Крепость с крыльями – стратегический бомбардировщик Boeing B-29 «Superfortress»

Boeing B-29 «Superfortress» — четырехмоторный стратегический бомбардировщик. B-29 «Superfortress» оказался единственным самолетом американского производства с дальностью полета, позволявшей наносить удары по территории Японии. Выпуск B-29 «Superfortress» стало крупнейшей программой по производству одного типа самолета за всю Вторую мировую войну.

Обломки B-29, сбитого 9 ноября 1950 года советскими МиГ-15


84 Boeing В-29А и 3 Boeing RB-29A в 1950 году передали Великобритании, где под обозначением «Вашингтон» В Мк.1. эксплуатировались вплоть до 1955 года.

Три бомбардировщика В-29 в 1944 году совершив вынужденные посадки на территории СССР попали в руки советских специалистов. Пройдя всесторонние исследования и испытания, они послужили образцом для стратегического бомбардировщика Ту-4.

Только смелое решение начать производственную программу с привлечением многих предприятий задолго до того как В-29 совершил первый полет позволило сделать большой вклад в победу в войне. Ко времени капитуляции Японии в боевом строю находилось более 2000 машин, и хотя заказ на 5 тыс. самолетов отменили на следующий день, производственную программу сворачивали постепенно, до мая 1946 г. К этому времени построили 3960 В-29. Многие из них модифицировали для различных задач, некоторые начали карьеру в качестве заправщиков, летающих лабораторий для отладки турбореактивных двигателей или морских спасательных самолетов. Некоторые поднимались в воздух еще 10 лет.

Варианты и модификации B-29 «Superfortress»

ХВ-29 – прототипы оснащенные двигателями R-3350-13 с трехлопастными винтами. Построили три машины, а также один планер, предназначавшийся для статических испытаний.
YB-29 – 14 предсерийных самолетов предназначенных для войсковых испытаний с вооружением. Оснащались двигателями R-3350-21 с четырехлопастными винтами.
В-29 – основная серийная модификация. Производством занимались компании «Боинг», «Белл» и «Мартин». Оснащались 2200-сильными R-3350-23, -23А или -41. На более поздних самолетах устанавливались двигатели R-3350-41 или -57 имеющих туже мощность, но с повышенной надежности. Хвостовая стрелковая установка имеет три ствола: в одном варианте три пулеметы калибра 12,7 мм, во втором варианте одна пушка калибра 20 мм и два пулемета.
В-29А – серийная модификация строившаяся на заводе «Боинг» в Рентоне. Размах крыла увеличен до 43,36 м. Оснащался двигателем R-3350-57, -57А или -59. Передняя верхняя пулеметная турель – четырехствольная. Было произведено 1119 машин.
ТВ-29А – вариант В-29А предназначенный для тренировки.
ЕТВ-29А – носитель истребителей EF-84E. Истребители закреплялись на консолях крыла.
В-29В – серийный самолет построенных «Белл». Оснащался двигателями R-3350-51. Оборонительное вооружение полностью демонтировали за исключением хвостовой турели. Бомбовая нагрузка — до 10340 кг. Было произведено 310 машин.
ЕВ-29В – носитель истребителя XF-85 «Гоблин».
В-29С – в данном проекте предполагалось использовать последнюю модификацию двигателя R-3350, однако в связи с окончанием Второй мировой заказ на 5000 самолетов отменили.
B-29D – модификация с двигателями R-4360-35и увеличенным килем. Впоследствии получил обозначение В-50.
ХВ-29Е – предназначался для испытания систем управления оружием.
B-29F – облегченная версия, оборудованная для службы на Аляске. Предназначались для осуществления разведывательных полетов над СССР. 6 самолетов.
XB-29G – летающая лаборатория для испытаний двигателей.
ХВ-29Н – предназначался для испытаний вооружения.
YB-29J – имел модифицированные мотогондолы и предназначался для испытаний двигателей.
RB-29J- самолет-разведчик, также известный под обозначением FB-29J.
YKB-29J – оборудовался топливозаправочной штангой «Боинг».
CB-29J – транспортный самолет.
КВ-29М – заправщик с буксируемым конусом.
B-29MR – самолет оснащенный приемным заправочным оборудованием.
КВ-29Р – самолет-заправщик с жесткой штангой.
YKB-29T – самолет-заправщик с тремя узлами дозаправки.
DB-29 – пункт управления БПЛА.
GВ-29 – носитель Х-1 и др. экспериментальных машин.
QB-29 – радиоуправляемая мишень.
SB-29 – спасательный самолет со сбрасываемой шлюпкой. Модернизировано 16 машин.
WB-29 – погодный разведчик.
ХВ-39 – модификация YB-29 оснащенная двигателем V-3420-11.
ХВ-44 – также известен под обозначением XB-29D. Послужил прототипом В-50. Оснащался двигателем R-4360-33. Оборонительное вооружение ограничивалось двумя хвостовыми пушками.
F-13А – стратегический фоторазведчик. В 1945 году переименован в FB-29A, а позже в RВ-29А. Позже был переоборудован для ведения радиотехнической разведки. Было переоборудовано 117 машин.
TF-13А – тренировочный F-13A.
Р2В-1S – самолет радиолокационного дозора. Большой радар и дополнительное топливо размещались в бомбоотсеке.
P2B-2S - Р2В-1S с измененным и модернизированным в оборудованием. Позже использовались для пуска экспериментальных самолетов.



Летно-технические характеристики В-29 Superfortress:
Экипаж – 11 человек;
Длина – 30,18 м;
Размах крыла – 43,05 м;
Высота – 9,02 м;
Площадь крыла – 161,27 м2;
Профиль крыла – Boeing 117;
Стреловидность по передней кромке – 7°1'26;
Коэффициент удлинения крыла – 11,5;
Средняя аэродинамическая хорда – 3,92 м;
Нагрузка на крыло – 397,4 кг/м2;
Колея шасси – 8,69 м;
Емкость топливных баков – 35443 л;
Масса топлива во внутренних баках – 25482 кг;
Масса пустого – 31815 кг;
Масса снаряженного – 36652 кг;
Масса в бою – 45926 кг;
Максимальная взлетная масса – 56245 кг;
Эквивалентная площадь сопротивления – 3,82 м2;
Коэффициент лобового сопротивления – 0,0241;
Воздушный винт – Hamilton Std 6526A-6;
Диаметр винта – 5,05 м;
Силовая установка 4хR-3350-23-23A/41"Циклон"
Мощность – 4х2200 л.с (4х1640 кВт);
Максимальная скорость – 576 км/ч на высоте 7620 м;
Скорость сваливания – 191 км/ч;
Крейсерская скорость – 370 км/ч;
Боевой радиус – 3413 км;
Боевой радиус с максимальной боевой нагрузкой – 2715 км;
Дальность полета – 5230 км;
Перегоночная дальность (без бомб) – 8321 км;
Практический потолок – 12070 м;
Рабочий потолок – 9710 м;
Скороподъемность – 8,26 м/с;
Время набора высоты 3048 м – 23,5 мин;
Время набора высоты 6096 м – 61,5 мин;
Длина разбега – 1594 м;
Длина пробега – 680 м;
Аэродинамическое качество – 6,8;
Вооружение:
Бомбовая нагрузка – 9072 кг;
Пушки – 1х20 мм;
Пулеметы – 7х12,7 мм.

















Подготовлено по материалам:
pro-samolet.ru
www.airaces.ru
www.airwar.ru
www.brazd.ru
www.nnre.ru
Автор: ulyakinmariupol