? А почему бы и нет? Эмансипация дает женщинам равные права.
Окончив старшую школу, Кара попыталась с ходу поступить в Академию ВМС США в Аннаполисе – элитное учебное заведение, перед выпускниками которого открываются любые горизонты: флот, авиация, морская пехота, NASA, научные исследования или работа в интересах ЦРУ и АНБ – самые интересные проекты на любой вкус.
«…Провалены экзамены в летный институт, мечта мечтой, а в космонавты не берут…»
Пришлось ограничить свою фантазию и поступить в обычный Университет штата Техас. Получив инженерную степень в авиакосмической отрасли, Кара пошла на «второй заход» - на этот раз, она безо всяких проволочек была зачислена в Офицерскую школу морской авиации ВМС США в Пенсаколе (шт. Флорида).
Что ж, морская авиация – звучит неплохо. Пилотская лицензия, репутация и служба в эскадрилье VAQ-33 – вспомогательной группе РЭБ берегового базирования авиации Военно-морских сил США. Может быть, её устроит должность штурмана-навигатора или оператора бортовых радиоэлектронных систем… Нет! Кара желала самостоятельно сесть за штурвал самолета.
Девушка прилагала немалые усилия. Помимо поддержания прекрасной физической формы – рост метр восемьдесят, жим от груди – 100 кг, она продолжала прилежно изучать авиационные науки, и вот он, настал её черед – на полосе натужно ревел моторами EA-6B «Праулер».
Впрочем, злые языки утверждают, что лейтенант Халтгрин была допущена к управлению F-14 в обход всех правил – командование ВМС стремилось замять шумиху вокруг скандала с сексуальными домогательствами на симпозиуме «Тейлхук»*, и спешило продемонстрировать противникам службы женщин на флоте, что «слабый пол» не настолько слаб, как это утверждают грязные шовинисты.
* Скандал «Тэйлхук» – события, произошедшие на праздновании 35-ой годовщины Ассоциации летчиков палубной авиации Tailhook (буквально - «хвостовой крюк») в сентябре 1991 года. После окончания симпозиума в отеле «Хилтон» (Лас-Вегас) около 100 пилотов и ветеранов ВМС США подверглись уголовному преследованию и дисциплинарным взысканиям за домогательства к их коллегам по службе (всего заявления подали 83 женщины (в том числе Кара Халтгрин), и, что удивительно, 7 мужчин – впрочем, тут рано делать какие-либо выводы, американские дамочки сами способны на многое).
В общем, как бы там ни было, лейтенант Халтгрин получила заветную лицензию пилота F-14 и начала интенсивную подготовку к предстоящему походу в Персидский залив. Вместе с допуском на управление авианосным самолетом пришла слава – первая женщина-пилот палубного истребителя стала желанным гостем на различных телевизионных ток-шоу и съемках документальных сюжетов о службе на американском флоте.
Командование ВМС США смотрело «сквозь пальцы» на шумиху вокруг нового лейтенанта – даже её экзотический радиопозывной «Revlon» (марка косметики) был воспринят как должное. В конце концов, отчаянная Кара стала символом и любимицей нации – так пусть же весь мир смотрит, как в Америке соблюдаются права женщин!
... Гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!
25 октября 1994 года, всего через 3 месяца после получения допуска к управлению F-14, лейтенант Кара Спирс Халтгрин разбилась насмерть.
Самолет F-14A «Томкэт» (серийный номер 160390, хвостовой код NH), пилотируемый Карой Халтгрин, упал в воду при заходе на посадку на авианосец «Авраам Линкольн». На сохранившихся кадрах кинохроники видно, как заглох один из двигателей «Кота», после чего самолет окончательно потерял скорость, перевернулся и рухнул в воду прямо за кормой авианосца.
Второй член экипажа - оператор радиоэлектронных систем Мэттью Клемиш сумел благополучно покинуть аварийную машину; Кара замешкалась всего на долю секунды – в тот момент, когда сработало её катапультное кресло, самолет уже находился в перевернутом положении. Сильный удар о воду не оставил ей шансов на спасение. Поисковому вертолету удалось поднять из воды лишь покореженный летный шлем.
Гибель самолета Халтгрин
Командование ВМС США инициировало операцию по подъему обломков самолета со дна океана – спустя 19 дней искореженный самолет, бортовые самописцы и тело лейтенанта Халтгрин, все еще пристегнутое ремнями к катапультному креслу, были подняты с глубины 1100 метров. Кара Халтгрин была захоронена с воинскими почестями на Арлингтонском национальном кладбище.
Обломки самолета F-14D. Похожий случай, 2004 год
Резонансная авиакатастрофа вызвала новый круг ожесточенных споров на предмет службы женщин на флоте и в авиации. Страсти кипели не шуточные – авария класса «А», с потерей дорогущего самолета и гибелью женщины-пилота, только что получившей допуск на его управление. Какие выводы следовали из всей этой скверной истории? Неполиткорректный вопрос – есть ли место женщинам в палубной авиации?
Результаты расследования инцидента были представлены в открытом виде – официальная версия связывала катастрофу с техническими неисправностями на борту самолета, с лейтенанта Халтгрин полностью снималась вина.
Вице-адмирал Роберт Спэн, командующий ВМС США на Тихом океане, заявил, что отработка подобного сценария на авиасимуляторе (помпаж и остановка двигателя на посадочной глиссаде) показала, что 8 из 9 мужчин пилотов не смогли удержать F-14 в воздухе и потерпели катастрофу.
Новый виток скандала разразился после того, как в прессу просочилась информация о результатах внутреннего расследования ВМС США – эксперты сошлись во мнении, что причиной авиакатастрофы стала ошибка летчицы: осознав, что самолет заходит на посадку под неверным углом, Кара попыталась скорректировать направление полета – критическая ситуация для двигателей самолета F-14 «Томкэт». При определенных режимах полета, на скорости, близкой к скорости сваливания, подобный маневр уменьшает плотность воздушного потока, идущего через компрессор двигателя, ниже предельного уровня – происходит помпаж и остановка двигателя.
Инструкция пилота F-14 строго запрещает «рыскание» при посадке, увы, Кара нарушила данное условие. Левый двигатель заглох. Что произошло далее – вопросов не вызывает: самолет окончательно потерял скорость и упал в воду.
Если отбросить мысль о том, что эскадрильи F-14 изначально специализировались на уничтожении советских и российских ракетоносцев, Кару Халтгрин чисто по-человечески жаль. Сильная и целеустремленная леди. Упрямо шла к своей мечте. Погибла при исполнении в возрасте 29 лет.
Откровенно говоря, девушка не виновата. Как не виноват и её «стальной котяра». Летчица и самолет действовали на пределе своих сил и возможностей, увы, специфика палубной авиации такова, что посадка «Томкэта» на авианосец подобна бегу по лезвию бритвы – Интернет изобилует сюжетами о гибели палубных самолетов.
Ущербна сама концепция – в условиях, когда массы реактивных истребителей исчисляются десятками тонн, а посадочные скорости заметно превышают 200 км/ч (при этом машина балансирует на грани скорости сваливания) – в таких условиях даже 300-метровой палубы авианосцев «Нимиц» недостаточно для безопасной и эффективной эксплуатации современных самолетов.
Что касается прецедента – женщины за штурвалом палубного истребителя… Ну чтож, феминистки добились равенства с мужчинами. Пусть теперь геи борются за равенство с женщинами.
Автор: Santa Fe