Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider
В ходе Второй мировой войны некоторые воюющие страны активно использовали неуправляемые авиационные ракеты. Это оружие хорошо зарекомендовало себя в деле уничтожения живой силы, техники и укреплений противника. К концу войны все новые самолеты, предназначавшиеся для нанесения ударов по наземным объектам, изначально вооружались неуправляемыми ракетами разных типов. Основным подобным боеприпасом ВВС США на момент завершения войны стала ракета HVAR (High Velocity Aircraft Rocket – «Высокоскоростная авиационная ракета»), также известная под названием Holy Moses. 61-килограммовый боеприпас с зарядом около 3,5 кг взрывчатого вещества позволял эффективно решать ряд тактических задач. Однако ракета HVAR имела некоторые недостатки, которые требовалось исправить.
К концу 1946 года на одном из заводов компании Douglas самолет Skyraider с заводским номером 09094 был переоборудован в носитель перспективной артиллерийской системы AERO X10A. Две пушки/пусковые установки поместили на стыке центроплана и консолей крыла. Рядом с ними установили ящики боекомплекта с системой подачи снарядов в орудия. Интересен тот факт, что при переоборудовании самолета его вес и центровка почти не изменились. Каждая из систем X10A весила всего лишь 73 килограмма. Еще около 380 кг приходилось на боекомплект. Массы орудий/пусковых установок с боекомплектом полностью укладывались в допустимый вес полезной нагрузки, а проблема центровки была решена правильным размещением всех компонентов артиллерийского комплекса.
Опытный самолет получил обозначение ХВТ2В-D1 и отправился на Морскую артиллерийскую станцию в городе Айниокерн (штат Калифорния). Первые же стрельбы самолета, закрепленного на специальной удерживающей системе, показали высокие возможности комплекса AERO X10A. Активно-реактивные снаряды имели достаточно высокую точность, сравнимую с неуправляемыми ракетами HVAR. Кроме того, габариты и вес новых боеприпасов позволили разместить в крыле большой боекомплект – по 19 снарядов на каждую пушку/пусковую установку. Один снаряд системы X10A весил около 10 килограммов, т.е. был в шесть раз легче ракеты HVAR, но имел такой же заряд взрывчатого вещества.
Один самолет Douglas AD Skyraider, оборудованный системой AERO X10A, в теории мог выполнить такую боевую задачу, для решения которой требовалось несколько штурмовиков с неуправляемыми ракетами модели HVAR. Ожидалось, что на боевых качествах переоборудованного самолета положительно скажется и скорострельность: на испытаниях система X10A вела огонь с темпом до трех выстрелов в секунду. Нетрудно подсчитать, что весь боекомплект можно было расстрелять за 6-7 секунд, т.е. за один заход. Остается только догадываться, что было бы с целью после такого удара лишь одного самолета.
Однако преимущества артиллерийского комплекса AERO X10A нивелировались всего одним недостатком. В небольшие габариты нового 127-мм снаряда никак не удавалось вписать достаточный метательный заряд и твердотопливный двигатель с требуемыми характеристиками. Из-за этого эффективная дальность стрельбы нового авиационного артиллерийского комплекса не превышала 800-900 метров. Для сравнения, ракета HVAR могла поражать цели на дистанциях до 4-5 км (без учета рассеивания и т.п. особенностей стрельбы неуправляемыми боеприпасами). Из-за этого в случае гипотетической войны штурмовикам с орудиями/пусковыми установками X10A пришлось бы подходить к цели на опасное расстояние и рисковать попасть под огонь малокалиберной зенитной артиллерии. Вторая претензия военных касалась состава вооружения самолета-прототипа ХВТ2В-D1. Для установки безоткатных орудий с него сняли автоматические пушки калибра 20 мм. Вероятно, в дальнейшем серийные штурмовики с комплексом AERO X10A тоже рисковали лишиться автоматических пушек, а вместе с ними немалой части огневой мощи.
Сотрудники компании Douglas, видя преимущества новой артиллерийской системы, продолжили ее совершенствование. Доводка и испытания переработанных вариантов орудия/пусковой установки с переменным успехом продолжались до 1950 года. Точная информация о сути доработок на том или ином этапе проекта отсутствует. Возможно, авторам проекта удалось избавиться от некоторых проблем технического и технологического характера, но итог был предрешен. Конструкция активно-реактивного снаряда не позволяла увеличить дальность стрельбы до приемлемых значений, поскольку в корпус имевшегося размера нельзя было вписать более мощный твердотопливный двигатель или метательный заряд.
Неизвестно, поднимался ли самолет ХВТ2В-D1 в воздух и вел ли стрельбу в полете. Последнее упоминание об этом прототипе штурмовика с оригинальной артиллерийской системой относится к 1950 году. После нескольких лет безуспешных доработок заказчик в лице американского военного ведомства отказался от финансовой и административной поддержки проекта AERO X10A. За четыре года фирма Douglas не смогла избавить свою разработку от основных недостатков, вызывавших претензии со стороны военных. Из-за отсутствия каких-либо заметных подвижек проект закрыли как бесперспективный. В дальнейшем попытки создать артиллерийскую систему подобной архитектуры не предпринимались. Появление новых технологий в областях авиастроения, оружейного дела и моторостроения позволило вернуться к привычным вооружениям: автоматическим малокалиберным пушкам и неуправляемым ракетам, которые используются по сей день.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://airwar.ru/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
К концу 1946 года на одном из заводов компании Douglas самолет Skyraider с заводским номером 09094 был переоборудован в носитель перспективной артиллерийской системы AERO X10A. Две пушки/пусковые установки поместили на стыке центроплана и консолей крыла. Рядом с ними установили ящики боекомплекта с системой подачи снарядов в орудия. Интересен тот факт, что при переоборудовании самолета его вес и центровка почти не изменились. Каждая из систем X10A весила всего лишь 73 килограмма. Еще около 380 кг приходилось на боекомплект. Массы орудий/пусковых установок с боекомплектом полностью укладывались в допустимый вес полезной нагрузки, а проблема центровки была решена правильным размещением всех компонентов артиллерийского комплекса.
Опытный самолет получил обозначение ХВТ2В-D1 и отправился на Морскую артиллерийскую станцию в городе Айниокерн (штат Калифорния). Первые же стрельбы самолета, закрепленного на специальной удерживающей системе, показали высокие возможности комплекса AERO X10A. Активно-реактивные снаряды имели достаточно высокую точность, сравнимую с неуправляемыми ракетами HVAR. Кроме того, габариты и вес новых боеприпасов позволили разместить в крыле большой боекомплект – по 19 снарядов на каждую пушку/пусковую установку. Один снаряд системы X10A весил около 10 килограммов, т.е. был в шесть раз легче ракеты HVAR, но имел такой же заряд взрывчатого вещества.
Один самолет Douglas AD Skyraider, оборудованный системой AERO X10A, в теории мог выполнить такую боевую задачу, для решения которой требовалось несколько штурмовиков с неуправляемыми ракетами модели HVAR. Ожидалось, что на боевых качествах переоборудованного самолета положительно скажется и скорострельность: на испытаниях система X10A вела огонь с темпом до трех выстрелов в секунду. Нетрудно подсчитать, что весь боекомплект можно было расстрелять за 6-7 секунд, т.е. за один заход. Остается только догадываться, что было бы с целью после такого удара лишь одного самолета.
Однако преимущества артиллерийского комплекса AERO X10A нивелировались всего одним недостатком. В небольшие габариты нового 127-мм снаряда никак не удавалось вписать достаточный метательный заряд и твердотопливный двигатель с требуемыми характеристиками. Из-за этого эффективная дальность стрельбы нового авиационного артиллерийского комплекса не превышала 800-900 метров. Для сравнения, ракета HVAR могла поражать цели на дистанциях до 4-5 км (без учета рассеивания и т.п. особенностей стрельбы неуправляемыми боеприпасами). Из-за этого в случае гипотетической войны штурмовикам с орудиями/пусковыми установками X10A пришлось бы подходить к цели на опасное расстояние и рисковать попасть под огонь малокалиберной зенитной артиллерии. Вторая претензия военных касалась состава вооружения самолета-прототипа ХВТ2В-D1. Для установки безоткатных орудий с него сняли автоматические пушки калибра 20 мм. Вероятно, в дальнейшем серийные штурмовики с комплексом AERO X10A тоже рисковали лишиться автоматических пушек, а вместе с ними немалой части огневой мощи.
Сотрудники компании Douglas, видя преимущества новой артиллерийской системы, продолжили ее совершенствование. Доводка и испытания переработанных вариантов орудия/пусковой установки с переменным успехом продолжались до 1950 года. Точная информация о сути доработок на том или ином этапе проекта отсутствует. Возможно, авторам проекта удалось избавиться от некоторых проблем технического и технологического характера, но итог был предрешен. Конструкция активно-реактивного снаряда не позволяла увеличить дальность стрельбы до приемлемых значений, поскольку в корпус имевшегося размера нельзя было вписать более мощный твердотопливный двигатель или метательный заряд.
Неизвестно, поднимался ли самолет ХВТ2В-D1 в воздух и вел ли стрельбу в полете. Последнее упоминание об этом прототипе штурмовика с оригинальной артиллерийской системой относится к 1950 году. После нескольких лет безуспешных доработок заказчик в лице американского военного ведомства отказался от финансовой и административной поддержки проекта AERO X10A. За четыре года фирма Douglas не смогла избавить свою разработку от основных недостатков, вызывавших претензии со стороны военных. Из-за отсутствия каких-либо заметных подвижек проект закрыли как бесперспективный. В дальнейшем попытки создать артиллерийскую систему подобной архитектуры не предпринимались. Появление новых технологий в областях авиастроения, оружейного дела и моторостроения позволило вернуться к привычным вооружениям: автоматическим малокалиберным пушкам и неуправляемым ракетам, которые используются по сей день.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://airwar.ru/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher