Французское авиационное изящество. Часть 3-я


Французский палубный истребитель «Аквилон» 203


Производство новой машины велось на заводе под Марселем. Модель «Аквилон» 203 оснащалась двигателем «Хост» 48 тягой 2336 кг., производства фирмы «Фиат» и французским радаром APQ-65, а также управляемыми ракетами «Норд» 5103.
Истребитель разгонялся на высоте до 1030 км/ч., дальность с подвесными баками 1730 км.

Этот самолет имел герметичную кабину с системой регенерации воздуха, катапультное сиденье «Мартин-Бейкер» и четыре 20-мм пушки «Испано». Всего было построено 40 машин.

Первым же палубным реактивным истребителем французской конструкции стал самолет Дассо "Этандар" IV М. Исходный вариант "Этандар" II (первый полет совершил в 1956 году), который ведёт свою «родословную» от «Мистера» разрабатывался в соответствии с требованиями НАТО к легкому истребителю. В это же время ВМС Франции потребовался истребитель для базирования на авианосцах "Клемансо" и "Фош".


Испытания «Этандара» IVM-02 на палубе авианосца «Клемансо», 1960 г.


Серийный "Этандар" IV М разгонялся на высоте до 1093 км/ч. Максимальная взлетная масса: 10800 кг. Боевой радиус действия, в варианте истребителя: 700 км., в ударном варианте: 300 км.

В состав вооружения входили две 30-мм пушки DEFA, со 100 патронами каждая, 4 крыльевых пилона, рассчитанных на суммарный груз 1361 кг — авиационные средства поражения, включая ракеты «воздух-земля» AS.30 или ракеты «воздух-воздух» «Сайдуиндер», бомбы и НАР.

Самолёт оснащался БРЛС Tomcoh-CSF/EMD «Агав», комплексной ударно навигационной системой SAGEM ENTA с инерциальной платформой SKN-2602, имелся лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер, автопилот. Модернизированные самолеты оснащались БРЛС «Анемон».

Не сумев реализоваться в качестве «стандартного европейского истребителя» "Этандар" IV М занял своё место на палубе французских авианосцев.


Первый серийный "Этандар" IVM


Полностью оборудованный для применения на флоте "Этандар" IVM совершил первый полет в 1958 году. В 1961-1965 годах ВМС Франции было поставлено 69 самолетов "Этандар" IVM, предназначенных для нанесения ударов по морским и наземным целям и для обеспечения ПВО авианосного соединения.

Самолет-фоторазведчик "Этандар" IVP совершил первый полет в ноябре 1960 года, самолет оснащался пятью фотокамерами, три из которых устанавливались в носовой части фюзеляжа, а две - вместо 30-мм пушек. В 1962-1965 годах был изготовлен 21 фоторазведчик "Этандар" IVP.

Боевым крещением самолета стала операция «Сапфир-1». Кризис, разразившийся в районе Африканского Рога в 1974 году, подвигнул Францию на решительные шаги. Была собрана эскадра во главе с авианосцем «Клемансо». Впрочем, «крещение» оказалось чистой формальностью, самолёты поднимались в воздух для демонстрационных полётов и фоторазведки.


«Этандар» IVM из 17-й флотилии, 1980 г


В 1982 году в Ливане французским пилотам пришлось подвергнуться реальной опасности со стороны ПВО Сирии. Обеспечивая высадку французских войск в разведывательные полёты с борта «Фоша» ушли «Этандары» IVP. Их задачей была разведка местности и обнаружение очагов возможной опасности. Летчики сфотографировали позиции отрядов друзской «милиции», скопления сирийских войск и несколько зенитных батарей.



В 1991 году началась гражданская война в Югославии, во все расширяющийся конфликт были втянуты силы НАТО, а через два года французский флот начал операцию «Балбюсар». Для казалось бы безнадёжно устаревших «Этандаров» -разведчиков нашлась работа.

Обычной в боевой задачей стала разведка в зоне действий всех воюющих сторон, но во главу угла ставилось обнаружение позиций, пунктов управления, связи и снабжения армии боснийских сербов. Эти же цели подвергались потом наиболее ожесточенным ударам натовской авиации. Роль устаревших «Этандаров» оказалась немалой. Во-первых, французские подразделения старались пользоваться именно их данными. Во-вторых, развединформации постоянно не хватало. Снимки едва успевали дешифровать и тут же передавали пехотинцам и летчикам-штурмовикам.

Полеты над Боснией не были ни легкими, ни безопасными, самолёты неоднократно обстреливались зенитной артиллерией и ПЗРК. В апреле и декабре 1994 года «Этандары» получали серьёзные повреждения от средств ПВО. Оба инцидента закончились вынужденными посадками. Не смотря на это, полёты продолжались, всего за период с 1993 по июль 1995 года пилоты «Этандаров» IVPM совершили 554 боевых вылета над Боснией.

В начале 90-х предполагалось, что разведчики «Этандар» IVPM вскоре заменят «Рафали» оснащённые разведывательными спецконтейнерами. Но дело затянулось, и разведчики эксплуатировались до 2000 года.

В начале 70-х годов характеристики самолетов "Этандар" IVM перестали удовлетворять возросшим требованиям. Первоначально для их замены предназначалась корабельная модификация ударного самолета "Ягуар" М, также предлагались самолеты «Воут» А-7 и «Макдоннелл-Дуглас» А-4 "Скайхок". "Ягуар" даже проходил испытания на авианосце. Однако из политических и экономических соображений было решено разрабатывать чисто французский ("Ягуар" был англо-французской машиной) истребитель- бомбардировщик на основе самолета "Этандар" IV.

Основной задачей самолета получившего название «Супер-Этандар» должна была стать борьба с боевыми кораблями противника и уничтожение важных береговых объектов. Исходя из этого, формировался комплекс вооружения, который компоновался вокруг бортового радара. Новая моноимпульсная станция AGAVE - обнаруживала корабль класса эсминец на расстоянии 111 км, ракетный катер – на 40-45 км, а самолет – на 28 км. Она могла осуществлять поиск, захват и автосопровождение морских и воздушных целей, а также картографирование.

Главным оружием самолета стала новейшая противокорабельная управляемая ракета AM 39 «Экзосет». Она весила свыше 650 кг и оснащалась проникающей фугасной боевой частью массой 160 кг. Комбинированная система наведения обеспечивала поражение крупных морских целей на дальностях 50-70 км с высоты от 100 метров до 10 км.



«Супер-Этандар» не блистал выдающимися данными, но в силу того, что он имел много общего с предыдущей моделью, был быстро освоен техническим и лётным составом.

Лётные характеристики:
Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1180 км/ч
Боевой радиус действия: 850 км
Практический потолок: более 13 700 м

В январе 1981 года первый «Супер-Этандар» был доработан для применения спец-боеприпаса AN-52 эквивалентной мощностью 15 кт. Одна такая бомба могла подвешиваться на подфюзеляжный или правый внутренний подкрыльевой пилон. Постепенно все строевые самолеты прошли такую же модернизацию.

В 1983 году «Супер-Этандары» приняли участие в операции «Олифант» в Ливане.
22 сентября под прикрытием «Крусейдеров» вылетела четверка «Супер-Этандаров». В конце дня появилось официальное сообщение, что в указанном районе французская авиация уничтожила 4 артиллерийские батареи противника.
Хотя первый боевой вылет прошел успешно, в ходе боевых действий в Ливане сирийскими ЗРК были сбиты два самолета «Супер Этандар» ВМС Франции.

По результатам боевых действий оборудование самолёта было усовершенствовано. Была обеспечена подвеска на правый внешний пилон контейнеров для выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей, на левый внешний узел подвески при этом обычно подвешивалась станция постановки активных радиопомех.
В комплект дополнительных баков были включены два подкрыльевых, емкостью по 1100 л и один подфюзеляжный 600-литровый ПТБ, расширилось и подвесное вооружение самолета. Был внедрен вариант с ракетой AS 30 – одна УР под правым крылом и дальномер - целеуказатель на центральном пилоне.

В начале 90-х «Супер Этандары» участвовали в боевых действиях на территории бывшей Югославии. Действуя с авианосца «Супер-Этандары» должны были оказывать огневую поддержку международным вооруженным силам в Боснии. В их задачу входило блокирование военной деятельности всех противоборствующих сторон, а практически они наносили удары по позициям армии боснийских сербов, ведя вместе с авиацией других стран НАТО настоящую войну в самом центре Европы. Каждый день «Супер-Этандары» совершали до 12 боевых вылетов, охотясь за танками и автоколоннами, или штурмуя позиции войск. В июле 1995 года авианосец «Фош» вернулся в Тулон, и участие французских ВМС в балканском конфликте было приостановлено.

Но широкую известность эти самолёты получили учавствуя в другом конфликте.
В конце 70-х Аргентина заказала14 «Супер-Этандаров», 28 противокорабельных ракет AM 39 «Экзосет».



К началу боевых действий с британской эскадрой было поставлено пять самолётов и пять ракет.


«Супер-Этандар» З-А-202» ВМС Аргентины, принимавший участие в ударах по британским кораблям 4 и 25 мая 1982 г.


В 1982 году самолеты «Супер Этандар» аргентинских ВМС активно использовались против кораблей британского флота, в районе Фолклендских островов. 4 мая 1982 года ракетами АМ.39«Экзосет», запущенными с самолетов этого типа, был потоплен эсминец УРО «Шеффилд». Телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры – «Экзосет» кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец. На корабле загорелись алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. По иронии судьбы на «Шеффилде» находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка.


"Шеффилд" после попадания ПКР «Экзосет»


Следующей жертвой стал контейнеровоз «Атлантик конвейр» использовавшийся в качестве авиатранспорта. В этот раз пилоты аргентинских «Супер Этандаров» нацелили свои «Экзосеты» на авианосец «Гермес». Однако британцы сумели прикрыться облаком ложных целей. Дезориентированными дипольными отражателями и тепловыми ловушками, запущенными с кораблей британской эскадры ракеты «растерялись», их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут рядом, в каких-то 5-6 км оказалась новая жертва – контейнеровоз типа «ро-ро» «Атлантик Конвейер». Огромное судно пошло ко дну, унося с собой 6 средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил.



После этих событий «Супер Этандарами» и ПКР «Экзосет» заинтересовался Ирак. Арабы не скрывали, что новое оружие нужно им для блокирования вод Персидского Залива. Они хотели перекрыть приток валюты в Иран, с которым уже несколько лет вели жестокую войну. С Ираком был заключен договор о передаче в аренду пяти самолетов «Супер-Этандар» и первой партии из 20 ракет AM 39. В последствии ракетные удары по танкерам в Персидском заливе, что значительно сократило экспорт иранской нефти.
Во время «иракской кампании» один «Супер-Этандар» был потерян и еще один поврежден при невыясненных обстоятельствах, причем иранская сторона заявила, что обе машины стали жертвой их истребителей. В то же время в 1985 году было объявлено, что срок аренды самолетов истек и якобы все пять машин вернулись во Францию. Ирак полностью оплатил их использование, и никакие вопросы о компенсации потерь не поднимались.

«Супер-Этандары» имелись в марте 2011 года на борту атомного авианосцев «Шарль де Голль» во время операции «Харматан», в ходе которой наносились авиаудары по Ливии.


F-8E "Крусейдер"


Это был достаточно совершенный для своего времени самолёт. Но, учитывая темпы развития реактивной авиации, он довольно быстро устарел, в США "Крусейдеры" были выведены из боевого состава в середине 70-х. К тому же "Крусейдер" мог применять только ракеты ближнего боя с ТГС, что сильно ограничивало его возможности как перехватчика.

Тем не менее эти самолёты в течении длительного времени оставались на вооружении в составе французской палубной авиации. Лишь в декабре 1999 года последние французские «Крусейдеры» были сняты с вооружения, что стало концом сорокалетней эксплуатации этого типа самолётов.

В апреле 1993 года на авианосец совершил первую посадку палубный вариант истребителя "Рафаль". В июле 1999 г. французские ВМС получили первый серийный палубный самолет «Рафаль» М.



В конце 2008 г. на самолетах стал устанавливаться новый комплекс авионики, позволивший довести истребители до стандарта F3, т. е. «Рафаль» превратился в полностью многоцелевой истребитель. Теперь он способен нести под фюзеляжем контейнер с разведывательной аппаратурой RECO-NG нового поколения и противокорабельные ракеты «Экзосет» АМ-39.



Палубные «Рафали» уже успели принять участие в боевых действиях. 28 марта 2007 года самолеты «Рафаль» М с авианосца «Шарль де Голль» находящегося у побережья Пакистана, впервые нанесли бомбовый удар по боевикам движения «Талибан» по просьбе командования подразделений голландских войск.

В марте 2011 года палубные «Рафали» наносили удары по ливийским аэродромам и средствам ПВО. В ходе операции «Харматан» были впервые в реальных боевых действиях применены авиационные бомбы калибра 250 килограммов, оснащенные модульными комплектами высокоточного наведения AASM.



Применение этих авиабомб с истребителей «Рафаль» в боевых условиях эксперты рассматривают как финальный этап испытаний варианта AASM с лазерной ГСН перед его принятием на вооружение ВВС Франции. Боевая бомба с модулем AASM имеет два режима наведения – заранее программируемый для выполнения задачи по поражению стационарной цели типа здания или склада боеприпасов или программируемый экипажем самолета в режиме целеуказания в условиях ограничения по времени.

В 2011 году в Ливии при проведении операции «Харматан» ВВС Франции применили свыше 1600 АСП, включая авиабомбы и управляемые ракеты. В их числе 225 модульных АСП AASM, сброшенных с самолетов «Рафаль».

ВВС Франции впервые нанесли удар по наземным целям в Ливии 19 марта 2011 года, когда бомбы AASM применялись для уничтожения колонны бронетехники в районе Бенгази в восточной части страны. Бомбы AASM также применялись для уничтожения зенитного ракетного комплекса С-125 советского производства. Они были сброшены с самолета за пределами зоны его эффективного действия, а также 24 марта для уничтожения реактивного учебно-тренировочного самолета «Галеб» югославского производства, который был обнаружен самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS и уничтожен сразу после приземления.

Несмотря на финансовый кризис Франция по прежнему демонстрирует способность самостоятельно разрабатывать и производить современную конкурентоспособную авиационную технику и средства поражения. Сохраняя высокий технический и технологический уровень своей авиационной промышленности.

По материалам:
http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38
http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdf
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/aviacija_1999_04/p5.php
Автор: Bongo