История службы. «Светлана»

(с 5.2.1925 — «Профинтерн», с 31.10.1939 -«Красный Крым», с 7.5.1957 - «ОС-20», с 18.3.1958 -«ПКЗ-144»)

28 сентября 1913 г. крейсер был зачислен в списки судов Гвардейского экипажа. 11 ноября 1913 г. заложен на Русско-Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. спущен на воду. В октябре 1917 г. на буксире ледокола «Тармо» переведен в Петроград. С ноября 1924 г. достраивался на Балтийском заводе. 5 февраля 1925 г. «Светлана» переименована в «Профинтерн» (Профинтерн - Красный интернационал профсоюзов - международная организация революционных профсоюзов. Был создан на проходившем в Москве 3-19.11.1921 международном конгрессе революционных профессиональных и производственных союзов. К концу 1937 г. Профинтерн прекратил свою деятельность). 26 апреля 1927 г. корабль был предъявлен к испытаниям.

1 июля 1928 г. крейсер «Профинтерн» вступил в состав Морских сил Балтийского моря (МСБМ РККФ).

6-12 августа 1928 г. крейсер участвовал в походе кораблей МСБМ под флагом Председателя РВС СССР К.Е.Ворошилова в юго-западную часть Балтийского моря. (В походе кроме «Профинтерна» участвовали 3 линкора, 9 эсминцев, 9 подводных лодок, 3 транспорта).

В августе 1929 г. «Профинтерн» вместе с крейсером «Аврора» и четырьмя эсминцами участвовал в заграничном походе. 16 августа он вышел из Кронштадта и на следующий день в море соединился с крейсером «Аврора», вышедшим из Кронштадта ранее. 18 августа крейсера под общим командованием начальника учебного отряда кораблей ВМУЗ Ю.Ф.Ралля прибыли на рейд Свинемюнде. Эсминцы направились в Пиллау и Мемель. Руководители походом на самолете убыли в Берлин. 21 августа крейсера покинули Свинемюнде и 23-го вернулись в Кронштадт. 6-12 сентября 1929 г. «Профинтерн» участвовал в осенних маневрах МСБМ.

45-мм орудие 21-К крейсера «Красный Кавказ»


28 января «Красный Крым» перешел из Новороссийска в Туапсе для производства 10-дневного ремонта. Завершив ремонт, крейсер 11 февраля перешел из Туапсе в Новороссийск.

13 февраля приняв на борт 1075 человек маршевых рот, 35 человек штаба ЧФ и 35 т груза крейсер в 16.20 вышел из Новороссийска и в 10.50 14 февраля прибыл в Севастополь, встал у холодильника и произвел высадку.

22 февраля, стоя на якоре в Севастопольской бухте, «Красный Крым» вел огонь правым бортом по вражеским войскам в районе Шули, сделал 20 выстрелов. 24 февраля в 11.40 прозвучал сигнал воздушной тревоги в городе. Со стороны Евпатории на высоте 3000 м обнаружены семь Ju-88, которые шли на крейсер. ПВО базы с опозданием открыла огонь, поэтому самолеты, не ломая строя, шли на корабль с носа до момента сбрасывания бомб. Зенитная артиллерия крейсера своевременно открыла огонь, но так как противник атаковал с носа, число ее стволов было ограничено. Все семь самолетов поочередно пикировали на корабль, и каждый сбросил по две 500 кг бомбы. Три упали по левому борту на расстоянии 20 м, 11 - по правому борту на расстоянии 10 м и более. Корабль залило грязью и заволокло дымом и пылью. Стрелять стало невозможно, поскольку ничего не было видно, но и атаки самолетов прекратились. Корабль повреждений не получил, один зенитчик ранен. При отражении налета израсходовано 29 100-мм и 176 45-мм снарядов.

В 19.27 крейсер с эсминцем «Шаумян» вышел из Севастополя и 25 февраля в 12.30 прибыл в Туапсе. На крейсер погружена рота морской пехоты - 250 человек и 25 т груза и в тот же день он доставил ее в Новороссийск.

Счетверенный 12,7-мм зенитный пулемет «Виккерс», установленный на носовой возвышенной башне главного калибра


26 февраля в 3.00 крейсер подошел к Импортной пристани и утром начал приемку 674-го артиллерийского противотанкового полка - 500 бойцов и командиров, 20 76-мм пушек, 3 кухни, 20 т боезапаса. В 15.15 с эсминцем «Шаумян» вышли из Новороссийска и в 4.00 27 февраля прибыли в Севастополь, крейсер ошвартовался к причалу Сухарной балки.

28 февраля с 5.30 до 5.55, стоя на якоре, «Красный Крым» сделал 60 выстрелов для подавления двух батарей в 2 км западнее Юхары - Каралез. В 18.40 крейсер с эсминцами «Шаумян» и «Железняков» вышел из Севастополя в район Алушты для огневой поддержки демонстративного десанта. До 19.10 корабли прикрывали два истребителя И-153. В 22.50 было получено сообщение командира 1-го ДТЩ - ввиду волны и ветра высадка невозможна. Норд-остовый ветер 5 баллов, волна - 3 балла.

29 февраля в 1.34 в районе Кучук-Узень крейсер был обстрелян с берега с расстояния 10 кбт зенитными автоматами и ру-жейно-пулеметным огнем. В 1.45 он открыл огонь по берегу для подавления огневых точек в районе Кучук-Узень. Затем маневрировал у берега на малых ходах или стопорил ход. В 2.47 открыл огонь по береговой черте и Алуште с дистанции 29 кбт. Противник отвечал, но безрезультатно. Тральщики и сторожевые катера так и не смогли высадить десант. В 4.39 крейсер и эсминцы легли на курс отхода в район дневного маневрирования, развив 20 уз. Днем 1 марта корабли маневрировали на 9-узловом ходу в тумане. В 14.20 пришло сообщение от командующего флотом: «Жду указаний фронта о постановке цели для обстрела корабля». Крейсер маневрировал в районе, откуда он мог прибыть для обстрела Ялты, Алушты, Судака, Феодосии и с темнотой оторваться от берега. В 18.00 поступило приказание комфлота - идти в Поти. 2 марта в 13.00 корабли подошли к Поти, но к этому времени ветер усилился до 9 баллов, волна - 7, поэтому они пошли к Батуми и в 16.20 корабль стал на якорь на Батумском рейде. 3 марта он перешел в Поти.


37-мм автоматы 70-К крейсера «Красный Кавказ»


9 марта, приняв 180 т снарядов и мин, в 18.30 «Красный Крым» в охранении эсминца «Свободный» вышел из Поти в Севастополь. При повороте на Инкерман-ский створ обнаружили прямо по носу ПЛ шедшую наперерез курсу, только благодаря принятым мерам столкновение было предотвращено. В 1.30 11 марта корабли прибыли в Севастополь, в 4.00 крейсер ошвартовался у 1-й разгрузочной пристани и начал выгрузку. В 20.00 в охранении эсминца «Шаумян» крейсер вышел из Севастополя, имея на борту 246 раненых и четыре тела 305-мм орудий для линкора «Парижская Коммуна». Для погрузки и размещения орудий (общий вес 208 т) силами личного состава крейсера были изготовлены специальные кильблоки и крепления. 12 марта в 19.45 корабли прибыли в Поти, и на следующийдень стволы были выгружены.

15 и 16 марта на корабль было погружено 165 т боеприпасов, 20 т продовольствия и спецчасть аэростатов заграждения: 150 аэростатов (22,5 т) и 293 бойца и командира.

16 марта в 17.40 крейсер с эсминцем «Незаможник» вышел из Поти в Севастополь, конвоируя танкеры «Серго» и «Передовик». 18 марта конвой 11 раз атаковали бомбардировщики и 1 раз торпедоносцы. Корабли вели интенсивный зенитный огонь. Всего на корабли и транспорты было сброшено 50 бомб, но ни одна в цель не попала. Четыре бомбы упали в 20 м от правого борта крейсера, но повреждений не нанесли. При отражении атак зенитчики крейсера выпустили 116 100-мм и 196 45-мм снарядов.

19 марта в 1.30 прибыл в Севастополь, при входе в базу для расхождения с ПЛ дал самый полный назад и лево руля. На крейсер погрузили четыре ствола 305-мм орудий. В 20.30 с эсминцем «Незаможник» крейсер вышел из Севастополя в Поти, куда прибыл в 18.30 20 марта.

24 марта крейсер в сопровождении эсминца «Незаможник» перешел из Поти в Батуми, где 25-го встал на ремонт.

23 апреля «Красный Крым», приняв 105 т боеприпасов в 18.35 в охранении эсминцев «Бойкий» и «Железняков» вышел из Поти в Новороссийск, куда прибыл 24 апреля в 6.45 и ошвартовался у Элеваторной пристани и начал выгрузку боеприпасов. В течение дня на базу были совершены три налета группами по два самолета Ju-88. Каждый раз открывался сильный огонь, самолеты сбрасывали бомбы за городом и уходили. Крейсер израсходовал 15 100-мм и 25 45-мм снарядов. В тот же день, приняв 1750 человек маршевых рот «Красный Крым» в сопровождении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» в 19.15 вышел в Севастополь.

26 апреля в 11.40 крейсер прибыл в Севастополь, при входе в бухту он был обстрелян артиллерией противника, снаряды легли в 40-60 м от борта. Корабль ошвартовался у Сухарной балки и высадил бойцов. Приняв кавалерийскую часть, 45 раненых, а также работников штаба, в 20.42 крейсер с эсминцами «Бойкий», «Бдительный» и «Сообразительный» вышел из Севастополя в Новороссийск. 27 апреля 12.05 прибыл в Новороссийск, ошвартовался у Элеваторной пристани, выгрузил кавалеристов и раненых и начал приемку груза и маршевого пополнения -1200 человек. В 23.20 с эсминцами «Бдительный» и «Сообразительный» вышел в Севастополь. 29 апреля в 3.40 корабли прибыли в Севастополь, доставив 1780 человек маршевого пополнения, 25 т боезапаса, 16 торпед и 265 глубинных бомб. Крейсер ошвартовался у Сухарной балки, выгрузил грузы и пополнение и принял 44 раненых, 67 человек начсостава и 35 членов семей начсостава. В 21.25 «Красный Крым» с лидером «Ташкент», эсминцами «Бдительный» и «Сообразительный» вышел из Севастополя и ровно через сутки прибыл в Батуми.

Всего за период 22.6.41 по 1.5.42 при отражении атак авиации израсходовал 1336 100-мм и 2288 45-мм снарядов.

6 мая «Красный Крым» в охранении трех торпедных катеров, одного сторожевого катера и двух самолетов И-153 крейсер перешел из Батуми в Поти.

8 мая противник начал наступление на Севастополь. Главком Северо-Кавказского направления приказал командующему флотом: «...Крейсеру «Красный Крым» после погрузки с двумя эсминцами не позже 10 мая выйти из Новороссийска в Севастополь»...». 11 мая в 16.25 крейсер с эсминцами «Дзержинский» и «Незаможник» вышел из Поти и 12 мая в 7.05 корабли прибыли в Новороссийск. Приняв пополнение для Приморской армии, они в 20.00 вышли в Севастополь. 13 мая в тумане корабли подошли к входной точке фарватеpa №3 и в 24.00 застопорили машины до улучшения видимости.

Бывший комфлота в своем дневнике записал: «14 мая. Тяжелый день сегодня, такие тяжелые сведения, да тут еще навалился туман, стоит весь день, только к 18 ч. удалось КР «ККр» с 2000 маршпополне-ния, боезапасом, продуктами войти в базу. При входе крейсер сильно обстреливали артогнем...».

14 мая в 19.50 «Красный Крым» и «Незаможник» вошли в Главную базу, доставив 2126 бойцов и командиров и 80 т боеприпасов. («Дзержинский» в 11.32 был отправлен на поиск тральщика, встречавшего отряд, но из-за ошибки в счислении попал на оборонительное минное заграждение, подорвался на мине в 12.27 и погиб.) Из-за тумана крейсер, как и другие корабли прибывшие в Севастополь, не мог до 19 мая выйти из бухты.

19-20 мая, крейсер, приняв 473 раненых с эсминцем «Незаможник» перешел из Севастополя в Туапсе, а затем в Поти.

26 мая корабль перешел из Поти в Батуми.

1 июня «Красный Крым» с эсминцами «Сообразительный» и «Свободный» прибыл в Новороссийск. 2 июня приняв маршевые роты, вооружение, боезапас и продовольствие, корабли в 19.18 вышли из Новороссийска и 3 июня в 23.24 прибыли в Севастополь. Ф.С.Октябрьский записал в дневнике: «Замечательно: крейсер «Красный Крым» прибыл в ГБ около 00 ч...». 4 июня приняв 275 раненых и 1998 эвакуируемых в 2.00 корабли вышли из Севастополя и в 6.25 5 июня прибыли в Туапсе, а затем перешли в Поти, а 6 июня - в Батуми.

В 1942 г. «Красный Крым» чаще других кораблей эскадры привлекался к перевозкам воинских пополнений и грузов в блокированный Севастополь - с февраля по май он семь раз прорывался в Главную базу.

18 июня 1942 г. приказом Наркома ВМФ №137 крейсер «Красный Крым» был удостоен гвардейского звания.

20 июня крейсер прибыл в Поти, а на следующий день в 19.25 вышел из Поти и в 5.10 22 июня пришел в Туапсе, для очередного похода в Севастополь. Однако командованию флота уже стало ясно, что крейсера не смогут прорываться в осажденный город.

25-26 июня корабль перешел из Туапсе в Батуми.

15 июля 1942 г. «Красный Крым» вошел в состав вновь сформированной бригады крейсеров.

«Красный Крым» в боевом походе, 1942 г.


26 июля в День Военно-Морского флота контр-адмирал Н.Е.Басистый вручил кораблю гвардейский флаг. Флаг принял командир корабля капитан 1 ранга А.И.Зубков.

В конце июля 1942 г. немецкие войска перешли в наступление на Северном Кавказе. Создалась угроза прорыва 17-й немецкой армии к Черному морю в районе Новороссийска. Началась эвакуация города.

5 августа «Красный Крым» в охранении эсминца «Незаможник» в 17.10 вышел из Батуми и 6 августа в 6.42 прибыл в Новороссийск для эвакуации семей начсостава, партийных и советских работников и ценностей. В тот же день, приняв 2600 человек, в 19.35 ушел в Батуми, куда прибыл 7 августа в 10.27.

8 августа крейсер в 13.50 с эсминцем «Незаможник» вновь вышел из Батуми в Новороссийск. 9 августа в 5.05 прибыл в Новороссийск и, приняв эвакуируемых и ценные грузы, доставил их в Батуми.

12 августа в 21.05 с эсминцем «Незаможник» и тремя СКА крейсер прибыл из Батуми в Новороссийск. 13 августа в 0.15 корабли вышли из Новороссийска в Туапсе с частями 32-й гвардейской стрелковой дивизии. В 4.45 они прибыли в Туапсе, и после разгрузки ушли в Поти.

16 августа «Красный Крым» с эсминцем «Незаможник» перешел в Батуми - Новороссийск. 17 августа крейсер доставил из Новороссийска в Батуми 630 военнослужащих, 1020 эвакуируемых, 60 т ценных грузов.

25 августа «Красный Крым» в охранении эсминца «Сообразительный» перешел Батуми - Поти. В период с 28 августа по 6 октября 1942 г. крейсер прошел текущий ремонт.

6 октября, завершив ремонт, крейсер в сопровождении эсминцев «Сообразительный» и «Бойкий» перешел из Поти в Батуми. 13 октября «Красный Крым» выходил на мерную милю. 19 октября в 7.00 в охранении эсминца «Беспощадный» крейсер вышел из Батуми для определения радиодевиации, а в 18.10 прибыл в Поти.

В середине октября 1942 г. войска противника перешли в наступление в районе Туапсе. 21 октября «Красный Крым» с эсминцами «Беспощадный» и «Сообразительный» доставил из Поти в Туасе 3000 бойцов, 11 орудий и 39 минометов 8-й гвардейской бригады и 350 бойцов и 8 минометов 10-й стрелковой бригады. Выходя из Поти, на внешнем рейде обнаружили гидросамолет противника и открыли по нему огонь.

22 октября корабли вернулись в Поти, а на следующий день крейсер с «Сообразительным» перешел в Батуми - Поти.

1 декабря «Красный Крым» перешел из Поти в Батуми, а на следующий день в сопровождении эсминца «Незаможник» в Туапсе, доставив части 9-й горно-стрелковой дивизии. 3 декабря корабли вернулись в Батуми.

«Красный Крым» в одном из портов Кавказского побережья, 1943 г.


Огонь ведет кормовое 130-мм орудие крейсера «Красный Крым», 1943 г. Справа на переднем плане — 100-мм артустановка Минизини


«Красный Крым» в Поти, август 1943 г.


«Красный Крым», 1944 г


В составе отряда прикрытия крейсера «Красный Кавказ» (флаг командующего эскадрой Л.А.Владимирского), «Красный Крым» лидер «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Сообразительный» участвовали в десантной операции в районе Южная Озерейка. 3 февраля 1943 г. «Красный Крым» в 6.10 вышел из Батуми и спустя 20 мин вступил в кильватер «Красному Кавказу». Отряд лег на курс 295°, чтобы, двигаясь на запад, дезориентировать противника, скорость 18 уз. В 18.05 отряд повернул на курс 24° - в район операции. В 22.55 отряд лег на курс, приводящий к боевому галсу. «Красный Крым» установил связь с самолетом-корректировщиком. В 0.12 4 февраля, т.е. за 48 минут до открытия огня, вице-адмирал Владимирский получил шифртелеграмму от командира высадки контр-адмирала Басистого с просьбой отложить стрельбу на 1,5 часа в связи с запаздыванием отряда высадки. Крейсера и эсминцы отвернули на юг и маневрировали, чтобы подойти в район высадки.

Самолет-корректировщик был извещен о переносе стрельбы, но не ушел на базу, а продолжал летать до 2.09, после чего ушел, израсходовав топливо.

4 февраля в 2.16 отряд подошел к району высадки. Корабли легли на боевой курс, ход 9 уз. В 2.35 (через 3 мин после флагмана) «Красный Крым», имея три надежных обсервации, открыл огонь по Озерейке. Огонь велся по площадям, без корректировки. Израсходовав 598 130-мм и 200 100-мм снарядов, в 3.05 прекратил огонь. Крейсера и лидер легли на курс отхода мористее в точку рандеву с эсминцами. В 7.30 к ним присоединились «Сообразительный» и «Беспощадный» и вступили в охранение. Из-за сильного шторма, отряд не стал входить ночью в Батуми, а маневрировал у берегов Турции. 5 февраля в 10.50 «Красный Крым» прибыл в Батуми и ошвартовался к причалу.

«Красный Кавказ» ставит дымовую завесу с помощью дымоаппаратуры «Коршун»


11 марта с эсминцами «Бойкий» и «Беспощадный» перешел из Батуми в Поти.

14-15 апреля с эсминцами «Бойкий», «Беспощадный» и «Сообразительный» перешел из Поти в Батуми.

8 апреле 1944 г. А.И.Зубков был назначен командиром крейсера «Мурманск» переданного США в счет репараций. Командиром «Красного Крыма» становится П.А.Мельников, до этого командовавший дивизионом эсминцев.

9 мая 1944 г. перешел из Батуми в Поти, в охранении эсминцы «Железняков», «Незаможник», СКР «Шторм» БТЩ «Щит», 14 СКА, 4 самолета МБР-2.

С 15 мая по 17 августа 1944 г. прошел плановый ремонт в Поти. При этом был применен метод неполного докования в 5000-тонном доке. Длина носовой консоли корабля составила 33,6 м, угол дифферента плавдока - 3°. Находившийся в доке крейсер посетил нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов.

В ноябре 1944 г. эскадра готовилась к перебазированию в Севастополь. «Красный Крым» был включен в состав 1-го отряда.

«Красный Крым» во главе флота возвращается в Севастополь, ноябрь 1944 г.


На заднем плане виден силуэт линкора «Парижская Коммуна»


4 ноября в 9.00 крейсер вышел из Поти вместе с линкором «Севастополь» в охранении эсминцев «Незаможник», «Железняков» «Летучий», «Легкий», «Ловкий» и 8 катеров БО скорость отряда 16 уз. 5 ноября в 8.00 соединились со 2-м отрядом -два крейсера и три эсминца. В 8.50 на флагмане поднят сигнал «Красному Крыму» быть головным». Крейсер полным ходом обошел линкор справа и стал во главе эскадры. В 12.50 носовая 100-мм установка крейсера сделала первый салютный выстрел, а в 12.52 он вошел в базу и 13.07 стал на бочку.

Во время Великой Отечественной войны «Красный Крым» участвовал почти во всех операциях Черноморского флота и больше других крейсеров совершил походов. Однако он за все время не получил ни одного тяжелого повреждения, сравнимого с повреждениями других крейсеров как Черноморского, так и Балтийского флота. Возможно, это было результатом военного везения, но скорей всего мастерство

«Красный Крым» на параде в Севастополе, послевоенный снимок командира и отличная подготовка всего экипажа корабля.


12 января 1949 г. «Красный Крым» был отнесен к легким крейсерам, 31 мая 1949 г. переведен в состав отряда учебных кораблей ЧФ. 8 апреля 1953 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный крейсер. С июня 1956 г. по июнь 1957 г. на крейсере размещался личный состав экспедиции особого назначения (ЭОН) по подъему линкора «Новороссийск». Крейсер стоял в Севастопольской бухте вблизи берега, против Ушаков-ской балки на Корабельной стороне. Он был связан с берегом (через плавказар-му) плавучим причалом.

7 мая 1957 г. разоружен и переформирован сначала в СМ, затем ОС. С 11 марта 1958 г. - ПКЗ. 7 июля 1959 г. исключен из списков флота в связи с передачей в ОФИ.

Практические занятия торпедистов на «Красном Кавказе». Послевоенное фото


Кран-стрела для подъема гидросамолетов с воды


30 июня 1970 г. гвардейский флаг крейсера был поднят на большом противолодочном корабле пр.61 «Красный Крым», который 20 октября 1970 г. вступил в состав КЧФ.

Командиры: к 1 р Полушкин (2326.11.1915), к 1 р Веселаго (26.11.1915 -31.10.1916), к 1 р Салтанов (31.10.1916 -?), А.А.Кузнецов - (1929-1930 ??? , И.С.Юмашев - (2.1932 -12.1933), к 2 р М.З. Москаленко (12.1933 -11.1935), к 2 р Ф.С.Марков (1935 - ? ), к 2 р, к 1 р А.И.Зубков (9.1940- 16.4.1944), к 1 р П.А.Мельнков (16.4.1944 - 9.5.1945).

«Красный Крым» в Севастополе, 1950 г. На заднем плане виден линкор «Парижская Коммуна»


«Красный Крым» в Севастополе, 1955 г.