Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть I
Первая мировая война стала причиной распада нескольких крупных европейских империй. Среди них оказалась Австро-Венгерская империя, на бывших территориях которой образовались несколько новых государств. Став самостоятельной независимой страной, Австрия нуждалась в срочном восстановлении экономики, промышленности и вооруженных сил. При этом Сен-Жерменский мирный договор от 1919 года накладывал на нее серьезные ограничения военного характера. Австрии запрещалось иметь технику определенных классов, а численность вооруженных сил не должна была превышать 30 тыс человек.
В течение нескольких лет Вена предпринимала различные попытки повысить боеспособность своей армии способами, не противоречащими существующему договору. Введенные ограничения не запрещали Австрии иметь полицейскую и учебную технику, чем она и воспользовалась. Благодаря этой лазейке в конце двадцатых годов начался новый виток истории австрийских бронеавтомобилей.
Heigl Panzerauto M.25
В середине двадцатых годов лейтенант Фриц Хейгл выступил с предложением создать «учебный бронеавтомобиль» (Schule Panzerauto), который смог бы оказать заметное влияние на боеспособность армии ограниченных размеров. Предыдущие вооруженные конфликты наглядно показали, насколько полезной может оказаться подобная техника. Одновременно с этим «учебные броневики» были единственным классом бронетехники, которые могла позволить себе Австрия, как по экономическим, так и по политическим причинам.
По некоторым данным, основой для броневика M.26 стал тот же грузовик, что и в случае с предыдущей боевой машиной. Однако при его доработке задние колеса стали сдвоенными. Двигатель, трансмиссия и колесная формула остались прежними. Для облегчения конструкции и обеспечения достаточного уровня защиты бронированный корпус был выполнен из листов, расположенных под различными углами к вертикали. Рассматривая обводы корпуса, нетрудно заметить, что в его конструкции отсутствуют вертикальные листы, а единственный горизонтальный – крыша.
Желание уменьшить боевую массу машины сказалось на ее вооружении и составе экипажа. Последний был сокращен до четырех человек: механик-водитель, командир и два стрелка. Два пулемета Schwarzlose, как и на предыдущем броневике, устанавливались в корпусе и должны были вести огонь через люки в бортах. Еще два пулемета установили в крупной башне с характерным наклонным лобовым листом. По своей огневой мощи броневик M.26 был равен предыдущей машине, хотя применение одной башни соответствующим образом сказывалось на боевых возможностях. Тем не менее, сокращение количества башен сочли приемлемым шагом для учебной бронемашины.
За радиатором располагался один из механиков-водителей. В межвоенный период существовало мнение, согласно которому бронеавтомобиль для большей маневренности в бою должен оснащаться двумя постами управления. Австрийский броневик ADGZ разрабатывался с учетом этих взглядов. Второй механик-водитель находился в кормовой части обитаемого объема. Помимо двух водителей в экипаж входили командир, заряжающий, наводчик и два стрелка. Для посадки и высадки в бортах имелись четыре люка, еще один – в крыше башни.
В корме корпуса находился карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с., сопряженный с гидравлической коробкой передач. Последняя была применена для одинаковых ходовых характеристик при движении вперед и назад. Крутящий момент двигателя через карданные валы передавался на все четыре оси машины. Колеса оснащались бескамерными шинами. Односкатные колеса передней и задней оси были управляемыми. На две средние оси монтировались двускатные колеса. Подобная ходовая часть, как ожидалось, должна была обеспечить высокие характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.
Во вращающейся двухместной башне на крыше корпуса размещалось основное вооружение. В зависимости от обстоятельств экипаж мог атаковать противника при помощи 20-мм пушки Solothurn или 7,92-мм пулемета Schwarzlose. Еще два пулемета устанавливались в переднем и заднем листах боевого отделения. В укладках броневика помещалось 250 снарядов для пушки и в общей сложности 5000 патронов для пулеметов. В середине тридцатых годов три пулемета и пушка калибра 20 мм были серьезным оружием не только для броневиков, но и для танков.
Применение оригинальных идей привело к росту габаритов и массы боевой машины. Боевая масса ADGZ достигла 12 тонн, из-за чего машину классифицировали как тяжелый бронеавтомобиль. Общая длина превышала 6,2 метра, ширина – 2,1 м, высота – 2,5 м. Несмотря на это, во время испытаний броневик на шоссе разгонялся до 70 км/ч. Запас хода – 450 километров. Две управляемые оси, полноприводная ходовая часть и сравнительно мощный двигатель обеспечивали хорошую проходимость и высокую маневренность.
В 1937 году армия и полиция Австрии подписали контракты на поставку новых броневиков. Согласно этим договорам, компания Austro-Daimler должна была изготовить 12 боевых машин для военных и 15 для органов правопорядка. В ходе эксплуатации армия и полиция выявили некоторые недостатки, хотя в целом новые броневики посчитали хорошими и удобными для использования.
Весной 1938 года Австрия вошла в состав Германии. Аншлюс имел множество последствий различного характера. Проведенные новой властью преобразования коснулись и бронеавтомобилей ADGZ. Имевшиеся у австрийских военных и полицейских 27 броневиков этой модели перешли немецким войскам, где получили новое обозначение: М35 mittlerer Panzerwagen. Вермахт имел собственные вооружения и военную технику и не нуждался в подобных трофеях. Изначально предлагалось продать австрийские броневики Болгарии или Румынии, однако от таких планов быстро отказались. Ввиду ограниченных возможностей австрийская промышленность не успела оснастить все построенные броневики ADGZ различным оборудованием, в том числе радиостанциями. Продажу техники в таком виде посчитали бессмысленной.
Бывшие австрийские бронеавтомобили остались у германской армии. В 1938-39 годах они прошли небольшой ремонт и модернизацию. Главная цель этих работ заключалась в изменении вооружения в соответствии с немецкими стандартами. Пулеметы «Шварцлозе» были заменены на MG34. Кроме того, броневики получили радиооборудование. Доработанные бронеавтомобили ADGZ были переданы нескольким частям СС. Боевое применение броневиков ADGZ австрийского производства началось в сентябре 1939 года, во время нападения Германии на Польшу. В дальнейшем эти машины использовались в следующих военных операциях, а также в полицейских целях.
В 1941 году был подписан крупнейший контракт на поставку бронеавтомобилей ADGZ. Компания Steyr, в состав которой к этому времени вошла фирма Austro-Daimler, получила заказ на поставку 25 броневиков. Существуют две версии, объясняющие появление этого контракта. Согласно первой, в 1941 году подразделения СС понесли большие потери в живой силе и технике, которые пришлось срочно восполнять, в том числе и с помощью австрийских бронемашин. Вторая версия говорит о желаниях руководства СС иметь собственную технику, отличную от вооружений Вермахта. Обе версии имеют право на жизнь, поскольку в пользу первой говорят крупные немецкие потери, а вторую подтверждает тот факт, что машины ADGZ в 1941 году не имели никаких преимуществ перед существующими броневиками, разработанными в Германии.
В начале 1942 года фирма Steyr выполнила заказ и передала СС бронированные боевые машины. 25 броневиков получили радиооборудование, а также новое вооружение. Как и переоборудованные трофейные машины, новые ADGZ несли пулеметы MG34. Вместо 20-мм пушки Solothurn на них установили орудия KwK 35 L/45 такого же калибра. Согласно некоторым источникам, после нападения Германии на Советский Союз несколько броневиков ADGZ получили новые орудийные башни, снятые с трофейных танков Т-26.
Все имевшиеся бронеавтомобили ADGZ использовались войсками СС для охраны тылов и борьбы с партизанами. До конца войны некоторое количество этих машин было повреждено, а несколько были уничтожены. Кроме того, в начале 1943 года, во время боев в Воронежской области, один броневик австрийской разработки достался красноармейцам в качестве трофея. После войны все имевшиеся броневики ADGZ были утилизированы.
Тяжелый бронеавтомобиль ADGZ оказался одной из самых удачных разработок австрийской оборонной промышленности. Разработанная с нуля машина имела высокие ходовые характеристики и огневую мощь. Кроме того, в общей сложности было построено 52 такие бронемашины, что тоже можно считать свидетельством ее успеха. Ни один другой австрийский броневик межвоенного периода не строился столь крупной серией.
ADGK
Закончив основные конструкторские работы по проекту ADGZ, в котором широко применялись оригинальные технические решения, компания Austro-Daimler занялась разработкой нового бронеавтомобиля. На этот раз предполагалось создать трехосную боевую машину с широким использованием наработок по существующей технике, в том числе и гражданским грузовикам. Имеющиеся сведения о проекте, получившем название ADGK, позволяют подозревать австрийских конструкторов в «подглядывании» за зарубежными коллегами. Своим внешним видом австрийский броневик 1934 года значительно напоминает американскую машину M1 Armored Car, появившуюся несколькими годами ранее. Сходство можно объяснить как похожими целями проекта, так и заимствованием некоторых идей.
Бронеавтомобиль ADGK должен был иметь трехосное шасси с колесной формулой 6х4. Передние односкатные колеса предлагалось сделать управляемыми, а две задние оси с двускатными колесами – ведущими. Колеса с пулестойкими шинами могли устанавливаться на подвеске с листовыми рессорами. Для повышения проходимости новый броневик должен был получить пару небольших барабанов, закрепленных под днищем. При наезде на препятствие они должны были сработать подобно колесам и не дать машине зацепиться днищем. Кроме того, на бортах, сзади и выше передних колес должны были находиться запасные, способные свободно вращаться.
Бронированный корпус машины ADGK предлагалось сваривать из металлических листов. Лобовые, бортовые и кормовые листы располагались под углом к вертикали. Сведения о предлагавшейся толщине бронирования отсутствуют. Внутренние объемы корпуса делились на моторное и боевое отделение. Моторное располагалось в передней части корпуса и было отделено от боевого перегородкой. В боевом отделении должен был располагаться экипаж из четырех человек.
На крыше боевого отделения предполагалось установить башню характерной формы: на ее цилиндрических бортах располагался круглый «купол». В башне должно было находиться главное оружие броневика – 20-мм автоматическая пушка. Наводить ее и вести огонь должен был командир. В передней части боевого отделения планировалось установить рабочие места механика-водителя и стрелка, вооруженного 7,92-мм пулеметом в амбразуре лобового листа. Четвертого члена экипажа тоже предполагалось вооружить пулеметом. Он должен был находиться в кормовой части машины.
При длине свыше 4,3 метра и высоте около 2,1 м расчетная боевая масса броневика ADGK достигла 7 тонн. Расчетное значение максимальной скорости на шоссе превышало 50 км/ч.
Точные весовые и ходовые характеристики бронеавтомобиля новой модели так и не были выяснены. Дело в том, что разработка проекта ADGK прекратилась через несколько месяцев после начала. Согласно различным источникам, это произошло из-за недостаточных расчетных характеристик перспективной машины или ввиду большего приоритета проекта ADGZ. Бронеавтомобиль ADGK так и остался на бумаге. Строительство опытного образца не начиналось.
По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://ost-front.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://kfzderwehrmacht.de/
В течение нескольких лет Вена предпринимала различные попытки повысить боеспособность своей армии способами, не противоречащими существующему договору. Введенные ограничения не запрещали Австрии иметь полицейскую и учебную технику, чем она и воспользовалась. Благодаря этой лазейке в конце двадцатых годов начался новый виток истории австрийских бронеавтомобилей.
Heigl Panzerauto M.25
В середине двадцатых годов лейтенант Фриц Хейгл выступил с предложением создать «учебный бронеавтомобиль» (Schule Panzerauto), который смог бы оказать заметное влияние на боеспособность армии ограниченных размеров. Предыдущие вооруженные конфликты наглядно показали, насколько полезной может оказаться подобная техника. Одновременно с этим «учебные броневики» были единственным классом бронетехники, которые могла позволить себе Австрия, как по экономическим, так и по политическим причинам.
По некоторым данным, основой для броневика M.26 стал тот же грузовик, что и в случае с предыдущей боевой машиной. Однако при его доработке задние колеса стали сдвоенными. Двигатель, трансмиссия и колесная формула остались прежними. Для облегчения конструкции и обеспечения достаточного уровня защиты бронированный корпус был выполнен из листов, расположенных под различными углами к вертикали. Рассматривая обводы корпуса, нетрудно заметить, что в его конструкции отсутствуют вертикальные листы, а единственный горизонтальный – крыша.
Желание уменьшить боевую массу машины сказалось на ее вооружении и составе экипажа. Последний был сокращен до четырех человек: механик-водитель, командир и два стрелка. Два пулемета Schwarzlose, как и на предыдущем броневике, устанавливались в корпусе и должны были вести огонь через люки в бортах. Еще два пулемета установили в крупной башне с характерным наклонным лобовым листом. По своей огневой мощи броневик M.26 был равен предыдущей машине, хотя применение одной башни соответствующим образом сказывалось на боевых возможностях. Тем не менее, сокращение количества башен сочли приемлемым шагом для учебной бронемашины.
За радиатором располагался один из механиков-водителей. В межвоенный период существовало мнение, согласно которому бронеавтомобиль для большей маневренности в бою должен оснащаться двумя постами управления. Австрийский броневик ADGZ разрабатывался с учетом этих взглядов. Второй механик-водитель находился в кормовой части обитаемого объема. Помимо двух водителей в экипаж входили командир, заряжающий, наводчик и два стрелка. Для посадки и высадки в бортах имелись четыре люка, еще один – в крыше башни.
В корме корпуса находился карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с., сопряженный с гидравлической коробкой передач. Последняя была применена для одинаковых ходовых характеристик при движении вперед и назад. Крутящий момент двигателя через карданные валы передавался на все четыре оси машины. Колеса оснащались бескамерными шинами. Односкатные колеса передней и задней оси были управляемыми. На две средние оси монтировались двускатные колеса. Подобная ходовая часть, как ожидалось, должна была обеспечить высокие характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.
Во вращающейся двухместной башне на крыше корпуса размещалось основное вооружение. В зависимости от обстоятельств экипаж мог атаковать противника при помощи 20-мм пушки Solothurn или 7,92-мм пулемета Schwarzlose. Еще два пулемета устанавливались в переднем и заднем листах боевого отделения. В укладках броневика помещалось 250 снарядов для пушки и в общей сложности 5000 патронов для пулеметов. В середине тридцатых годов три пулемета и пушка калибра 20 мм были серьезным оружием не только для броневиков, но и для танков.
Применение оригинальных идей привело к росту габаритов и массы боевой машины. Боевая масса ADGZ достигла 12 тонн, из-за чего машину классифицировали как тяжелый бронеавтомобиль. Общая длина превышала 6,2 метра, ширина – 2,1 м, высота – 2,5 м. Несмотря на это, во время испытаний броневик на шоссе разгонялся до 70 км/ч. Запас хода – 450 километров. Две управляемые оси, полноприводная ходовая часть и сравнительно мощный двигатель обеспечивали хорошую проходимость и высокую маневренность.
В 1937 году армия и полиция Австрии подписали контракты на поставку новых броневиков. Согласно этим договорам, компания Austro-Daimler должна была изготовить 12 боевых машин для военных и 15 для органов правопорядка. В ходе эксплуатации армия и полиция выявили некоторые недостатки, хотя в целом новые броневики посчитали хорошими и удобными для использования.
Весной 1938 года Австрия вошла в состав Германии. Аншлюс имел множество последствий различного характера. Проведенные новой властью преобразования коснулись и бронеавтомобилей ADGZ. Имевшиеся у австрийских военных и полицейских 27 броневиков этой модели перешли немецким войскам, где получили новое обозначение: М35 mittlerer Panzerwagen. Вермахт имел собственные вооружения и военную технику и не нуждался в подобных трофеях. Изначально предлагалось продать австрийские броневики Болгарии или Румынии, однако от таких планов быстро отказались. Ввиду ограниченных возможностей австрийская промышленность не успела оснастить все построенные броневики ADGZ различным оборудованием, в том числе радиостанциями. Продажу техники в таком виде посчитали бессмысленной.
Бывшие австрийские бронеавтомобили остались у германской армии. В 1938-39 годах они прошли небольшой ремонт и модернизацию. Главная цель этих работ заключалась в изменении вооружения в соответствии с немецкими стандартами. Пулеметы «Шварцлозе» были заменены на MG34. Кроме того, броневики получили радиооборудование. Доработанные бронеавтомобили ADGZ были переданы нескольким частям СС. Боевое применение броневиков ADGZ австрийского производства началось в сентябре 1939 года, во время нападения Германии на Польшу. В дальнейшем эти машины использовались в следующих военных операциях, а также в полицейских целях.
В 1941 году был подписан крупнейший контракт на поставку бронеавтомобилей ADGZ. Компания Steyr, в состав которой к этому времени вошла фирма Austro-Daimler, получила заказ на поставку 25 броневиков. Существуют две версии, объясняющие появление этого контракта. Согласно первой, в 1941 году подразделения СС понесли большие потери в живой силе и технике, которые пришлось срочно восполнять, в том числе и с помощью австрийских бронемашин. Вторая версия говорит о желаниях руководства СС иметь собственную технику, отличную от вооружений Вермахта. Обе версии имеют право на жизнь, поскольку в пользу первой говорят крупные немецкие потери, а вторую подтверждает тот факт, что машины ADGZ в 1941 году не имели никаких преимуществ перед существующими броневиками, разработанными в Германии.
В начале 1942 года фирма Steyr выполнила заказ и передала СС бронированные боевые машины. 25 броневиков получили радиооборудование, а также новое вооружение. Как и переоборудованные трофейные машины, новые ADGZ несли пулеметы MG34. Вместо 20-мм пушки Solothurn на них установили орудия KwK 35 L/45 такого же калибра. Согласно некоторым источникам, после нападения Германии на Советский Союз несколько броневиков ADGZ получили новые орудийные башни, снятые с трофейных танков Т-26.
Все имевшиеся бронеавтомобили ADGZ использовались войсками СС для охраны тылов и борьбы с партизанами. До конца войны некоторое количество этих машин было повреждено, а несколько были уничтожены. Кроме того, в начале 1943 года, во время боев в Воронежской области, один броневик австрийской разработки достался красноармейцам в качестве трофея. После войны все имевшиеся броневики ADGZ были утилизированы.
Тяжелый бронеавтомобиль ADGZ оказался одной из самых удачных разработок австрийской оборонной промышленности. Разработанная с нуля машина имела высокие ходовые характеристики и огневую мощь. Кроме того, в общей сложности было построено 52 такие бронемашины, что тоже можно считать свидетельством ее успеха. Ни один другой австрийский броневик межвоенного периода не строился столь крупной серией.
ADGK
Закончив основные конструкторские работы по проекту ADGZ, в котором широко применялись оригинальные технические решения, компания Austro-Daimler занялась разработкой нового бронеавтомобиля. На этот раз предполагалось создать трехосную боевую машину с широким использованием наработок по существующей технике, в том числе и гражданским грузовикам. Имеющиеся сведения о проекте, получившем название ADGK, позволяют подозревать австрийских конструкторов в «подглядывании» за зарубежными коллегами. Своим внешним видом австрийский броневик 1934 года значительно напоминает американскую машину M1 Armored Car, появившуюся несколькими годами ранее. Сходство можно объяснить как похожими целями проекта, так и заимствованием некоторых идей.
Бронеавтомобиль ADGK должен был иметь трехосное шасси с колесной формулой 6х4. Передние односкатные колеса предлагалось сделать управляемыми, а две задние оси с двускатными колесами – ведущими. Колеса с пулестойкими шинами могли устанавливаться на подвеске с листовыми рессорами. Для повышения проходимости новый броневик должен был получить пару небольших барабанов, закрепленных под днищем. При наезде на препятствие они должны были сработать подобно колесам и не дать машине зацепиться днищем. Кроме того, на бортах, сзади и выше передних колес должны были находиться запасные, способные свободно вращаться.
Бронированный корпус машины ADGK предлагалось сваривать из металлических листов. Лобовые, бортовые и кормовые листы располагались под углом к вертикали. Сведения о предлагавшейся толщине бронирования отсутствуют. Внутренние объемы корпуса делились на моторное и боевое отделение. Моторное располагалось в передней части корпуса и было отделено от боевого перегородкой. В боевом отделении должен был располагаться экипаж из четырех человек.
На крыше боевого отделения предполагалось установить башню характерной формы: на ее цилиндрических бортах располагался круглый «купол». В башне должно было находиться главное оружие броневика – 20-мм автоматическая пушка. Наводить ее и вести огонь должен был командир. В передней части боевого отделения планировалось установить рабочие места механика-водителя и стрелка, вооруженного 7,92-мм пулеметом в амбразуре лобового листа. Четвертого члена экипажа тоже предполагалось вооружить пулеметом. Он должен был находиться в кормовой части машины.
При длине свыше 4,3 метра и высоте около 2,1 м расчетная боевая масса броневика ADGK достигла 7 тонн. Расчетное значение максимальной скорости на шоссе превышало 50 км/ч.
Точные весовые и ходовые характеристики бронеавтомобиля новой модели так и не были выяснены. Дело в том, что разработка проекта ADGK прекратилась через несколько месяцев после начала. Согласно различным источникам, это произошло из-за недостаточных расчетных характеристик перспективной машины или ввиду большего приоритета проекта ADGZ. Бронеавтомобиль ADGK так и остался на бумаге. Строительство опытного образца не начиналось.
По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://ost-front.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://kfzderwehrmacht.de/
Автор: Glenn Witcher