Первый шаг к основному танку. «Тройной» проект К-91
Конец сороковых годов прошлого века среди прочего запомнился большим количеством различных проектов вооружения и военной техники. Пользуясь опытом, полученным в ходе Второй Мировой войны, конструкторы ведущих стран создавали новые виды оружия и техники, которые предполагалось использовать в гипотетических конфликтах будущего. В первых месяцах 1949 года советские конструкторы занялись новым проектом с условным обозначением К-91. В рамках этого проекта предполагалось создать целое семейство бронетехники различного назначения.
В боевом отделении второго тяжелого танка предполагалось разместить экипаж, сокращенный до трех человек. Расположение рабочих мест механика-водителя (на поворотной платформе), наводчика и командира соответствовало предыдущему проекту. Вместо заряжающего в новом танке должен был работать автомат заряжания. Под механизированную укладку для унитарных 100-мм снарядов отвели почти всю кормовую часть башни. Вооружение второго тяжелого танка соответствовало требованиям к семейству: одна пушка калибра 100 мм и два 12,7-мм пулемета ДШК.
Третья боевая машина, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, представляла собой самоходную артиллерийскую установку. В ней предполагалось объединить лучшие наработки по предыдущим проектам. САУ представляла собой «гибрид» двух тяжелых танков с некоторыми чертами, свойственными самоходной артиллерии. Так, ходовая часть и бронекорпус для самоходки были заимствованы у первого варианта тяжелого танка. Из второго варианта взяли компоновку моторно-трансмиссионного отделения, установленного в передней части корпуса, и размещение боевого отделения. В целом, самоходная артиллерийская установка, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, по своей компоновке отчасти напоминала предыдущие отечественные боевые машины этого класса. Полная высота самоходки не превышала 2280 мм.
В кормовой части корпуса САУ, подобно второму тяжелому танку, расположили бронированную рубку с рабочими местами экипажа и вооружением. Численность и размещение экипажа соответствовали первому танку. Ввиду сложности автоматизированных систем было решено вернуть в экипаж заряжающего. Кроме того, неподвижная рубка позволила отказаться от поворотной платформы для рабочего места механика-водителя. Как и другие машины семейства, САУ планировалось вооружить 100-мм орудием Д-46Т и двумя пулеметами ДШК.
До конца 1949 года сотрудники ОКБ инженерного комитета сухопутных войск завершили создание трех эскизных проектов. Проведенный анализ показал, что три бронемашины в существующем виде не имеют никаких серьезных преимуществ перед имеющейся техникой. Более того, на завершение проектов и начало серийного производства новых боевых машин требовалось некоторое время, в течение которого два танка и САУ могли бы окончательно устареть. По этой причине проект К-91 был закрыт за бесперспективностью. По некоторым данным, отдельные технические решения, созданные в рамках «тройного» проекта, применялись при разработке более поздних танков и самоходок.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
Поперечный разрез К-91
В боевом отделении второго тяжелого танка предполагалось разместить экипаж, сокращенный до трех человек. Расположение рабочих мест механика-водителя (на поворотной платформе), наводчика и командира соответствовало предыдущему проекту. Вместо заряжающего в новом танке должен был работать автомат заряжания. Под механизированную укладку для унитарных 100-мм снарядов отвели почти всю кормовую часть башни. Вооружение второго тяжелого танка соответствовало требованиям к семейству: одна пушка калибра 100 мм и два 12,7-мм пулемета ДШК.
Третья боевая машина, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, представляла собой самоходную артиллерийскую установку. В ней предполагалось объединить лучшие наработки по предыдущим проектам. САУ представляла собой «гибрид» двух тяжелых танков с некоторыми чертами, свойственными самоходной артиллерии. Так, ходовая часть и бронекорпус для самоходки были заимствованы у первого варианта тяжелого танка. Из второго варианта взяли компоновку моторно-трансмиссионного отделения, установленного в передней части корпуса, и размещение боевого отделения. В целом, самоходная артиллерийская установка, разрабатывавшаяся в рамках проекта К-91, по своей компоновке отчасти напоминала предыдущие отечественные боевые машины этого класса. Полная высота самоходки не превышала 2280 мм.
Поперечный разрез САУ К-91
В кормовой части корпуса САУ, подобно второму тяжелому танку, расположили бронированную рубку с рабочими местами экипажа и вооружением. Численность и размещение экипажа соответствовали первому танку. Ввиду сложности автоматизированных систем было решено вернуть в экипаж заряжающего. Кроме того, неподвижная рубка позволила отказаться от поворотной платформы для рабочего места механика-водителя. Как и другие машины семейства, САУ планировалось вооружить 100-мм орудием Д-46Т и двумя пулеметами ДШК.
До конца 1949 года сотрудники ОКБ инженерного комитета сухопутных войск завершили создание трех эскизных проектов. Проведенный анализ показал, что три бронемашины в существующем виде не имеют никаких серьезных преимуществ перед имеющейся техникой. Более того, на завершение проектов и начало серийного производства новых боевых машин требовалось некоторое время, в течение которого два танка и САУ могли бы окончательно устареть. По этой причине проект К-91 был закрыт за бесперспективностью. По некоторым данным, отдельные технические решения, созданные в рамках «тройного» проекта, применялись при разработке более поздних танков и самоходок.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Glenn Witcher