Зенитная артиллерия Германии среднего и крупного калибра во Второй мировой войне



Система, получившая название 8,8-см Flak 18 прошла « боевое крещение» в Испании, после чего на нее стали монтировать щит, для защиты от пуль и осколков.

На основании опыта полученного при эксплуатации в войсках и в ходе боевых действий, пушка была модернизирована. Модернизация коснулась главным образом конструкции ствола, разработанного фирмой «Рейнметалл». Внутреннее устройство обоих стволов и баллистика были одинаковы.
Модернизированная 8,8-см пушка (8,8-см Flak 36) поступила на вооружение в 1936 г. В дальнейшем некоторые изменения были произведены в 1939 г. Новый образец был назван 8,8-см Flak 37.



Большинство узлов пушек обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы, например, можно было часто видеть ствол Flak 18 на лафете Flak 37. Модификации пушки Flak 36 и 37 отличались главным образом конструкцией лафета. Flak 18 перевозилась на более легкой колесной тележке Sonderaenhanger 201, поэтому в походном положении весила почти на 1200 кг легче, чем более поздние модификации, перевозившиеся на Sonderaenhanger 202.

В 1939 г. фирма «Рейнметалл» получила контракт на создание новой пушки с улучшенными баллистическими характеристиками. В 1941г. был изготовлен первый опытный образец. Орудие получило наименование 8,8 см Flak 41. Эта пушка была приспособлена для стрельбы боеприпасами с усиленным метательным зарядом. Новая пушка имела скорострельность 22-25 выстрелов в минуту, а начальная скорость осколочного снаряда достигала 1000 м/с. Пушка имела лафет шарнирного типа с четырьмя расположенными крестообразными станинами. Конструкция лафета обеспечивала ведение огня при угле подъема до 90 градусов. Автоматический затвор был снабжён гидропневматическим досылателем, позволившим повысить скорострельность пушки и облегчить работу расчёта. По высоте пушка имела достягаемость 15000 метров.

Первые серийные образцы (44 штуки) были направлены в Африканский Корпус в августе 1942 г. Испытания в боевых условиях выявили ряд сложных конструктивных недостатков. Пушки Flak 41 выпускались сравнительно небольшой серией. В августе 1944 года в войсках находилось только 157 пушек этого типа, а к январю 1945 года их число увеличилось до 318.



88-мм пушки стали самыми многочисленными тяжелыми зенитками III Рейха. Летом 1944 года немецкая армия располагала более 10000 таких пушек. 88-мм зенитки составляли вооружение зенитных батальонов танковых и гренадерских дивизий, однако еще чаще эти орудия использовались в зенитных частях люфтваффе, входивших в состав системы ПВО Рейха. С успехом 88-мм пушки использовались для борьбы с танками противника, а так же выступали в роли полевой артиллерии. 88-мм зенитка послужила прототипом танковой пушки для «Тигра».

После капитуляции Италии немецкая армия получила большое количество итальянского вооружения.
На протяжение всего 1944 года на службе в немецкой армии находилось не менее 250 90-мм итальянских зенитных пушек, получивших наименование 9 cm Flak 41 (i).



В 1933г. был объявлен конкурс на создание 10,5-см зенитной пушки. Фирмы «Круп» и «Рейнметалл» изготовили по два опытных образца. Сравнительные испытания проводились в 1935 г., а в 1936 г. 10,5-см пушка фирмы «Рейнметалл» была признана лучшей и запущена в серийное производство под наименованием 10,5-см Flak 38. Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор. Полуавтоматика механического типа, взводилась при накате.



12,8-см Flak 40 была полностью автоматизированной установкой. Наведение, подача и досылка боеприпаса, а так-же установка взрывателя производились с помощью четырех асинхронных генераторов трехфазного тока напряжением 115 В. Четырехорудийную батарею 12,8- см Flak 40 обслуживал один генератор мощностью 60 кВт.



128-мм пушки 12,8 cm Flak 40 были самыми тяжелыми зенитными пушками, использовавшимися в годы 2-й Мировой войны.
При массе осколочного снаряда 26 кг, имевшего начальную скорость - 880 м/с, достягаемость по высоте составляла более 14000 м.

Зенитные пушки этого типа поступали в части кригсмарине и люфтваффе. В основном они устанавливались на стационарных бетонных позициях, или на железнодорожных платформах. Целеуказание и корректировка зенитного огня производились по данным радиолокационных постов.



Зенитными радиолокаторами к 1944 г, были вооружены все тяжелые зенитные батареи ПВО объектов внутри страны. Тяжелые моторизованные зенитные батареи, действовавшие на фронте, радиолокаторами были обеспечены только частично.



Германские зенитные орудия среднего и крупного калибра в ходе войны, кроме своего прямого назначения, показали себя и отличным противотанковым средством. Хотя они стоили существенно дороже противотанковых орудий своего калибра и применялись за неимением лучшего. Так, в 1941 г. единственным орудием, способным пробить броню советских танков КВ, были зенитные орудия калибра 8,8 см и 10,5 см. Разумеется, речь не идет об артиллерии корпусной и РВГК. Однако до сентября 1942 г., когда количество 8,8-см и 10,5-см зенитных установок на фронте было невелико, ими было поражено относительно немного советских танков Т-34 и КВ (3,4% – 8,8-см пушками и 2,9% – 10,5-см пушками). Зато летом 1944 г. на 8,8-см пушки приходилось от 26 до 38% подбитых советских тяжелых и средних танков, а с приходом наших войск в Германию зимой – весной 1945 г. процент подбитых танков поднялся до 51-71% (на разных фронтах). Причем, наибольшее число танков было поражено на дистанции 700 - 800 м. Эти данные приведены для всех 8,8-см пушек, но даже в 1945 г. число 8,8-см зенитных пушек значительно превышало число специальных 8,8-см противотанковых пушек. Таким образом, на последнем этапе войны германская зенитная артиллерия играла существенную роль и в сухопутных сражениях.

После войны до принятия на вооружение 100-мм зенитных пушек КС-19 и 130-мм зенитных пушек КС-30 некоторое количество 8,8-см, 10,5-см и 12,5-см германских пушек состояло на вооружении Советской Армии. По американским источникам, несколько десятков 8,8-см и 10,5-см германских орудий принимали участие в Корейской войне.

По материалам:
http://ursa-tm.ru/forum/index.
http://www.flickr.com/photos/deckarudo
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_08/p3.php
А.Б. Широкогдрад "Бог войны Третьего рейха"
Автор: Bongo