Группа в полосатых купальниках
Пуск зенитной ракеты SM-3 с Иджис-эсминца "Конго", 2007 год
Несмотря на кажущуюся несогласованность и отсутствие стандартизации, что должно усложнить обслуживание и увеличить расходы на эксплуатацию столь разношерстой эскадры, миноносные силы ВМС Японии четко разделяются по своему назначению на три большие группы:
- Иджис-эсминцы для обеспечения зональной ПВО/ПРО;
- эсминцы-вертолетоносцы – специфический атрибут японского флота, по большей части выполняют задачи поисково-спасательных и противолодочных кораблей;
- «обычные» эсминцы, в чьи задачи входит обеспечение безопасности эскадры от морских и подводных угроз. Также служат в роли платформ для размещения средств объектовой ПВО.
Мнимое разнообразие конструкций на деле оказывается сочетанием нескольких схожих проектов с видоизмененными надстройками и обновленным составом вооружения. Морские силы самообороны быстро эволюционируют – ежегодно в Японии выделяются средства на строительство 1-2 новых эсминцев. Это позволяет оперативно вносить изменения в проекты кораблей в соответствии с меняющимися внешними условиями и получением доступа к новым технологиям. Главная особенность – японцам удается воплощать эти идеи не только на бумаге, но в металле.
На переднем плане JDS "Асигара" (DDG-178)
По сравнению с «Конго», новый эсминец получил вертолетный ангар, возросла высота надстройки – внутри разместился двухуровневый флагманский командный пункт. БИУС «Иджис» прошла апгрейд до версии Baseline 7 (phase 1). Были модернизирован УВП – отказ от загрузочных устройств позволил увеличить кол-во пусковых ячеек до 96 штук. Вместо итальянской пушки установлена лицензионная американская Mk.45 с длиной ствола 62 калибра. ПКР «Гарпун» заменены на противокорабельные ракеты «Тип 90» (SSM-1B) собственной разработки.
Единственно, о чем горько сожалеют японцы – отсутствие на борту «Атаго» тактических крылатых ракет «Томагавк». Увы… японскому флоту запрещено иметь ударное вооружение.
«ОБЫЧНЫЕ» ЭСМИНЦЫ
Тип «Мурасамэ» (яп. «сильный ливень»)
Серия из 9 единиц была построена в период 1993 – 2002 гг.
Полное водоизмещение 6100 тонн. Экипаж 165 чел.
Газотурбинная ГЭУ (комбинация из лицензионных ГТД LM2500 и «Роллс-Ройс» Spey SM1C) мощностью 60 000 л.с.
Скорость полного хода 30 узлов.
Дальность плавания 4500 миль на экономической скорости 18 узлов.
Вооружение:
- 16 установок вертикального пуска Mk.48 (32 зенитные ракеты ESSM);
- 16 установок вертикального пуска Mk.41 (16 противолодочных ракетоторпед ASROC-VL)
- 8 противокорабельных ракет «Тип 90» (SSM-1B);
- 76 мм универсальная пушка OTO Melara;
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- противолодочный вертолет «Мицубиси» SH-60J/K (лицензионная версия «Сикорский» SH-60 СиХоук).
Многие любители военно-морской тематики упрямо принимают эти странные эсминцы-переростки за легкие авианосцы. Проведено уже немало «серьезных» расчетов – сколько истребителей F-35 сможет поместиться на палубе «Хюги», как установить трамплин … никто не обращает внимания, что Япония не планирует приобретать СВВП F-35B (даже поставка 42 сухопутных F-35A находится под большим вопросом).
«Хюга» - всего лишь крупный эсминец-вертолетоносец, преемник традиционного класса кораблей JMSDF. Он не похож на какой-либо из существующих авианосцев, так же как не похож и на УДК «Мистраль» - несмотря на похожие размеры и вертолетную авиагруппу, «Хюга» не имеет док-камеры и не является универсальным десантным кораблем.
Взамен у него 30-узловая скорость хода и комплекс встроенного оружия (зенитные ракеты средней дальности, противолодочные ракетоторпеды, системы самообороны) – все это находится под управлением БИУС ATECS и замечательных радаров FCS-3, аналогичных тем, что установлены на «Акидзуки». А также подкильный сонар OQQ-21, развитые системы РЭБ – все как на настоящем эскадренном миноносце.
Но наиболее примечательной особенностью «Хюги» является сплошная полетная палуба и чрезмерно многочисленная для эсминца авиагруппа – 11 многоцелевых и противолодочных вертолетов (их количество вполне может превышать заявленную цифру, ведь на аналогичном по размерам «Мистрале» поместилось 16 машин).
В чем смысл постройки подобных монстров?
Японцы видят применение для эсминцев-вертолетоносцев в качестве эффективных противолодочных кораблей. Поисково-спасательные функции, работа в зонах чрезвычайных ситуаций, морские патрульные миссии. Наверняка предусмотрена возможность высадки с борта «Хюги» точечных вертолетных десантов; возможно участие в международных военных операциях в качестве вспомогательного корабля.
Сплошная полетная палуба позволяет принимать не только «СиХоуки», но, в перспективе, крупные вертолеты и конвертопланы.
В общем, по логике японского командование, обладание парой таких кораблей способно заметно усились потенциал флота и разнообразить количество выполняемых задач. Наконец, сам облик здоровенного эсминца-вертолетоносца не оставит равнодушным ни одного из посетителей военно-морского салона, «Хюга» и его систер-шип «Исэ» повышают престиж военных моряков не только в глазах всей нации, но и за рубежом.
Эпилог
Предсказывая наперед вопросы: Что все это значит для Тихоокеанского флота России? Кто сильнее – наши или «япошки»? Могу лишь заметить, следующее: сравнивать ТОФ и JMSDF «в лоб» не имеет никакого смысла – слишком разные флоты, создававшиеся для разных задач.
Тем не менее, JMSDF смотрятся выгоднее по одной простой причине – Морские силы самообороны Японии существуют в рамках ясной концепции, связанной с противодействием прямым военным угрозам со стороны Северной Кореи и защиты своих интересов в Восточно-китайском море от претензий со стороны КНР. Что касается нашего Тихоокеанского флота – наверное, никто из присутствующих не сможет четко сформулировать ответ на вопрос: какие конкретные задачи решает наш ТОФ и какие корабли ему для этого необходимы.
Автор: Santa Fe