Перспективная тяжелая БМП российско-французской разработки
За несколько дней до начала выставки Russian Arms Expo-2013 в свободный доступ попала фотография одного из образцов бронетехники, запланированных к показу. К сожалению интересующейся общественности, бронемашина на единственном фото была накрыта брезентом, из-за чего можно было рассмотреть только колесную ходовую часть, а также примерные обводы корпуса и башни. Появление этой фотографии привело к массе споров. Главным вопросом, который обсуждали специалисты и любители военной техники, была модель нового загадочного образца. Довольно быстро приобрела популярность версия о том, что отечественная оборонная промышленность готова показать на выставке RAE-2013 первый прототип колесного бронетранспортера, разрабатываемого по программе «Бумеранг».
Шасси прототипа тяжелой БМП изготовлено на базе французской машины VBCI, из-за чего демонстратор концепции по ряду признаков схож с ней. Перспективная БМП, как и VBCI, имеет моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса, у правого борта. Рядом с ним располагается отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В средней части бронированного корпуса размещается погон для башни или боевого модуля с необходимым вооружением. Вся кормовая часть корпуса отдана под вместительное десантное отделение.
Имеющиеся сведения о корпусе БМП VBCI и заявленные характеристики машины-демонстратора позволяют предполагать, что баллистическая защита 5 уровня по стандарту НАТО STANAG 4569 достигается при помощи установки дополнительных бронированных модулей. Кроме того, машина может оснащаться противокумулятивными экранами. Заявлена возможность движения с пробитыми шинами, возможность установки системы активной защиты, наличие системы предупреждения о лазерном облучении и т.п.
На данный момент планируется оснащать перспективную тяжелую БМП дизельным двигателем фирмы Renault мощностью 600 л.с. и автоматической коробкой передач. При такой силовой установке машина с колесной формулой 8х8, как утверждается, может разгоняться до 100 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 750 километров. Значение максимальной скорости машины, очевидно, может изменяться в зависимости от ее комплектации. По официальным данным, максимальная боевая масса тяжелой колесной БМП может достигать 32 тонн. Вряд ли 600-сильный двигатель способен разогнать машину такого веса до указанной скорости. Кроме того, при максимальном уровне защиты перспективная машина, вероятно, теряет возможность пересекать водные преграды вплавь.
В соответствии с последними тенденциями развития бронетехники перспективная российско-французская БМП выполнена по модульному принципу. Грузоподъемность на уровне 7 тонн и десантный отсек объемом более 10 куб. метров позволяют использовать шасси боевой машины пехоты в качестве базы для другой техники. К примеру, в рекламных материалах, представленных на выставке RAE-2013, имеются изображения следующих машин. Тяжелый бронетранспортер с дистанционно управляемым боевым модулем и 12,7-мм пулеметом, тяжелая колесная БМП (именно такой вариант машины представлен в виде полноразмерного образца), зенитный артиллерийский комплекс с 57-мм автоматической пушкой, самоходное артиллерийское орудие калибра 120 мм, а также вспомогательные машины: бронированная ремонтно-эвакуационная, командно-штабная, инженерная и санитарная. Имея единое шасси, все эти машины должны отличаться друг от друга набором целевого оборудования.
Вариант тяжелой БМП, представленный на выставке, предназначается для перевозки восьми солдат со снаряжением и оружием. Для них в кормовой части машины установлены сиденья. Посадка и высадка производится через кормовую аппарель и два люка в крыше. Размещение сидений десанта и компоновка бронированного корпуса могут говорить о мерах, принятых для повышения стойкости машины к взрывам мин. Собственный экипаж перспективной БМП состоит из трех человек.
Демонстратор концепции оснащен новым боевым модулем, созданным в ЦНИИ «Буревестник». Основное вооружение этого модуля – автоматическая пушка калибра 57 мм, являющаяся развитием зенитного орудия С-60. Такое оружие может использоваться для уничтожения легкобронированной и незащищенной техники, живой силы, некоторых типов укреплений и летательных аппаратов. Эффективная дальность стрельбы заявлена на уровне 6 километров. Скорострельность – 120-140 выстрелов в минуту. Системы нового боевого модуля позволяют наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -8° до +70°. Горизонтальное наведение – круговое, осуществляется вращением всей башни. Автоматика боевого модуля обеспечивает использование снарядов различных типов, на смену типа боеприпаса уходит от одной до трех секунд. Внутри боевого модуля имеется место для размещения 180-200 снарядов калибра 57 миллиметров. Из них не более сотни находятся в укладках автомата заряжания. В качестве дополнительного вооружения перспективная БМП может использовать спаренный с пушкой пулемет винтовочного калибра.
Интересной особенностью нового боевого модуля, разработанного ЦНИИ «Буревестник», является оригинальный кожух орудия. Конструкция, похожая на усеченную пирамиду, начинается у маски орудия и заканчивается на некотором расстоянии от дульного тормоза. Причины появления этой детали не вполне понятны. Возможно, среди целей совместного российско-французского проекта присутствует снижение радиолокационной заметности или иные требования, связанные с некоторыми взглядами на бронетехнику будущего. Версию о снижении заметности также могут подтвердить обводы бронекорпуса, представляющие собой несколько пересекающихся прямых плоскостей.
В целом, на данный момент демонстратор концепции выглядит ровно так, как должен выглядеть один из первых прототипов перспективной боевой машины. В имеющемся виде тяжелая БМП российско-французской разработки может вызывать массу вопросов и претензий. На совершенствование различных частей проекта уйдет некоторое время, но потенциальные заказчики уже сейчас могут понять, как именно будет выглядеть полноценная БМП, которую предложат для покупок лишь через несколько лет. По мнению гендиректора «Уралвагонзавода» О. Сиенко, российско-французской боевой машине пехоты придется побороться за свою долю рынка. При этом одним из главных преимуществ перед конкурентами станет 57-мм автоматическая пушка. Возможности такого оружия значительно превышают потенциал существующих вооружений для бронетранспортеров и боевых машин пехоты.
Проект российско-французской тяжелой боевой машины пехоты в случае успешного завершения будет иметь массу положительных последствий для всех компаний и организаций, участвующих в его создании. При поступлении заказов Россия и Франция получат возможность не только заработать на выполнении контрактов, но и освоить некоторые новые технологии. Из имеющейся информации следует, что компании «Уралвагонзавод», ЦНИИ «Буревестник», Renault Trucks Defense и Nexter Systems намерены строить перспективную тяжелую БМП исключительно для продажи третьим странам. Таким образом, главной целью российско-французского сотрудничества становится выход на международный рынок.
Экспортные перспективы тяжелой БМП пока туманны. Поскольку первая демонстрация этой машины состоялась буквально пару дней назад, потенциальные заказчики в настоящее время лишь рассматривают возможность будущих переговоров относительно контракта. Тем не менее, уже появились слухи, согласно которым российско-французская разработка заинтересовала вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов. Официального подтверждения таким сведениям пока не было. Вероятно, на данный момент это всего лишь слух, хотя некоторые особенности международного рынка вооружений и военной техники могут его подтверждать. Реальные экспортные перспективы тяжелой БМП покажет лишь время.
По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://rg.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://thewaran.livejournal.com/
Шасси прототипа тяжелой БМП изготовлено на базе французской машины VBCI, из-за чего демонстратор концепции по ряду признаков схож с ней. Перспективная БМП, как и VBCI, имеет моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса, у правого борта. Рядом с ним располагается отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В средней части бронированного корпуса размещается погон для башни или боевого модуля с необходимым вооружением. Вся кормовая часть корпуса отдана под вместительное десантное отделение.
Имеющиеся сведения о корпусе БМП VBCI и заявленные характеристики машины-демонстратора позволяют предполагать, что баллистическая защита 5 уровня по стандарту НАТО STANAG 4569 достигается при помощи установки дополнительных бронированных модулей. Кроме того, машина может оснащаться противокумулятивными экранами. Заявлена возможность движения с пробитыми шинами, возможность установки системы активной защиты, наличие системы предупреждения о лазерном облучении и т.п.
На данный момент планируется оснащать перспективную тяжелую БМП дизельным двигателем фирмы Renault мощностью 600 л.с. и автоматической коробкой передач. При такой силовой установке машина с колесной формулой 8х8, как утверждается, может разгоняться до 100 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 750 километров. Значение максимальной скорости машины, очевидно, может изменяться в зависимости от ее комплектации. По официальным данным, максимальная боевая масса тяжелой колесной БМП может достигать 32 тонн. Вряд ли 600-сильный двигатель способен разогнать машину такого веса до указанной скорости. Кроме того, при максимальном уровне защиты перспективная машина, вероятно, теряет возможность пересекать водные преграды вплавь.
В соответствии с последними тенденциями развития бронетехники перспективная российско-французская БМП выполнена по модульному принципу. Грузоподъемность на уровне 7 тонн и десантный отсек объемом более 10 куб. метров позволяют использовать шасси боевой машины пехоты в качестве базы для другой техники. К примеру, в рекламных материалах, представленных на выставке RAE-2013, имеются изображения следующих машин. Тяжелый бронетранспортер с дистанционно управляемым боевым модулем и 12,7-мм пулеметом, тяжелая колесная БМП (именно такой вариант машины представлен в виде полноразмерного образца), зенитный артиллерийский комплекс с 57-мм автоматической пушкой, самоходное артиллерийское орудие калибра 120 мм, а также вспомогательные машины: бронированная ремонтно-эвакуационная, командно-штабная, инженерная и санитарная. Имея единое шасси, все эти машины должны отличаться друг от друга набором целевого оборудования.
Вариант тяжелой БМП, представленный на выставке, предназначается для перевозки восьми солдат со снаряжением и оружием. Для них в кормовой части машины установлены сиденья. Посадка и высадка производится через кормовую аппарель и два люка в крыше. Размещение сидений десанта и компоновка бронированного корпуса могут говорить о мерах, принятых для повышения стойкости машины к взрывам мин. Собственный экипаж перспективной БМП состоит из трех человек.
Демонстратор концепции оснащен новым боевым модулем, созданным в ЦНИИ «Буревестник». Основное вооружение этого модуля – автоматическая пушка калибра 57 мм, являющаяся развитием зенитного орудия С-60. Такое оружие может использоваться для уничтожения легкобронированной и незащищенной техники, живой силы, некоторых типов укреплений и летательных аппаратов. Эффективная дальность стрельбы заявлена на уровне 6 километров. Скорострельность – 120-140 выстрелов в минуту. Системы нового боевого модуля позволяют наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -8° до +70°. Горизонтальное наведение – круговое, осуществляется вращением всей башни. Автоматика боевого модуля обеспечивает использование снарядов различных типов, на смену типа боеприпаса уходит от одной до трех секунд. Внутри боевого модуля имеется место для размещения 180-200 снарядов калибра 57 миллиметров. Из них не более сотни находятся в укладках автомата заряжания. В качестве дополнительного вооружения перспективная БМП может использовать спаренный с пушкой пулемет винтовочного калибра.
Интересной особенностью нового боевого модуля, разработанного ЦНИИ «Буревестник», является оригинальный кожух орудия. Конструкция, похожая на усеченную пирамиду, начинается у маски орудия и заканчивается на некотором расстоянии от дульного тормоза. Причины появления этой детали не вполне понятны. Возможно, среди целей совместного российско-французского проекта присутствует снижение радиолокационной заметности или иные требования, связанные с некоторыми взглядами на бронетехнику будущего. Версию о снижении заметности также могут подтвердить обводы бронекорпуса, представляющие собой несколько пересекающихся прямых плоскостей.
В целом, на данный момент демонстратор концепции выглядит ровно так, как должен выглядеть один из первых прототипов перспективной боевой машины. В имеющемся виде тяжелая БМП российско-французской разработки может вызывать массу вопросов и претензий. На совершенствование различных частей проекта уйдет некоторое время, но потенциальные заказчики уже сейчас могут понять, как именно будет выглядеть полноценная БМП, которую предложат для покупок лишь через несколько лет. По мнению гендиректора «Уралвагонзавода» О. Сиенко, российско-французской боевой машине пехоты придется побороться за свою долю рынка. При этом одним из главных преимуществ перед конкурентами станет 57-мм автоматическая пушка. Возможности такого оружия значительно превышают потенциал существующих вооружений для бронетранспортеров и боевых машин пехоты.
Проект российско-французской тяжелой боевой машины пехоты в случае успешного завершения будет иметь массу положительных последствий для всех компаний и организаций, участвующих в его создании. При поступлении заказов Россия и Франция получат возможность не только заработать на выполнении контрактов, но и освоить некоторые новые технологии. Из имеющейся информации следует, что компании «Уралвагонзавод», ЦНИИ «Буревестник», Renault Trucks Defense и Nexter Systems намерены строить перспективную тяжелую БМП исключительно для продажи третьим странам. Таким образом, главной целью российско-французского сотрудничества становится выход на международный рынок.
Экспортные перспективы тяжелой БМП пока туманны. Поскольку первая демонстрация этой машины состоялась буквально пару дней назад, потенциальные заказчики в настоящее время лишь рассматривают возможность будущих переговоров относительно контракта. Тем не менее, уже появились слухи, согласно которым российско-французская разработка заинтересовала вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов. Официального подтверждения таким сведениям пока не было. Вероятно, на данный момент это всего лишь слух, хотя некоторые особенности международного рынка вооружений и военной техники могут его подтверждать. Реальные экспортные перспективы тяжелой БМП покажет лишь время.
По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://rg.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://thewaran.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher