Украинские БМП на базе танка Т-64
Танк Т-64А был создан в шестидесятых годах прошлого века и стал первой отечественной бронемашиной нового класса. Первый советский основной танк показывал высокие характеристики, однако со временем его возможности перестали удовлетворять требованиям военных. Было проведено несколько модернизаций, но в настоящее время оставшиеся в российской армии танки Т-64А постепенно списываются и утилизируются. Кроме российских бронетанковых войск первый отечественный основной танк используют несколько стран СНГ. Из-за материального и морального устаревания боевые возможности танков Т-64А являются предметом ожесточенных споров. При этом в частях и на базах хранения остается сравнительно большое количество танков, которые могли бы пройти модернизацию.
В середине двухтысячных годов украинские конструкторы создали два оригинальных проекта бронетехники, которые подразумевают ремонт и переоборудование танков старой модели. На базе танков Т-64А предлагается делать боевые машины пехоты тяжелого класса. Подобные проекты, в которых танк «превращается» в бронетранспортер или БМП, уже разрабатывались зарубежной промышленностью и хорошо зарекомендовали себя. К примеру, на вооружении израильской армии с конца восьмидесятых годов состоит тяжелый БТР «Ахзарит». Техника этой модели строилась на базе трофейных танков Т-55, захваченных у противника.
БМПВ-64
Проект БМПВ-64, созданный Харьковским бронетанковым ремонтным заводом, подразумевает большие изменения в конструкции танка, однако в нем используется значительное количество узлов и агрегатов базового танка. В тяжелой БМП применяются те же силовая установка и ходовая часть, что и на танке Т-64А. Корпус базовой машины подвергается заметным изменениям, но часть его деталей остается прежней.
Также необходимо отметить, что использование в качестве основы танка Т-64А значительно сокращает экспортный потенциал новой машины. Танки Т-64А сохранились лишь в нескольких странах: в России, Казахстане, Узбекистане и Приднестровье. Вероятность того, что эти государства закажут у харьковских танкостроителей модернизацию имеющейся техники, крайне мала. В связи с этим интересный проект переоборудования основного танка в боевую машину пехоты вряд ли даст какие-либо ощутимые результаты.
Установка колесной ходовой части позволила значительно сократить боевую массу машины. БМП-К-64 без установленного вооружения весит лишь 17,7 тонны. Подобная экономия веса в перспективе способна позволить увеличить грузоподъемность. Двигатель 5ТДФ с гидроприводом обеспечивает максимальную скорость до 105 км/ч. Запас хода – 800 км.
Бронирование корпуса БМП-К-64 аналогично защите БМПВ-64. Лоб корпуса выдерживает попадание снарядов 105-мм орудий, борта – 30-миллиметровых. Заявлены меры по повышению стойкости к минам. Для этого днище машины усилено дополнительным бронированием. Унификация колесной БМП с гусеничной позволяет говорить о возможности применения систем динамической и активной защиты. При этом, однако, заявления о том, что БМП-К-64 можно считать машиной класса MRAP, вряд ли можно признать корректными. Демонстрировавшийся прототип перспективной тяжелой боевой машины пехоты не имел нескольких характерных черт техники класса MRAP. Прототип БМП-К-64 по понятным причинам не имел специального V-образного днища, а также не оснащался специальными креслами, поглощающими часть энергии взрыва мины.
В качестве вооружения на первом прототипе БМП-К-64 использовалась дистанционно управляемая турель с крупнокалиберным пулеметом НСВ. Наводчик пулемета располагается внутри корпуса машины. Возможности силовой установки и сравнительно небольшой собственный вес БМП позволил разработчикам заявить возможность применения различных боевых модулей с необходимым вооружением.
К концу прошлого десятилетия выяснилось, что проект БМП-К-64 похож на БМПВ-64 не только рядом использованных агрегатов, но и судьбой. Изначально специалисты высоко оценивали перспективы новой тяжелой боевой машины пехоты. Некоторые вопросы вызывала специфическая колесная ходовая часть без подвески и механизмов поворота колес, однако в целом проект выглядел интересно и многообещающе. Однако даже спустя несколько лет после первого показа машина БМП-К-64 так и не смогла заинтересовать потенциального покупателя в лице украинского министерства обороны. По экономическим причинам проект до сих пор находится на стадии испытаний прототипа. Серийное производство новой БМП под вопросом.
Идеи и реальность
Оба украинских проекта тяжелых боевых машин пехоты выглядят интересно и оригинально. Использование в качестве базы для новой техники старых танков позволяет одновременно повысить живучесть перспективных БМП и снизить их стоимость, поскольку немалая часть агрегатов танка не подвергается серьезным изменениям. Естественно, для создания боевой машины пехоты с высокими характеристиками требуется создать и отработать некоторые новые элементы конструкции, но перспективы подобной техники с лихвой компенсируют все затраты.
Однако боевые машины пехоты БМПВ-64 и БМП-К-64 до сих пор существуют только в виде опытных образцов. Перспективы проектов ограничены двумя факторами: финансовыми возможностями Украины и плохими экспортными возможностями. Из-за особенностей производства и эксплуатации танков Т-64А заказать новые БМП могут лишь несколько стран, причем далеко не все из них станут пользоваться такой возможностью. В результате интересные проекты модернизации и переоборудования старых основных танков в новые боевые машины пехоты рискуют навсегда застрять на стадии испытаний прототипов.
По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://brone-portal.info/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
В середине двухтысячных годов украинские конструкторы создали два оригинальных проекта бронетехники, которые подразумевают ремонт и переоборудование танков старой модели. На базе танков Т-64А предлагается делать боевые машины пехоты тяжелого класса. Подобные проекты, в которых танк «превращается» в бронетранспортер или БМП, уже разрабатывались зарубежной промышленностью и хорошо зарекомендовали себя. К примеру, на вооружении израильской армии с конца восьмидесятых годов состоит тяжелый БТР «Ахзарит». Техника этой модели строилась на базе трофейных танков Т-55, захваченных у противника.
БМПВ-64
Проект БМПВ-64, созданный Харьковским бронетанковым ремонтным заводом, подразумевает большие изменения в конструкции танка, однако в нем используется значительное количество узлов и агрегатов базового танка. В тяжелой БМП применяются те же силовая установка и ходовая часть, что и на танке Т-64А. Корпус базовой машины подвергается заметным изменениям, но часть его деталей остается прежней.
Также необходимо отметить, что использование в качестве основы танка Т-64А значительно сокращает экспортный потенциал новой машины. Танки Т-64А сохранились лишь в нескольких странах: в России, Казахстане, Узбекистане и Приднестровье. Вероятность того, что эти государства закажут у харьковских танкостроителей модернизацию имеющейся техники, крайне мала. В связи с этим интересный проект переоборудования основного танка в боевую машину пехоты вряд ли даст какие-либо ощутимые результаты.
Установка колесной ходовой части позволила значительно сократить боевую массу машины. БМП-К-64 без установленного вооружения весит лишь 17,7 тонны. Подобная экономия веса в перспективе способна позволить увеличить грузоподъемность. Двигатель 5ТДФ с гидроприводом обеспечивает максимальную скорость до 105 км/ч. Запас хода – 800 км.
Бронирование корпуса БМП-К-64 аналогично защите БМПВ-64. Лоб корпуса выдерживает попадание снарядов 105-мм орудий, борта – 30-миллиметровых. Заявлены меры по повышению стойкости к минам. Для этого днище машины усилено дополнительным бронированием. Унификация колесной БМП с гусеничной позволяет говорить о возможности применения систем динамической и активной защиты. При этом, однако, заявления о том, что БМП-К-64 можно считать машиной класса MRAP, вряд ли можно признать корректными. Демонстрировавшийся прототип перспективной тяжелой боевой машины пехоты не имел нескольких характерных черт техники класса MRAP. Прототип БМП-К-64 по понятным причинам не имел специального V-образного днища, а также не оснащался специальными креслами, поглощающими часть энергии взрыва мины.
В качестве вооружения на первом прототипе БМП-К-64 использовалась дистанционно управляемая турель с крупнокалиберным пулеметом НСВ. Наводчик пулемета располагается внутри корпуса машины. Возможности силовой установки и сравнительно небольшой собственный вес БМП позволил разработчикам заявить возможность применения различных боевых модулей с необходимым вооружением.
К концу прошлого десятилетия выяснилось, что проект БМП-К-64 похож на БМПВ-64 не только рядом использованных агрегатов, но и судьбой. Изначально специалисты высоко оценивали перспективы новой тяжелой боевой машины пехоты. Некоторые вопросы вызывала специфическая колесная ходовая часть без подвески и механизмов поворота колес, однако в целом проект выглядел интересно и многообещающе. Однако даже спустя несколько лет после первого показа машина БМП-К-64 так и не смогла заинтересовать потенциального покупателя в лице украинского министерства обороны. По экономическим причинам проект до сих пор находится на стадии испытаний прототипа. Серийное производство новой БМП под вопросом.
Идеи и реальность
Оба украинских проекта тяжелых боевых машин пехоты выглядят интересно и оригинально. Использование в качестве базы для новой техники старых танков позволяет одновременно повысить живучесть перспективных БМП и снизить их стоимость, поскольку немалая часть агрегатов танка не подвергается серьезным изменениям. Естественно, для создания боевой машины пехоты с высокими характеристиками требуется создать и отработать некоторые новые элементы конструкции, но перспективы подобной техники с лихвой компенсируют все затраты.
Однако боевые машины пехоты БМПВ-64 и БМП-К-64 до сих пор существуют только в виде опытных образцов. Перспективы проектов ограничены двумя факторами: финансовыми возможностями Украины и плохими экспортными возможностями. Из-за особенностей производства и эксплуатации танков Т-64А заказать новые БМП могут лишь несколько стран, причем далеко не все из них станут пользоваться такой возможностью. В результате интересные проекты модернизации и переоборудования старых основных танков в новые боевые машины пехоты рискуют навсегда застрять на стадии испытаний прототипов.
По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://brone-portal.info/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher