«Незаменимый Ирокез»



В марте 1961 г. на вооружение был принят улучшенный вариант вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с.
Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.

В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C . Он мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.



Вскоре после принятия на вооружение новые вертолёты были отправлены во Вьетнам. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа.



5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили попадания пуль. У одного "Ирокеза" отстрелили лопасть несущего винта, он разбился, экипаж погиб.


После успешного дебюта во Вьетнаме, «Ирокезы» очень широко распространились по всему миру. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин.



В начале семидесятых, на базе UH-1D для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) была создана двухдвигательная модификация UH-1N. Силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC) состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.



Это техническое решение позволило повысить безопасность полёта и выживаемость машины в случае повреждения одного двигателя.
Примерно в тоже время была создана гражданская версия вертолёта. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
8 вертолетов Model 212 в 1979г. были поставлены Китаю. Вертолеты Model 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta.



Вертолёты семейства UH-1 в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk.
Но КМП США не торопился отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя машины.
На палубах универсальных десантных кораблей компактные «Ирокезы» занимали места гораздо меньше.
Для замены стареющих UH-1N на фирме Bell Helicopter Textron, в начале 2000-х были начаты работы по созданию новой модификации вертолёта. Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra.
Новая модификация «Хью» получила обозначение UH-1Y Venom.



На вертолёте установлен четырёхлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.



Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Хью» и «Суперкобр», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка UH-1Y на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами огневой поддержки AH-1Z King Cobra, что значительно упростит техническое обслуживание.



Тенденция к вымыванию из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием.

С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.

По материалам:
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-uh-1y-iroquois
http://worldweapon.ru/vertuski/uh1.php
http://www.airwar.ru/enc/uh/uh1.html
Автор: Bongo